В Хабаровском крае наступил самый "несознательный" и тяжелый для политиков и политологов период — сезон отпусков и семейного отдыха. Несмотря на близость выборов политическая жизнь замерла, но ненадолго, в августе штиль легко может смениться штормом, а если "постарается" федеральный центр, то и ураганом, сообщили политологи корр. ИА AmurMedia.
Несмотря на то, что 8 сентября все ближе и ближе и дорог каждый день и голос, в политической жизни Хабаровского края наступает полный штиль. А всего год назад, тоже за два месяца до выборов, было очень горячо: митинги и пикеты против пенсионной реформы, повышения НДС, соцсети и Телеграм-каналы бурлили от негодования, политологи не верили и пожимали плечами.
— Сейчас в крае нет предпосылок для активных протестов. К слову сказать, для жителей Хабаровского края, отличающихся умеренным политическим темпераментом, это вообще нехарактерно выходить на улицы и митинговать. Они на политические акции и по злободневным-то поводам нечасто выходят. Что уж говорить о нынешнем относительно спокойном периоде. Хотя неудовлетворенность социальными условиями жизни, конечно, остается. Есть и такой момент: в нашей стране даже если где-то и возникнет точка социальной напряженности, то, как правило, до окраин волна недовольства докатывается уже тогда, когда напряженность в источнике уже снята. То есть огромные пространства в каком-то смысле помогают стране спокойнее проходить через острые моменты. — говорит политолог, профессор кафедры Дальневосточного филиала РАНХиГС Валерий Чудесов.
Лето, сезон отпусков традиционно считается периодом политического затишья, отмечает политолог, директор экспертно-аналитического центра "ДВ-РЕГИОН" Евгений Чадаев. Внимание одних граждан куда больше занимают мысли о том, где, когда и за сколько лучше отдохнуть. А мысли других заняты проблемами поступления в вузы — школьники только-только отгуляли выпускные балы. Одним словом, на первом плане вопросы личные.
— Это верно, летом социальное самочувствие общества улучшается. А растет социальная напряженность, как правило, ближе к сентябрю, когда детей собирают в школу, — говорит Евгений Чадаев. — Говоря в целом, хочу отметить, что у россиян, по моему мнению, вообще сильна историческая память. Есть у нас в сознании некий предохранитель: все помнят о том, что революция привела к братоубийственной гражданской войне. Поэтому разговоры на кухне и даже участие в пикетах и митингах — это одно, а майдан — совсем другое. Правда, КПРФ и Николай Платошкин зовут хабаровчан на баррикады из-за пенсионной реформы, но вот в прошлом году это подействовало, а в этом уже вряд ли. Сейчас протестный потенциал невелик.
Вовремя снижать градус напряженности в тех регионах, где он неожиданно вырос, — главная задача губернаторов и местных властей. Однако разговаривать с людьми получается далеко не всегда и не у всех, многие властители вообще забыли, как это делается. Что блестяще доказывают недавние народные волнения в Шиесе и Екатеринбурге.
Хабаровскому краю, по мнению политологов, социальная напряженность по этой причине точно не грозит. Наоборот, последние события доказывают, что здесь могут и умеют гасить конфликты еще на первых этапах.
— Новый губернатор очень часто берется за социальные проблемы: дороги, ЖКХ, социальная справедливость. Тем самым отчасти снимая их остроту. К примеру, то, что благодаря его непосредственному участию с места сдвинулась проблема обманутых дольщиков, безусловно, есть факт позитивный. Вообще любой глава региона, который обращает пристальное внимание на эти проблемы, способствует улучшению социального самочувствия жителей края. Люди остро реагируют на социальную несправедливость, поэтому все попытки власти эти проблемы обнародовать и тем более решить оцениваются очень высоко, — подчеркивает Валерий Чудесов.
Евгений Чадаев с коллегой согласен:
— Помните, голодовку сирот на центральной площади? Событие, безусловно, инспирированное, и, по мнению режиссеров, беспроигрышное: сиротам не дают жилья. Но что получилось? Губернатор лично встретился, поговорил, потом во время голодовки вышел сам, чтобы еще раз убедить, и что вышло? Задуманная акция просто заглохла. И сами сироты признались, что жители края их не поддержали, потому что проблему обещали решить, причем высшее должностное лицо. Было ли когда такое в Хабаровском крае? Да не было. Никогда наши губернаторы к протестующим не выходили, а тут вышел, и ничего с ним не случилось. То есть может же глава региона к простым людям сам выйти. Это, на мой знак, очень позитивный знак, хотя, возможно, мало кто обратил на это внимание. А ведь такие действия власти — норма для подлинно демократического общества. И то, что они входят в нашу жизнь, становятся нормой, очень позитивный факт. Это и есть новая политическая практика. Другим позитивным событием последних дней, на мой взгляд, является предложение Сергея Фургала вернуть прямые выборы глав районов в Хабаровском крае.
Вместе с тем эксперты признают, что изменить ровное течение политической жизни на остропротестное можно. Только под силу это спикерам федерального уровня, и последствия могут оказаться непредсказуемыми. Достаточно вспомнить, как негативно отразилась в прошлом году на рейтинге Вячеслава Шпорта объявленная перед губернаторскими выборами пенсионная реформа.
— В этом году вряд ли стоит жадть чего-то подобного. Федеральный центр хорошо усвоил уроки и вряд ли допустит прошлые ошибки, — считают политологи. — Тем более Хабаровский край стал некоей экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются сценарии проведения выборов-2021 и отчасти выборов -2024.