Четырехлетняя война жильцов четырех домов в центре Хабаровска против застройщика, планирующего строительство во дворе торгового центра, может увенчаться победой. Сегодня с инспекцией на место раздора прибыл Сергей Фургал и, осмотревшись, предложил проект временно заморозить, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория. Пожалуй, впервые тихий двор в центре Хабаровска стал свидетелем встречи жителей со столь представительной делегацией: главный архитектор края Александр Селеменев, главный архитектор Хабаровска Аркадий Корзун, и.о. министра строительства края Дмитрий Чеховский, глава Госстройнадзора Олег Сутурин и, наконец, главное действующее лицо — губернатор Сергей Фургал.
Этот двор — уже два года поле невидимой войны жильцов окрестных четырех домов с застройщиком ООО "Сатурн", жаждущим построить здесь торговый центр. Ранее сообщалось, что именно в этом центре начнет работу первый в Хабаровске кинотеатр нового поколения IMAX. Однако жители четырех окрестных домов, № 29 и 31 по ул. Муравьева-Амурского, № 95 по ул. Шеронова и № 160 по ул. Волочаевской, такому кино совсем не рады и делают все, чтобы центра в том виде, в котором он представлен в проекте, не было.
В 2003 году, по словам жильцов, они потеряли огромный кусок дворовой территории. После череды собственников его получил в свое распоряжение застройщик ООО "Сатурн". К тому моменту пятно застройки увеличилось в несколько раз в сравнении с первоначальным проектом. В марте 2017 года "Сатурн" прошел негосударственную экспертизу в компании ООО "Строительная экспертиза ДВ", и в мае 2017 года, невзирая на дружные протесты жителей, департамент архитектуры Хабаровска выдал компании разрешение на строительство 7-этажного торгового центра (площадь застройки — 2206 кв. м). В августе 2017 года жильцами в суд было подано первое исковое заявление, оспаривающее выдачу разрешения на строительство. Активность жителей помешала начать строительство, но территорию, чтоб они не сомневались, что центр будет, огородили бетонным забором.
Главная проблема в том, что граница торгового центра подходит слишком близко к домам, оставляя слишком мало места для детской и спортивной площадки, которую обещает обустроить застройщик. Не 50 метров, а всего 17 метров, по словам жителей. Жители также убеждены, что застройщик нарушил условия: реальный процент застройки (40,48%) выше, чем максимально возможный на этом земельном участке, указанный в заключении экспертизы (39,9%).
А во время строительства застройщик, чтобы вместить крупногабаритную строительную технику, вообще перекроет проезды, волнуются жильцы. Да и как переживут вбивание поблизости свай хрупкие дома 20-х годов постройки с деревянными перекрытиями? Один из них, свидетель эпохи конструктивизма, вообще отнесен к культурному наследию.
Исследовав двор самостоятельно (со стороны, люди дивились, наверное, почему по двору мечутся два десятка людей, то заходя за забор, то ныряя в разные углы, то измеряя что-то у ароматных мусорных контейнеров) и лично убедившись, что жалобы жителей не беспочвенны, губернатор призвал к ответу застройщика и чиновников городской администрации.
Как выяснилось, этот объект не нуждался в согласовании с жителями. По словам архитекторов, если есть положительное заключение экспертизы и отвод земельного участка, разрешение на строительство выдается незамедлительно. Публичные слушания проводятся, когда делается проект планировки.
— Встречи были здесь с народом на месте, — заявил главный архитектор края Александр Селеменев.
В ответ жители возмущенно загудели: "Да не было ничего!", "Не лгите!".
— А что будем делать сейчас с этим домом? — спросил Сергей Фургал. — У нас тут назревает социальный взрыв, вы это понимаете? Что у нас с точки зрения закона?
— С точки зрения закона есть многоквартирный жилой дом, под который земельный участок принадлежит собственникам жилого дома. На данный земельный участок должна быть придомовая территория, у которой должны быть детская площадка, подъезды автомобильные, гостевые стоянки и так далее. Это должно быть. Никто не имеет прав занимать землю, которая принадлежит собственникам жилья. Поэтому нужно найти приемлемое решение, — пояснил глава юридического департамента Станислав Заливин.
— В связи с тем, что в 2008 году земельный участок был предоставлен застройщику, чтобы соблюсти нормативы, он выполняет благоустройство, — рассказал Аркадий Корзун.
— ...Подземная стоянка, — вклинился-таки директор "Сатурна" Эдгар Никогосян.
— Но ведь вы же понимаете, что здесь появится центр, к центру нужны подъезды, нужны дороги, будут проезжать сотни машин в день. О каком благоустройстве, о какой спокойной жизни людей вы говорите? Вы же понимаете, что об этом можно забыть. Покупателям нужно будет подъезжать, где-то ставить машины, будут выгружать товар. Тут начнутся бунты каждый день, — сделал вывод губернатор. И продолжил, мол, если сейчас не приостановить строительство, то, как только появится объект, начнутся крики, что нельзя трогать инвесторов, люди уже вложили деньги и их обижать нельзя...
— А людей обижать можно?! — напирали жильцы.
В какой-то момент поднялся такой гвалт, что власть, народ и застройщик, кажется, окончательно утратили общий язык. Одни говорили, что и семиэтажный центр с подземной стоянкой, и обещанные детская и спортивная площадка, и санитарная зона с мусорными контейнерами, и парковка, и дорожные подъезды, причем даже с шлагбаумом, преспокойно поместятся на этой территории, заставляя изумленно оглядываться: может, тут еще какое-то измерение есть? Другие азартно трясли рулетками, крича, что ничего не выйдет, дудки, сказки вам рассказывают, Сергей Иванович, не верьте им! Третьи, точнее третий, пытался утихомирить первых и вторых.
В разгар перепалки выяснилось, что по злобному стечению обстоятельств застройщик не принес схему стройгенплана.
— Что значит "мы не брали", а зачем вы сюда приехали? — поразился губернатор. — Вы знали о том, что мы тут будем, вы договаривались с краевой администрацией? Вам говорят, что забор будет здесь, вы спорите, что нет, но при этом план не взяли!
— Мы принесем, мы же не могли весь проект принести, — оправдывался побледневший застройщик.
— Да я вас не обвиняю. Есть архитектор, есть ответственные лица, которые это все согласовывали, давали разрешение, и они должны нести полную ответственность, в том числе перед вами, потому что они вас ввели в заблуждение. Я не знаю, каким образом это происходило, но у меня есть стойкое ощущение, что здесь сегодня происходит очередное неправильное действие, заключающееся в том, что дайте нам право построить, а потом мы разберемся. А что будет потом, не знает никто.
— Сергей Иванович, мы стройгенплан можем составить и с вами, с краем согласовать, — косвенно признался в неслучайной забывчивости директор "Сатурна".
— А вообще какого ляда тут нужен торговый центр? У нас что, в городе не хватает торговых площадей? — задал любимые риторические вопросы губернатор, добавив, что логика подсказывает, стройку выносить подальше от домов. — Мы примем такое решение: сейчас все замораживаем, на следующей неделе мы проводим совещание и находим решение, которое устроит и край, и жителей, и город. Мы его найдем. Если надо будет выделить компенсаторный участок, значит, выделим.