Рыбопромышленники Хабаровсого края и представители Объединения по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья договорились о снижении промысловой нагрузки на Амуре и об охране как нерестилищ, так и путей миграции рыбы на нерест, сообщает корр. ИА AmurMedia.
По просьбе жителей
В Хабаровске прошел круглый стол "О выработке мер по сохранению популяции тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур и Амурском лимане". Организовал его президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК) Сергей Рябченко. Причем, организовал не просто так, а по просьбе жителей приамурских поселков, обеспокоенных тем, что кеты становится все меньше. Это и стало предметом обсуждения на круглом столе, участники которого решили объединить усилия для спасения тихоокеанского лосося. Правда, с такой позицией согласились не все. Но обо всем по порядку.
Круглый стол "О выработке мер по сохранению популяции тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур и Амурском лимане". Фото: Виктор Бурнашев
В качестве участников были приглашены руководители Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Максим Бергеля, Союза рыболовецких кооперативов -колхозов Хабаровского края "Крайрыбакколхозсоюз" Ольга Булкова, Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Хабаровского края и Амурского бассейна Александр Поздняков, а также президент Ассоциации КМНС Хабаровского края Любовь Одзял и председатель Объединения по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья Леонид Сунгоркин. То есть, все, кто имеет отношения к промыслу на Амуре. А еще в мероприятии приняли участие депутат Государственной думы РФ Борис Гладких, руководитель комитета рыбного хозяйства правительства края Никита Король, руководитель ХабНИРО Денис Коцюк, представители надзорных структур, органов госбезопасности и ветераны отрасли.
Итоги — провальные
Проект-менеджер издательства Бизнес-Медиа "Дальний Восток" — куратор круглого стола Дарья Филиппова сразу озвучила проблему.
Проект-менеджер издательства Бизнес-Медиа "Дальний Восток" Дарья Филиппова. Фото: Виктор Бурнашев
— Все мы понимаем официальные итоги осенней путины этого года, а вот сколько рыбы было выловлено браконьерами, этих цифр у нас нет. Эту путину можно с полным основанием назвать провальной. Без осенней кеты остались все жители Хабаровского края...
Сергей Рябченко, как хозяин мероприятия, получил слово первым, и после приветствия всем участникам и гостям, начал с небольшого экскурса в историю, рассказав о своем опыте работы в рыбной отрасли еще со студенческих времен и о том, как 12 национальных рыбодобывающих колхозов края и все другие рыбаки работали в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. Далее он сказал, что вопросы браконьерского промысла, что характерно и для Амура, уже вышли за пределы края и, их уже неоднократно обсуждали на профильной площадке Совета Федерации. После чего призвал всех собравшихся консолидироваться для сохранения популяции тихоокеанских лососей.
Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК) Сергей Рябченко. Фото: Виктор Бурнашев
— В 2019 году было подписано Соглашение, к которому присоединились все рыбопромышленные предприятия и представители КМНС. Все решили отказаться от добычи летнего лосося. И в 2020 году эта рыба спокойно прошла на нерест. Что касается добычи осенней кеты в этом году, хочу призвать не искать виновных и прекратить ненужную полемику в прессе, а выработать всем вместе действенные меры по сохранению этого уникального ресурса нашего Амура.
"Живем на одной земле"
Следующей слово дали президенту АКМНС Любови Одзял. Она вспомнила проходивший в августе в Хабаровске форум "Амур — река жизни" и подчеркнула, что тогда не призывала остановить промышленный промысел. Но потом на неё якобы был организован ряд нападок в телеграмм-каналах. Именно это, видимо, и стало поводом для изменения первоначальной позиции.
Президент Ассоциации КМНС Хабаровского края Любовь Одзял. Фото: Виктор Бурнашев
— Хорошо. Давайте будем закрывать! В ответ тем, кто хочет нашу Ассоциацию объявить виновной во всех проблемах, мы будем ратовать за полное закрытие промышленного лова — эмоционально предложила Любовь Одзял.
И продолжила столь же импульсивно.
— Нужно всем ужиматься, я это понимаю. Но нас самих уже зажали до такой степени, что сейчас нужно зажимать уже лов в лимане. ...Нужно уменьшать квоты в несколько раз, как было в 90-е годы, 3–4 тысячи тонн и все!
После неё выступил руководитель ассоциации рыбохозяйственных предприятий Хабаровского края и Амурского бассейна Александр Поздняков. Он рассказал, что именно на базе отраслевых компаний (а они являются градооборазующими в том же Николаевском районе) построены современные рыбоперерабатывающие заводы. А в этом году они были законсервировали на неопределенный срок, потому что не хватает ресурса. Не хватает несмотря даже на то, что промышленники по собственной инициативе снижают промысловую нагрузку в течение последних 5–7 лет. И подтвердил это цифрами.
— В 2016 году у нас было 72 ставных орудия лова, а в этом их было всего 20. И на следующий год их будет еще меньше, потому что они просто не работают, если рыбы нет.
После чего Александр Поздняков озвучил еще и другие данные.
— Мы подготовили справку, в которой указано, сколько представителей коренных малочисленных народностей по заявительному принципу участвует в лове. ...В этом году было по заявкам 25 тысяч человек только в бассейне реки Амур, а во всем Хабаровском крае было 33 тысячи. А по официальным данным численность КМНС в крае всего 22 тысячи человек. Это говорит о том, что очень много людей, не имеющих отношения к этим народам, пользуются их заявительным правом на лов лосося.
В этот момент в разговор вступила Любовь Одзял, резко отрицая факт, что правом КМНС на лов рыбы пользуются чужие люди. И свою точку зрения она вновь озвучила довольно эмоционально. Председатель собрания Сергей Рябченко призвал всех к порядку, и обсуждение продолжилось, однако некоторое напряжение в зале осталось.
В конце выступления Александр Поздняков внес предложение — снижать промысловую нагрузку и смещать ее ближе к устью для того, чтобы верхние районы, где находятся основные нерестилища и проходят основные пути миграции были свободны для прохода рыбы. Но судя по всему, такие предложения вряд ли могут устроить Любовь Одзял. Хотя руководитель другой национальной организации — Объединения по защите культуры, прав и свобод коренных народов Приамурья Леонид Сунгоркин подчеркнул — всем, кто живет и работает на Амуре должны решать задачи сообща.
— Рыбопромышленники и аборигены должны и могут договориться, потому что мы живем на одной земле и нам всем надо сохранять наши ресурсы.
Нельзя делить людей
Взявший слово Максим Бергеля, председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов, считает, что никакой политики в рыбной проблеме на Амуре нет, это чистая экономика. Поэтому надо говорить не о запретах, а о самоограничении каждого участника процесса.
Максим Бергеля, председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов. Фото: Виктор Бурнашев
— Сейчас мы выходим с идеей по лимитированию выписки из количества орудий лова в зависимости от промысловой нагрузки на орудие лова или вплоть до математического расчета. Если у тебя расстояние рыбопромыслового участка пять километров, то при правиле Росрыболовства "один километр на сеть", ставь пять сетей и не более. Мы добираем последние возможности для самоограничения, и то же самое должен сделать каждый из сидящих за этим круглым столом сегодня.
Коснулся Максим Бергеля и темы, которая касалась аборигенов.
— Нельзя делить жителей Хабаровского края на КМНС и всех других. Зачем квота представителю коренного народа, если он живет в Хабаровске и не ведет традиционный образ жизни? А тот, кто живет в Тыре, Тахте и прочих населенных пунктах, и неважно, кто он по национальности и кем себя считает, должен иметь такое же право доступа к рыбным ресурсам. …А те, промышленные или системные браконьеры, которые просто наживаются на рыбе, делают это по документам, которые государство предназначило для представителей КМНС. Надо перекрывать законодательно все эти лазейки и увеличивать контроль государства за порядком получения разрешений на лов. Главная ценность всей этой деятельности — это человек живущий на Амуре и его уровень жизни.
50% "в минус"
Эту часть полемики подытожил Сергей Рябченко.
Горячее обсуждение на круглом столе "О выработке мер по сохранению популяции тихоокеанских лососей в бассейне р. Амур и Амурском лимане". Фото: Виктор Бурнашев
— Если мы говорим о науке и ее прогнозах, давайте "отминусуем" сразу 50% на браконьерство. Браконьерский промысел, и социальный, и промышленный, может быть даже больше по объемам, чем добывает вся рыбопромышленность. И общественность, и бизнес-сообщество в рамках законодательства, должны выставлять посты на нерестовых реках, чтобы они сигнализировали, где и в каком количестве орудуют браконьеры, чтобы контрольно-надзорные органы могли пресекать их преступную деятельность. Кроме 256 статьи УК РФ за браконьерство, нет статей за их скупку, транспортировку и реализацию. Надо ставить вопрос об ужесточении наказания за это перед Госдумой и решать эти вопросы на федеральном уровне.
К дискуссии подключился и руководитель ХабНИРО Денис Коцюк.
Руководитель ХабаровскНИРО Денис Коцюк. Фото: Виктор Бурнашев
— В последние годы идет повышенный уровень паводка, высокие температуры и все это осложняет составление прогноза. Меры, которые мы предлагаем, не имеют ничего нового. Они применялись и в советские времена и даже до него, еще в 1900-е годы российскими и японскими промышленниками. Это всего четыре направления, три из них основные — сроки добычи, вместе с периодами проходных дней, орудия лова и районы добычи. Мы, как и тогда, должны прийти к четкому нормированию, с уменьшением габаритов орудий лова, их общего количества, увеличению интервалов между орудиями лова и тем самым расширению миграционных коридоров для рыбы, сжатие сроков промысла и увеличению количества проходных дней для равномерного пропуска рыбы к нерестилищам.
С его выводами согласился и другой представитель науки — доктор биологических наук, член общественного совета при Росрыболовстве Игорь Хованский.
Доктор биологических наук, член Общественного совета при Росрыболовстве Игорь Хованский. Фото: Виктор Бурнашев
— Мне бы не хотелось, чтобы вопрос организации промысла на Амуре сводился только к запретительным и карательным мерам и обсуждался где-то в Москве. Здесь достаточно и квалифицированных специалистов, и ученых, и общественников, и производственников, которые прекрасно знакомы со всей проблематикой, чтобы все нормально обсудить и решить. На то, что рыбы стало меньше влияют конечно и экологические проблемы, и проблемы с превышением вылова, и браконьерство.
Ольга Булкова, председатель правления Союза рыболовецких кооперативов-колхозов Хабаровского края "Крайрыбакколхозсоюз", рассказала и о проблемах предприятий своего Союза, которые ничем не отличаются от уже озвученных на совещании и о первом благотворительном конвое, который был организован рыбопромышленными предприятиями по инициативе краевого правительства для помощи малообеспеченным слоям коренного населения в Нанайском районе.
Ольга Булкова, председатель правления Союза рыболовецких кооперативов-колхозов Хабаровского края "Крайрыбакколхозсоюз". Фото: Виктор Бурнашев
— Когда мы с большим трудом и проблемами приехали уже вечером, то увидели с какой надеждой и радостью нас встречали люди. Очень расстраивались, что не могли показать нам свое село, музей и другие достопримечательности. И еще рассказали, что они очень рады тому, что рыбопромышленники и представители коренных народов стали находить точки соприкосновения. Глава Нанайского района сказал, что это очень серьезная помощь и поддержка для людей малообеспеченных.
Никита Король, председатель комитета рыбного хозяйства Правительства Хабаровского края, в самом начале своего выступления сразу сослался на то, что он совсем недавно занимает эту должность и досталась она ему не в лучшее время.
Никита Король, председатель комитета рыбного хозяйства Правительства Хабаровского края. Фото: Виктор Бурнашев
В своем выступлении он в целом повторил то, что уже было озвучено предыдущими выступающими. В конце выступления он заявил, что комитет рыбного хозяйства края готов поддержать все меры по ограничению лова и требуется определить, насколько критично состояние популяции лососевых в бассейне Амура и Амурского лимана, чтобы задействовать все дальнейшие меры. Своей главной задачей он назвал нахождение баланса между интересами рыбопромышленных предприятий края и представителей КМНС.
Договорились почти все
Борис Гладких, депутат Государственной Думы РФ, с самого начала своего выступления, сразу "взял быка за рога", приведя в цифрах рост числа заявок на вылов лосося от представителей коренных малых народов края с 22 тысяч в 2014 году до 33 тысяч в 2020 году, и заявив, что под их прикрытием фактически происходил промышленный лов лосося самозванцами.
Депутат Государственной думы РФ от Хабаровского края Борис Гладких. Фото: Виктор Бурнашев
— Закон работает неэффективно и здесь нужны предложения по его корректировке. В 2017 году, чтобы ужесточить условия промысла на Амуре по моей инициативе в Госдуме провели парламентские слушания. Петр Савчук, заместитель руководителя Росрыболовства тогда сказал, что мы скоро так дозапрещаемся, что рыбу трусами ловить будем! Это к вопросу о том, как мы сочетаемся в наших смыслах, когда заботимся о будущем биологических ресурсов Амура.
В этот момент выступления парламентария Любовь Одзял его перебила и в резкой форме высказала ему претензии "Сидят тут и чушь несут!".
После небольшой словесной перепалки Борис Гладких продолжил аргументацию.
— В марте этого года мы собирались в присутствии природоохранного прокурора и была высказана претензия в адрес науки в том, что уже в течение ряда лет она ошибается в своих прогнозах. Приведу слова прокурора по природоохране, о том, что прогноз всегда завышен. Тогда все согласились, что надо разрабатывать общую стратегию. Естественно, что рыбопромышленники в этом первыми должны участвовать.
Вместо эпилога
Кстати, о необходимости вырабатывать долгосрочную стратегию вылова тихоокеанских лососей Сергей Рябченко говорил в интервью СМИ еще полтора года назад. Так что если этот проект будет поддержан на уровне Государственной думы РФ — есть шанс упорядочить ситуацию и в отрасли, и на Амуре в целом. Пока же руководители всех рыбопромышленных ассоциаций (Ольга Булкова, Сергей Рябченко, Александр Поздняков и Максим Бергеля), а также председатель Объединения по защите культуры, прав и свобод коренных народов Приамурья Леонид Сунгоркин договорились подписать меморандум, который будет подписан в ближайшее время, о мерах по спасению популяции тихоокеанских лососей. Речь идет о снижении промысловой нагрузки, охране нерестилищ и миграционных путей. Любовь Одзял, видимо, документ не подпишет. Она демонстративно покинула круглый стол еще до его завершения.