Константин Бубон: избирателям стоит формулировать разумные требования к депутатам

Автор и ведущий программы Буква Закона на радио Восток России размышляет о грядущих переменах в расстановке региональных политических сил
Константин Бубон. Фото: из личного архива К.Бубона

Нынешний, 2019 год обещает стать богатым на политические события краевого масштаба. В сентябре региону предстоят выборы депутатов Законодательной думы Хабаровского края, Городской Думы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Состоятся также довыборы депутата Государственной Думы, поскольку Сергей Фургал, избранный на должность губернатора, сдал свой депутатский мандат.

Чем можно охарактеризовать новый политический сезон? Я бы выделил несколько новшеств, которые будут отличать его от предыдущих.

Прежде всего, стоит констатировать повышение значимости Законодательной Думы Хабаровского края как органа представительной власти. В соответствии с законом № 402 от 01.03.2019 "О внесении изменений в Устав Хабаровского края" Дума приняла на себя полномочие по согласованию назначения на должности отдельных членов регионального Правительства. Станет ли на практике такое согласование чисто формальной процедурой или оно превратится в полноценное, значимое явление краевой жизни, пока трудно сказать. Однако с уверенностью можно говорить о том, что политический "вес" и влияние региональных парламентариев в результате этого решения заметно возрастёт, и в этом состоит дополнительный стимул для кандидатов участвовать в выборной гонке.

Следует также учитывать, что сентябрьские выборы в краевую думу состоятся уже по новым правилам, под влиянием которых может несколько понизиться электоральная роль парламентских партий. Ставшие знаменитыми поправки к проекту закона Хабаровского края № ЗП-У1-428 "О внесении изменений в статью 69 Избирательного кодекса Хабаровского края" предполагают, что две трети состава краевой Думы будет сформированы из депутатов, избранных по одномандатным округам (24 депутата из 36). По партийным спискам в Думу попадут только двенадцать человек, треть её состава. Среди людей, интересующихся краевой политикой, утвердилось мнение, что эта реформа обусловлена ослаблением позиции партии "Единая Россия", которая пока что, в целом, остаётся доминирующей силой. Эта партия пока официально не объявила, планирует ли она пополнить свои ряды за счёт вновь прибывших депутатов-одномандатников, но основания для таких подозрений более чем весомы.

Снижение популярности "Единой России" среди избирателей превращается в один из тех определяющих факторов, вокруг которых будет построена вся интрига предстоящих выборов. Однако, он сам (этот фактор, снижение популярности ЕР) нуждается в дополнительных разъяснениях и комментариях.

Краевая политика страдает хроническим дефицитом содержательности. Постарайтесь сами себе ответить на следующий вопрос: по поводу чего у нас происходит противоборство между различными партиями, различными кандидатами? Что заставляет избирателей голосовать за одних и игнорировать других? Я сформулировал для себя главную интригу выборов 2019 года: какой именно общественный запрос приведёт во власть новых людей?

Чего хотят избиратели? В чём конкретное содержание их требований? Это не праздные вопросы, ведь от этого будет зависеть то, что им будут обещать успешные кандидаты. Мне довелось столкнуться с мнением, будто все кандидаты, вне зависимости от партийной принадлежности, будут обещать избирателям одно и то же. Я полагаю, что это довольно наивная точка зрения. Избиратели ведь не могут испытывать симпатии к партии только из-за её красивого флага и логотипа, им нужны более существенные различия между кандидатами для того, чтобы определиться со своим выбором.

Конечно, кандидат может обещать избирателям "построить дорогу", "отремонтировать подъезд" или даже "поправить забор". Однако следует понимать, что краевая Законодательная Дума – не бюро добрых услуг, и решение первичных бытовых проблем жителей края не входит в её основные задачи. Те требования, которые граждане предъявляют к депутатам, должны носить, по большей части, политический характер.

В соответствии с Уставом Хабаровского края Дума принимает законы, заслушивает ежегодные отчеты Губернатора, утверждает краевой бюджет. Не стоит забывать, что наш краевой парламент обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе. В пределах своих полномочий это чрезвычайно влиятельный орган, который до сих пор использует не весь свой потенциал. Возможно, это прозвучит несколько странно, но я уверен, что раскрыть все свои возможности наш краевой парламент сможет в том случае, если избиратели правильно сформулируют свои требования к депутатам.

"Правильными требованиями" я называю здесь такие, которые прямо связаны с уставными полномочиями Законодательной Думы. Этот орган может принять краевой закон, повлиять на распределение бюджетных денег, согласовать или отклонить кандидатуру в краевом Правительстве, даже выступить с инициативой принятия федерального закона. Те обещания, которые будут давать кандидаты, должны вытекать из их реальных полномочий, ведь мы избираем членов коллегиального органа, а не помощников на все случаи жизни.

Внимательное изучение главы пятой краевого Устава помогает понять, что Законодательная Дума в первую очередь участвует в выработке стратегии развития края и принимает нормативные акты, которые способствуют её воплощению в жизнь. Никто из людей, причастных к принятию законов, не может быть свободен от влияния социальных доктрин, потому что законы содержат в себе, как потенциал, очертания нашего общего будущего. Люди, которые будут их принимать, в своём общении с избирателями не могут ограничится обещаниями простых бытовых услуг. Они должны разговаривать с людьми о будущем, каким они его себе представляют.

Побеждает не флаг партии, побеждает наиболее убедительный образ будущего. Успешность работы парламента в немалой степени зависит от согласования стратегии с избирателями. Конечно же, такой подход исключает единообразие тех предложений, которые выдвинут кандидаты на предстоящих выборах. Предложения будут разными, и они должны быть разными.

Предположим, политика начнёт наполняться содержанием, и будущие депутаты начнут агитировать в пользу реалистически выглядящих программ, которые лежат в пределах полномочий краевой Думы. Это будет означать развитие и оздоровление краевого парламентаризма, однако, в этом случае откроется, что те обещания, которые давали своим избирателям победители выборов по одномандатным округам, в значительной мере не совпадают друг с другом. Та фракция, которая попытается принять в себя всех депутатов-"одномандатников", рискует объединить людей со взаимоисключающими программами, взаимоисключающими целями и не совпадающими взглядами на будущее.

Депутаты-"одномандатники", каждый сам по себе, в ходе предвыборной кампании могут дать своим избирателям такие обещания, которые не позволят им состоят в одной фракции с любым другим депутатом, что кажется мне очевидным. Легкомысленное отношение к подобной перспективе будет означать такую безответственность по отношению к избирателям, которая неизбежно повредит в перспективе.

Увеличение пропорции в пользу кандидатов-одномандатников означает, что присоединение победителей выборов к фракциям будет содержать в себе не меньшую интригу, чем их предвыборная борьба. В этот момент большое значение будет иметь то, насколько предвыборные обещания каждого конкретного депутата соответствуют позиции той фракции, к которой он примкнёт. Боюсь, на этом этапе внимательных и заинтересованных избирателей будет ждать немало разочарований.

21 марта 2019 года

Константин Бубон

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia