Отгремела премьера одного из самых ярких мюзиклов сезона. Хабаровский краевой академический музыкальный театр порадовал зрителей новой постановкой под названием “Винил” (12+), сообщает корреспондент ИА AmurMedia Юлия Матреницкая.
Действие спектакля переносит зрителя в 50-ые годы прошлого века, в эпоху стиляг. Время, когда столичная молодежь открыла для себя джаз и рок-н-ролл, красочную и броскую одежду, и создала целую субкультуру, пропагандирующую “праздничный” образ жизни в противовес серому и “одинаковому со всех сторон” быту советского гражданина.
В центре внимания история Жоржи и его друзей, которых закрутил водоворот романтических приключений, музыки, танцев, идеологических интриг и расследований. В то же время на фоне всей этой феерии, с её “прикидами” и модными трендами, носителями которых становятся герои нового времени, мы видим сложную историю человеческих взаимоотношений. В мюзикле нет ни одного однозначно положительного или отрицательного персонажа — все они проходят через трансформацию временем и музыкой, и музыка же в итоге их объединяет.
— Искусство — это единственная вещь, которая занимается строительством мостов, а не стен. Поэтому именно музыка может всех нас помирить, подружить и, собственно, так это и происходит в финале нашего спектакля. Мы видим, как волшебная сила музыки все-таки помогает героям преодолеть казалось бы непреодолимые преграды, рассказал о своем видении режиссер-постановщик, лауреат национальной оперной премии “Онегин” в номинации “Лучший онлайн-проект” Дмитрий Отяковский.
Премьера мюзикла-феерии "Винил" (12+). Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
По словам сценографа и художника по костюмам Ирины Сид, перед командой спектакля не стояло задачи воссоздать события того времени с исторической точностью и это отражено в визуальной составляющей постановки. Стилистически образы персонажей были придуманы так, чтобы подчеркнуть отдельные культурные группы — стиляг, пионеров, комсомольцев, жителей коммунальной квартиры, партийных работников, иностранцев, — в то время как в реальности это выглядело бы совершенно иначе.
— Нужно было, чтобы на сцене они отличались друг от друга и зритель в зале видел это. Конечно, мы не скупились на способы выделить их: у всех стиляг есть цветные парики, к примеру. Очень многое в этой постановке было принесено артистами — и элементы костюмов тоже. Наряды, аксессуары жителей коммуналки собраны из того, что нашлось дома или в закромах театра, в мастерских. Такая собирательность дает образам живость и фактурность, а артисты дальше уже дополняли их какими-то элементами, приводя это все к карикатуре. Потому что эти все образы, они, конечно, карикатурные. — поделилась закулисными секретами сценограф и художник по костюмам Ирина Сид.
Сами зрители снабжали театралов реквизитом: велосипед, пластинки, противогаз, рентгеновские снимки — собирали всем городом. Неравнодушные хабаровчане оказали неоценимую помощь!
Впервые в спектакле был использован проектор, который расширил пространство сцены и включил зрителей в зале в развернувшееся визуальное представление. Спецэффекты падающего снега и звездного неба никого не оставили равнодушным.
Сотрудничество со зрителями и жителями города не единственное, что предпринял театр для этого спектакля. В дни показа в холле на втором этаже развернулась выставка утвари 50-ых годов от “Мира говорящих машин”. Активность перед спектаклем сопровождал знаменитый диджей и продюсер многих проектов Ксения Град. Интерактив в фойе создавал художественный руководитель театра в сотворчестве с отделом маркетинга. У гостей театра была возможность послушать оригинальные “пластинки на костях” [на рентгеновским снимках — прим. авт.]. Любой желающий мог сфотографироваться в стилизованной фотозоне.
Отдельным большим шагом для театра стал выпуск клипа, премьера которого состоялась на местных телеканалах. “Девушка-мечта” (12+) — динамичный и зажигательный видеоряд в совокупности с оригинальным вокалом, который передает настроение “феерии свободы”, царящей в спектакле.
Клип целиком и полностью создан творческими силами ХМТ. Целых восемь часов театральной жизни было посвящено съемкам, совмещенным с постановочным процессом спектакля.
Не впервые на сцене Музыкального театра выступил детский образцовый концертный хор “Улыбка” и детская хореографическая студия “Фуэте”. Маленькие артисты справились со своими задачами на профессиональном уровне и покорили сердца зрителей.
