Почем фунт избирательного лиха для отстающих и начинающих в большой политике , выясняли политологи в Хабаровском крае. Каковы реальные шансы на победу, в чем плюсы и минусы, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Хотя официально новых замеров электоральных предпочтений в Хабаровском крае не было, однако, как считают политэксперты, есть все признаки того, что позиции лидеров в гонке изменились.
— На первом месте по-прежнему идет ЛДПР, — говорит социолог Юрий Березутский. — На втором, причем отрыв не 2-3%, а существенно больше, идет "Единая Россия", на третьем — КПРФ, на четвертом — "Справедливая Россия".
По мнению политолога Илдуса Ярулина, разница между партиями меньше, в пределах 3-4%. У лидера, ЛДПР, около 15-18%, у идущей следом ЕР — 12-13%. Шансы первой тройки партий на старте выборной кампании, таким образом, практически равны.
— То, что ЕР стабилизирует свои цифры, связано скорее всего с активизацией "Времени перемен" и с праймериз, итоги которого не могли не вызвать определенного интереса. Сегодня, кстати, заканчивается прием заявок на праймериз по выборам по Комсомольскому округу. Губернатор вернулся из Москвы, и там, видимо, были какие-то договоренности. Вполне возможно, что сегодня мы узнаем, кто эта кандидатура, а в зависимости от этой фигуры могут поменяться рейтинги, — отмечает политолог. — Что касается КПРФ, то пока еще не прошла конференция и не были объявлены результаты выдвижения. Будет Шевченко или нет, пока неизвестно. Раздрай и в рядах "Справедливой России".
Эта неопределенность накладывает свой отпечаток и на сегодняшний политический момент: по оценке экспертов, половина избирателей не знает, за кого будет голосовать в сентябре.
Всерьез говорить о партиях-фаворитах можно будет только тогда, когда появятся конкретные кандидаты, утверждают аналитики. По словам Юрия Березутского, избиратель жаждет увидеть на выборах не статистов, произносящих надоевшие партийные слоганы и тезисы списанных друг у друга партийных программ, а личностей, людей, которым можно и хотелось бы довериться:
— На мой взгляд, партии вообще должны начинать свою выборную кампанию с отчёта о том, что обещали на предыдущих выборах и что сделали. Важна также актуальная повестка, то, с чем конкретно кандидат идет к избирателю. Если он поймет, чего от него ждут люди, что они хотят услышать и каких решений ждут, то его поддержат. Для дальневосточников, к примеру, одной из самых острых проблем является миграция. Нас становится все меньше с каждым годом. Поэтому тот, кто скажет, каким образом эту проблему можно решить, что намеревается предпринять, что эти шаги дадут, тот, безусловно, будет услышан избирателями.
Безусловно, идеальное сочетание — сильный кандидат + сильная партия. Помимо того, что партия впрямую работает на своего кандидата, вкладывая деньги в его кампанию, бренд сильной партии проецируется на кандидата и дает ему дополнительные очки. А сильный кандидат личным примером доказывает, насколько уверена в себе партия и насколько оправданы ее крепкие позиции.
Если же партия сильна, а кандидат откровенно слабый, то шансы партии на победу будут ближе к нулю, а если наоборот, то возможность побороться и составить конкуренцию у партии все же остается. Так что главное для всех партий — правильно подобранный кандидат.
Правда, чтобы иметь реальные шансы на победу, сильный кандидат, желающий победить на этих выборах, дружно говорят политологи, должен был начать работать еще вчера. Год и не менее нужен даже сильному кандидату-новичку для "раскрутки" в медиаполе. А уж опытные политические игроки свои шаги в этом направлении сделали уже давно.
— У новичков просто не будет времени, чтобы достойно себя представить. Мы входим в период политического затишья — в период летних отпусков, когда до выборов остается всего три месяца, — отмечает Юрий Березутский. — Если даже в борьбу ввяжутся люди известные всей стране, кандидаты федерального уровня, им все равно потребуется время.
Это справедливо для всех партий вне зависимости от места в политическом рейтинге.
Даже новички или партии, никогда не занимавшие высокие места, должны это помнить.
На самом деле перед малыми партиями или партиями-новичками стоят совсем другие задачи.
— Думаю, перед "Справедливой Россией", "Зелеными" или "ПАРТИЕЙ РОСТА" стоят задачи не столько выиграть выборы, сколько набрать пресловутые 5%, чтобы не выпасть из списка активных партий. Не стоит забывать, что опубликованы данные о том, сколько системные партии получили денег из бюджета, и понятно, что те партии, которые не получили финансирование из бюджета, бьются за проценты, чтобы в дальнейшем получить его. Чем больше они шумят, тем больше вероятности, что они добьются финансирования. Кроме того, нельзя забывать, что эти выборы — это последняя серьезная разминка перед выборами в Госдуму в 2021 году, — подчеркивает Илдус Ярулин.
Сколько приходится платить за политическую пассивность, понятно из опыта "Справедливой России", которая с утратой политической активности утратила сначала голоса избирателей, а потом и часть бюджетного финансирования.
— Отсюда и попытки лидеров партии в крае громко о себе заявить, прилюдное натягивание желтых жилетов, попытки перетянуть на свою сторону лидеров несистемной оппозиции, чтобы хоть как-то улучшить позиции, привлечь избирателей и получить места в краевом парламенте и Хабаровской гордуме, — отмечает политолог. — Хотя бы одно место в Закдуме и 2-3 места в гордуме. Когда есть депутат, партия может хоть на что-то претендовать.
"Зеленые" в Хабаровском крае активизировались, однако о популярности партии говорить не приходится. А о существовании "ПАРТИИ РОСТА", задействованной на прошедших президентских выборах, и вовсе знают единицы.
Тем не менее один шанс у партий-новичков все же есть.
— Новички могут набрать голоса и даже победить только в том случае, если общество будет на пике политического протеста — в состоянии полного неприятия и даже ненависти к власти. Как это было на губернаторских выборах в сентябре прошлого года. Достаточно ещё одной пенсионной реформы. Но вряд ли такая ситуация повторится в этом году. Власть извлекла уроки из сделанных ошибок и едва ли решится так раздражать избирателей накануне выборов, — подчеркивает Илдус Ярулин.