Уходящий 2020 год натворил дел практически в каждой сфере жизни. Крепко досталось и экономике Хабаровского края вообще, и бизнесу в частности. С чем столкнулись предприниматели края, какие события года стали для них поворотными, к чему они привели и с чем бизнес края подошёл к новому году — обзор событий по версии читателей ИА AmurMedia прокомментировал сопредседатель межрегионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" по Хабаровскому краю и ЕАО Сергей Степанов.
Январь
Начнём с того, что "Дальневосточная ипотека", запущенная в Хабаровском крае в декабре 2019 года, уже в январе начала раскачивать цены на недвижимость в Хабаровске.
— Как показал уходящий год, цены на новостройки, а в след за ними и на всю недвижимость, растут не только от льготной ипотеки. Этот фактор безусловно увеличил спрос. Но ведь и себестоимость строительства растёт. А это происходит потому, что система управления строительным комплексом Хабаровского края не выстроена, — объясняет причину явления Сергей Степанов. — И если не сработать на опережение — не организовать производство строительных материалов в достаточных объёмах здесь, в Хабаровском крае, рост цен на новостройки продолжится и в наступающем году.
Плюс к тому, как считает Сергей Степанов, на увеличение себестоимости строительства повлияла пандемия. Причём, процесс начался ещё в январе 2020 года. Из Китая перестали приезжать рабочие — дешёвая рабочая сила. Стройки края начали испытывать кадровый голод.
— В январе движение трудовых ресурсов было перекрыто мгновенно. Люди не могли ни приехать, ни уехать, — вспоминает Сергей Степанов. — Первыми начали страдать строительство, лесозаготовка, начали терпеть убытки туристическая отрасль и гостиничный бизнес: ведь перестали приезжать туристы из Китая в Хабаровск, и в Поднебесную закрылись туристические маршруты. С каждым днём события были всё тревожнее: сырьё для бизнеса стало невозможно купить в Китае, продукцию вывезти — тоже. В частности, "Технониколь" в один момент лишился заграничных потребителей своей продукции. Честно скажу: началась паника. Было не понятно, что происходит, как будут развиваться события, и что с этим прямо сейчас делать: искать новых поставщиков, новые рынки сбыта, или выгоднее ждать.
Февраль
Второй месяц года для бизнеса Хабаровского края отметился приятными событиями: приостановивший ранее производство хабаровский завод ЖБИ ожил, филиал компании "Гражданские самолеты Сухого" в Комсомольске отметил 15-летие сборкой юбилейного самолёта, началась подготовка расширения границ ТОР "Комсомольск" на четыре района и был объявлен традиционный краевой конкурс "Предприниматель года".
В то же время коронавирус в Китае и в мире продолжал расти и ширится, захватывая всё новые позиции. В феврале он исподтишка ударил по магазинам Хабаровского края. На таможне остановились грузы. Край остался без привычных не дорогих овощей и фруктов.
Март
Третий месяц года начался тревожно, но оптимистично: на набережной Хабаровска были установлены новые торговые павильоны, за право торговать в которых, по предположениям мэрии, предприниматели должны были передраться, решилась проблема с поставками из Китая — в Поднебесной начали оживать предприятия, а в России в конце марта был объявлен режим нерабочих дней. Сначала на неделю. Бизнес напрягся и начал искать пути выживания.
Затем режим самоизоляции был продлён на две недели. И вместе с тем был объявлен первый пакет мер поддержки:
Задолжавшим по налогам предпринимателям Хабаровского края дали нежданную передышку, арендную ставку для бизнеса, который вынужден был закрыться, снизили в Хабаровске, проверки в отношении бизнеса приостановлены
Апрель
В апреле многие предприниматели поняли, что смогут вернуться к нормальному режиму работы не раньше июня. И то не факт.
— Полностью "лёг" выездной туризм и практически не возобновил свою деятельность по сей день. Считать убытки и отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска принялись продавцы промышленных товаров, предприятия общественного питания, индустрии развлечений, — напоминает Сергей Степанов.
В то же время в крае начали появляться новые производства: сначала мастерские по пошиву, а потом и линии по выпуску масок, других средств защиты, дезинфицирующих средств. А промышленность края, после формирования списка системообразующих предприятий, начала возвращаться на привычные рельсы. Этот факт внушал надежды. А за отрасли, попавшие под полное или значительное ограничение на неизвестный срок, становилось всё тревожнее. Оборот хабаровских предприятий снизился от 30 до 100%.
Тем временем подоспел второй пакет федеральных мер поддержки бизнеса: беспроцентные кредиты на выплату зарплат начали выдавать в Хабаровском крае, спецраздел "Поддержка бизнеса в условиях COVID-19" заработал на сайте мэрии Хабаровска, малый и средний бизнес Хабаровского края получил поддержку на 1,1 млрд рублей.
И, как бы не было сложно, в крае стартовал региональный этап конкурса "100 лучших товаров России".
Май
Объявленное президентом России снятие режима нерабочих дней для всей страны после майских праздников внушило оптимизм и предпринимателям Хабаровского края. Хотя, на нашей территории вирус только начал набирать обороты. И тем не менее, начали постепенно открываться рекреационные зоны, возобновляться торговля промышленными товарами, к открытию в новых условиях готовились парикмахерские, прачечные, салоны красоты, фитнес-клубы. О полном снятии режима нерабочих дней в крае речи пока не шло.
Имел место и золяционный парадокс: хабаровские предприниматели в пандемию вышли на мировой рынок
И в то же время вводились всё новые меры поддержки для субъектов бизнеса: специальный налог для самозанятых, новые преференции от муниципалитета, субсидии малому и среднему бизнесу. На субсидию по сохранению занятости заявились 6 тысяч предпринимателей Хабаровского края.
— Именно третий пакет мер поддержки бизнеса реально помог многим предпринимателям удержаться в то трудное время на плаву и выжить, отмечает Сергей Степанов. — Хотя, справедливости ради замечу, что покупательская способность упала и не поднялась по сей день. У многих работающих сейчас предпринимателей по сей день нет "доковидных" оборотов. Нет такого числа клиентов. Плюс к тому — новые санитарные требования не позволяют принимать прежнее число людей одновременно. Так что, многие и по сей день работают, туго затянув пояса.
Июнь
Хабаровский край начал постепенно выходить из режима самоизоляции только в июне. Бизнес Хабаровского края делал трудный выбор: разориться или заразиться. И каждое предприятие делало свой выбор самостоятельно.
Вместе с тем стремительно развивались новые виды услуг: страховые компании успешно предлагали страховку на случай потери работы, на хабаровский рынок зашли службы доставки еды и продуктов, обороты набрали и местные курьерские компании, хабаровские рестораны, начавшие работать исключительно на летних верандах, упрощали меню и обрушили цены, а запрет на работу развлекательных заведений был продлён.
Кроме того, уже в июне стало понятно, что знаковое событие для дальневосточных предпринимателей — Восточный экономический форум придётся отодвинуть. В сентябре мероприятие не состоится.
Июль
— Событием месяца для бизнеса края стала смена власти, — считает Сергей Степанов. — Громкий арест губернатора Сергея Фургала в последствии привёл к тому, что край стал более привлекательным для инвесторов. Затянувшийся конфликт между мэрией краевой столицы и главой правительства края привёл к тому, что инвесторы обходили край стороной. Сейчас же между руководителями города и края найден общий язык. А в результате строится инфраструктура: две школы, спортзал с бассейном. А при ритмичных вложениях в инфраструктуру бизнес найдёт место для своих новых объектов.
Стоит заметить, несмотря на набирающую обороты эпидемию и временное безвластие жизнь бизнеса не остановилась. Предприятия, попавшие под ограничения, начали создавать временнве рабочие места, в ТОР "Хабаровск" затеяли создание фармацевтического технопарка, рестораны и кафе Хабаровского края готовились к полному открытию.
Выжить бизнесу помогали всё новые меры поддержки. Ну и имиджевые мероприятия, которые в большинстве своём перешли в онлайн, в итоге дали свой положительный эффект. Лучших молодых бизнесменов по итогам регионального конкурса определили в Хабаровском крае.
Август
Эпидемия коронавируса остановила свой разбег на плато только в августе. И в это самое время на ресторанах, кафе и магазинах края появились специальные наклейки. Постепенно возобновляли работу всё новые и новые предприятия. Выставки на территории стадиона им. Ленина в Хабаровске возобновлены. Пострадавшие отрасли получили новые льготы. А два молокозавода получили право поставлять молочную продукцию в КНР.
— Те, кто в 2020 году работал на экспорт, получили не только прибыли, но и сверхприбыли. Крупный бизнес, работающий на экспорт, себя в этом году очень хорошо почувствовал. Значительное падение рубля привело к тому, что предприятия, поставляющие продукцию за рубеж, получили за неё значительно больше рублей, не прикладывая к этому никаких дополнительных усилий и затрат, — говорит Сергей Степанов. — Вот так мы год и прожили: одни субъекты бизнеса не по своей вине на гране гибели, другие не за счёт своих усилий — со сверхприбылями. Как говорят, кому война — кому мать родна. Одно радует: те, кто заработал на ситуации имеют реальную возможность помочь тем, кто погибает из-за ситуации. Осталось государству отрегулировать механизм для воплощения в жизнь такой возможности.
Сентябрь
Первый месяц осени отметился четырьмя знаковыми событиями в жизни бизнеса: ни смотря ни на что подведены итоги регионального этапа конкурса "100 лучших товаров России". Победитель отправились на федеральный конкурс. Создание современного горнолыжного курорта в районе Хехцира сдвинулось с мёртвой точки. Самый крупный в Хабаровском крае логистический центр открылся в ТОР "Хабаровск".
Ну и особо стоит отметить несостоявшееся строительство угольного порта под посёлком "Заветы Ильича" в Ванинском районе. Строительство не допустили местные жители. Они встали горой против перевалки угля дешёвым способом в излюбленном месте отдыха у моря. А инвестор вкладываться в абсолютно чистое производство не пожелал и ушёл.
Кстати, эпидемия в крае в сентябре пошла на спад. Открылись театры, кинотеатры, развлекательные центры, дети пошли в школу, студенты — в учебные заведения.
Октябрь
Одно из значимых событий года — Амурский судостроительный завод попал в рейтинг Forbes. На этом фоне первые итоги работы бизнеса оказались не утешительными. Кризис, вызванный пандемией, повлиял на состояние всех отраслей экономики Хабаровска. И в октябре же эпидемия коронавируса начала вновь набирать обороты. Да так, как ранее и не снилось.
— К счастью, власти страны и края стараются гибко подходить к ситуации. Как показал опыт, просто ввести локдаун — такая мера медицину не спасёт, а экономику угробит, — признаёт Сергей Степанов. — Многие отрасли бизнеса с колен, а кто-то и из лежачего положения, так и не встали. Но то, что они пусть "на коленях", но работают, уже хорошо. Есть надежда на то, что выживут.
Из приятного: в "100 лучших товаров России" вошла продукция из Хабаровского края. Ну и кирпич, сделанный в Хабаровске, пошёл на расхват. Самое время увеличивать мощности.
— Судя по тому, как власти страны обратили наконец-то внимание на необходимость серьёзных финансовых вливаний в развития Дальнего Востока, в ближайшие 10 лет весь регион будет в стройках. А отрасль производства стройматериалов нынче в очень плачевном состоянии, — обращает внимание на проблему Сергей Степанов. — И сейчас самое время сыграть на опережение: приложить усилия и создать соответствующие условия для создания в Хабаровском крае достаточного количества предприятий этой отрасли. У того же завода строительной керамики нет конкурента. От того и цена на кирпич высокая, и качество порой хромает — гонят продукцию в три смены на пределе, и как вышло, то и купят. Спрос на стройматериалы есть и сейчас, и намечается в обозримом будущем. Если мы успеем до ажиотажного спроса создать базовую для строительства отрасль — будут и новые рабочие места, и налоговые поступления, и снизится себестоимость строительства, что создаст условия для снижения цен на новостройки.
Ноябрь
Эпидемия коронавируса продолжала набирать обороты. И в этих условиях, при невозможности снятия всех ограничений, в Хабаровском крае прорабатывают дополнительную поддержку бизнеса.
— В частности, была снижена налоговая ставка по упрощённой системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Такого не было не при каких условиях, — отмечает Сергей Степанов. — Но несмотря на все меры, выжить, к сожалению, смогли далеко не все. Подвести итоги сейчас весьма не просто. Предприятие может прекратить деятельность и при этом не закрываться, не сниматься с налогового учёта. А налоговый год завершается 1 апреля. Однако председатель ассоциации рестораторов Хабаровского края Андрей Веретенников сказал, что 15-20% его коллег прекратили деятельность, а 40% сменили хозяина. То есть, прежние владельцы продали свой бизнес.
Декабрь
Последний месяц 2020 года отличился тем, что президент РФ дал жесткие поручения по безотлагательному приведению цен на основные продукты питания к приемлемому для россиян уровню. Хабаровский ритейл изложил свой взгляд на предстоящее снижение цен.
Ну и конечно индивидуальным предпринимателям, применяющим ЕНДВ, нужно до конца декабря подать заявление о переходе на другую систему налогообложения. До декабря это сделали единицы.
Бизнесмены Хабаровского края смогут перейти с ЕНВД на патентную систему налогообложения
— Подводя итоги 2020 года могу сказать, что бизнес Хабаровского края выдержал все выпавшие на него испытания куда лучше, чем ожидалось, — делает вывод Сергей Степанов. — В 2021 год мы вступаем с оптимизмом и с обнадёживающими заделами. В этом году мы обратились в правительство Хабаровского края с шестью инвестиционными проектами, которые, по нашему мнению, создадут точки роста бизнеса. Четыре из них стали приоритетными. Это горнолыжная база Хехцир, Большой Уссурийский остров, технопарк и зелёная зона на территории бывшего питомника имени Лукашова. С Новым годом, уважаемые коллеги и жители Хабаровского края! Будем воплощать свои замыслы в жизнь.