По словам столичного режиссера-постановщика Дмитрия Отяковского, взрослая часть постановочной команды также впечатлила его работоспособностью и жаждой играть. Исполнительница главной роли Виолы, солистка Василиса Серова даже похудела от сценического фитнеса так, что перед премьерой ей пришлось ушить платье на 10 сантиметров! За хореографический рисунок отвечал балетмейстер-постановщик, заслуженный артист Хабаровского края Андрей Крылов.
Трудоспособность хабаровских артистов действительно феноменальная. Актеры мужчины задействованы в спектакле в нескольких ролях в разных составах. К примеру, солист-вокалист Андрей Кучинский в первом составе исполняет роль Бунчи, друга главного героя, а во втором составе он предстает перед зрителем в роли Жоржи. Артист-вокалист Сергей Буков в спектакле играет одновременно Следователя и персонажа по имени Тень, тем самым, по замыслу режиссера, подчеркивая двойственную природу человека.
Премьера мюзикла-феерии "Винил" (12+). Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
На этом режиссер не остановился и сделал еще несколько акцентов на двойственной природе героев. Самыми эмоционально тяжелыми стали сцены с участием Ректора. Для подготовки разговора Виолы и Полковника режиссеру пришлось отдельно работать с актерами. По словам Дмитрия Отяковского, эта часть требовала сильного душевного обнажения и её сложно было создать под пристальным взглядом еще 30 человек. Она получилась поистине жесткой.
Второй сценой, потребовавшей еще большей эмоциональной устойчивости, стала сцена разговора Ректора и Жоржи.
— Здесь Жоржи мы добавили нотки истерики, в которую он впадает. В этой сцене он поет скэтом. Его вокал сбивается на нечленораздельную речь и сама температура происходящего от этого резко повышается. Главное, что мне хотелось показать, это весь тот ужас, который Ректор сам испытывает из-за своих действий. Потому что он понимает, что поступает плохо, но это бремя власти, которое он не готов внести, оно его разрушает изнутри. Я позволил себе вольность и в финальной сцене, где Голос Тени звонит Ректору, серьезно расширил текст. Последний звонок Ректору написан практически с нуля, потому что мне было важно показать, что это была не санкционированная жестокость, это не было спущено сверху — это были действия неподготовленного человека, который не понимает, каким образом управляются сложные процессы. — раскрыл тайну режиссерского замысла Дмитрий Отяковский.
Одна из особенностей мюзикла также заключается в отсутствии кастинга на роли. В то время, как столичные спектакли могут позволить себе несколько актеров на одну роль, дальневосточная сцена не может похвастаться таким богатством. Поэтому, чтобы исполнить вокальные партии, артисты полностью перестроили свои голоса. И получилось замечательно!
— У нас репертуарный театр и это был очень сложный материал для репертуарного театра. Реалии такие, что где-то не подходили тональности, где-то голос был низким для роли, где-то высоким. Нужно было полностью себя переломать. И мы все это сделали. Тем мы отличаемся от Москвы и от Питера. — рассказал исполнитель роли Ректора, заслуженный артист России, народный артист Хабаровского края Денис Желтоухов.
Премьера мюзикла-феерии "Винил" (12+). Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
Дмитрий Отяковский не впервые сотрудничает с Хабаровским краевым академическим музыкальным театром. До этого он выступал в качестве приглашенного режиссера в спектакле “Капитанская дочка” (12+). В ноябре 2023 года лауреат всероссийских и международных конкурсов, молодой и талантливый режиссёр-постановщик стал частью большой команды театра в качестве главного режиссера.
— Когда меня назначили главным режиссером, я подумал, что моим дебютным спектаклем в этой роли должен стать именно спектакль Евгения Загота. Мы с ним списались, мы с ним знакомы, он прислал очень много материалов. Он действительно написал огромное количество мюзиклов, которые идут по всей стране, и вот совместно с художником по костюмам мы выбрали “Винил”. Это материал в чем-то, можно сказать, дискуссионный, в чем-то провокационный. Но я уверен, что равнодушных людей среди тех, кто его посмотрит, точно не останется. — подытожил Дмитрий Отяковский.
Режиссер-постановщик, лауреат национальной оперной премии "Онегин" в номинации "Лучший онлайн-проект" Дмитрий Отяковский. Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia