19 мая 2018 года исполнилось 10 лет первому полету ближнемагистрального самолета Сухой Суперджет 100. В связи с этим Федерация самолетного спорта Хабаровского края – автор "Эскадрильи героев" выступила с предложением выбрать народным голосованием героев-дальневосточников и присвоить их имена самолетам Суперджет 100.
Правительство края инициативу поддержало. О том, что значит для края Суперджет 100 и как будут определены герои для присвоения их имен межрегиональным авиалайнерам комсомольских авиастроителей рассказал ИА AmurMedia заместитель Председателя Правительства края – министр промышленности и транспорта края Сергей Ивашкин.
— 19 мая 10 лет назад в небе над Комсомольском-на-Амуре состоялся первый полет самолета Сухой Суперджет 100. Не понаслышке знаю об этом особом событии. Работая в те годы на Комсомольском авиационном объединении в составе многотысячного коллектива, принимал личное участие в постановке Суперджет 100 в серийное производство. Горжусь этим.
Хорошо помню тот первый полет, его пилотировали Александр Яблонцев и Леонид Чикунов – опытнейшие пилоты, а когда выполнили задачу, – у них на глазах были слезы, да у всех были и слезы радости, и непередаваемое чувство гордости.
Что значило построить гражданский самолет на военном заводе, подчеркну, – на заводе, который выпускал только продукцию ОПК, да еще в непростые годы новой России на Дальнем Востоке?! Пришлось решить немало вопросов сверх тех, которые относятся непосредственно к созданию самолета.
Авиастроение – это супер конкурентный рынок, и уже само решение, да еще в Комсомольске-на-Амуре, было очень даже непростым. В этой связи не могу не сказать о губернаторе края Вячеславе Ивановиче Шпорте, тогда он был депутатом Государственной Думы Российской Федерации, заместителем председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Вячеславу Ивановичу с коллегами пришлось дойти до Президента страны, чтобы это решение состоялось.
Цеха авиазавода. Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
— Комсомольчане оправдали доверие. Даты говорят всё без лишних слов. Сборка первого самолета была начата на КнААПО в феврале 2006 года, в январе 2007 года самолет прошел статические испытания в ЦАГИ в Жуковском, в сентябре 2007 года в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация ("выкатка") первого опытного экземпляра Суперджет 100. И уже в мае, на День пионерии, совершил первый полет.
Мы были пионерами, то есть первыми во всем. Бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и ряд других технологий были внедрены впервые в отечественном гражданском самолетостроении. Авиалайнер полностью спроектирован на основе цифровых технологий.Производство изначально предусматривало кооперацию: флюзеляж и крыло делает комсомольский авиазавод, хвост – новосибирский, композитные детали – Воронежское авиационное объединение. Комплектующие для самолета идут из Франции, Америки. Чтобы разобраться в этом потоке внедрили систему Лин-технологий, еще её называют "бережливое производство", японская система "Кайдзен". Я сам учился этой системе во Франции. В итоге сегодня на создание самолета на Комсомольском филиале компании "Гражданские самолеты Сухого" уходит семь дней. В прошлом году было построено 34 авиалайнера.
В 2012 году Европейское агентство по авиационной безопасности EASA выдало Сертификат типа на самолет Суперджет 100, и он стал первым сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA российским пассажирским авиалайнером.В настоящее время в проработке находится создание версии авиалайнера на 75 мест. Эта версия самолета будет предназначена для полетов на региональных маршрутах протяженностью ориентировочно 1500-2000 км.
Сергей Ивашкин. Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
— На сегодняшний день Суперджет 100 эксплуатируется в российских авиакомпаниях и государственных структурах: Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет, а также в иностранных: Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевские ВВС Таиланда.По географии эксплуатации видно, что самолет прекрасно адаптирован как к 50 градусным морозам Якутии, так и субтропической жаре Тайланда. Самыми крупными заказчиками лайнеров являются авиакомпания "Аэрофлот" (50 самолетов) и мексиканская авиакомпания "Интерджет" (30 самолетов).
Суперджет 100. Фото: russianplanes.net
— Авиакомпания "Аэрофлот" присваивает всем авиалайнерам Суперджет 100 имена выдающихся людей, внесших особый вклад в развитие России. Более 40 самолетов поднимаются в небо с именами космонавта Гагарина, первопроходца Дежнёва, поэта Карима, железнодорожника Ломоносова. С именем дальневосточного героя пока есть только один самолет: в 2011 году авиалайнеру присвоено имя Михаила Васильевича Водопьянова.
Это вопрос в наш адрес. И я думаю, общим голосованием и совместной работой с авиакомпанией "Аэрофлот" мы его решим в ближайшее время.
2018 год особенный – 95 лет гражданской авиации России, 160 лет исполнилось краевой столице, в октябре будем отмечать 80-летие Хабаровского края. Это будет хороший подарок поколениям разных лет, внесших свой вклад в открытие воздушных трасс на Дальнем Востоке, социально-экономическое развитие региона.
Суперджет 100. Фото: russianplanes.net
Старт проекту был дан в день 10-летия первого полета авиалайнера, 19 мая 2018 года, итоги будут подведены 10 июня 2018 года и озвучены в ходе празднования Дня рождения Комсомольска-на-Амуре – города, где поднимают на крыло Суперджет 100.
В общественный совет при министерстве промышленности и транспорта края поступили предложения по 32 героям-дальневосточникам: это Дмитрий Калараш, Алексей Маресьев, Михаил Симонов, Николай Глотов, Василий Дончук, Владимир Некрасов, легендарный экипаж самолета "Родина": Полина Осипенко, Валентина Гризодубова, Мария Раскова. Было предложено рассмотреть кандидатуры Льва Липовича и здравствующего поныне 104-летнего Петра Егорова. Кроме того, участники заседания предложили рассмотреть кандидатуры Ильи Мазурка и Бориса Езерского.
Тайным голосованием представители общественного совета при министерстве выбрали шесть имен, по которым и пройдет народное голосование. Среди претендентов: Герой Советского Союза Василий Иванович Дончук, заслуженный летчик РСФСР Борис Григорьевич Езерский, летчик, ветеран четырех войн Лев Борисович Липович, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Илья Павлович Мазурук, Герой Советского Союза Владимир Петрович Некрасов и Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова. На сегодняшний день (05 июня) проголосовали более 24 тысяч человек. Увидеть ход голосования и самим проголосовать можно по ссылке https://todaykhv.ru/polls/
Примечательно, что к голосованию подключилась Амурская область, и это понятно: Распопова Н.П. родилась в Магдагачи. Подключились военнослужащие, землячество Хабаровского края в Москве, молодежь в социальных сетях. На самом деле получился народный проект и, что самое главное, в поисковых системах Интернета отмечается всплеск обращений за информацией об этих людях. Время до 10 июня еще есть, и каждый может выразить свое мнение, а значит, и благодарность героям-дальневосточникам, чье имя будет потом носить самолет Суперджет 100.