Сегодня в правительстве Хабаровского края состоялось совещание с представителями крупнейших в крае розничных сетей. Главная тема — снижение цен на группу социально значимых продуктов питания, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
9 декабря президент РФ провел совещание с правительством, по результатам которого дал жесткие поручения по мониторингу цен на основные продукты питания и безотлагательному приведению цен к приемлемому для россиян уровню.
Соответствующие распоряжения были сделаны на уровне федерального и краевого правительств. Так, в дополнение к продуктам питания врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев поручил мониторить цены на горюче-смазочные материалы и лекарственные препараты.
По данным мониторинга, в Хабаровском крае, к январю 2020 года масло подсолнечное выросло в цене на 27,2 %, сахар-песок на 35,5%, гречка — на 27%, мука пшеничная на 13,2%, хлеб ржаной и рис — на 11%.
— Хабаровский край в силу объективных обстоятельств на 80% является завозным регионом, и это накладывает свой отпечаток. В силу этого для нас важно сбалансировать ситуацию на рынке по тем категориям товаров, которые обозначены президентом РФ, — сообщила первый заместитель председателя правительства края Мария Авилова.
Вчера стало известно, что крупнейшие федеральные ритейлеры подписали соглашение с правительством РФ по двум группам товаров: сахару-песку и маслу подсолнечному. Кроме того, часть федеральных сетей по собственному почину расширила список социально значимых товаров, установив не минимальную, а нулевую торговую наценку на чай, хлеб, макароны, хлопья зерновые, говядину тушеную, картофель, молоко.
В соответствии с соглашением была определена предельная розничная цена на сахар-песок 46 рублей за кг и 110 рублей за литр подсолнечного масла (опт: 36 рублей за кг сахара и 95 рублей за литр масла). Однако таков предельный уровень цен в ЦФО.
В ДФО, учитывая логистику, Минпромторгом предлагается применять повышающие коэффициенты: 1,25 на сахар и 1,08 на масло. Соответственно, расчетный предельный уровень цен в рознице будет выглядеть следующим образом: 119 рублей за литр масла подсолнечного, 57 рублей за кг сахара-песка.
— По коэффициентам это не окончательное решение, это предложение, выдвинутое на обсуждение, — предупредила участников совещания и.о. замминистра краевого Минсельхоза Алла Сорока. — Мы хотели бы обратиться к крупнейшим торговым сетям с тем, чтобы они рассмотрели возможность взять опыт, который есть у РФ по установлению минимальных и даже нулевых розничных торговых надбавок.
Как пояснила Мария Авилова, правительство РФ намерено постоянно мониторить и контролировать рост цен на основные продукты питания. В регионах под прицелом чиновников помимо сахара и подсолнечного масла окажутся хлеб, молоко, мука и отдельные группы круп.
В ближайшее время в Госдуму внесут соответствующий законопроект, в котором и будут детально прописаны коэффициенты. А до этого необходимо выяснить мнение торгового бизнеса. И бизнес высказался.
На совещании присутствовали представители торговых сетей Хабаровска: "Ветеран", "Самбери", "Амбар", "Седьмая столица", "Новоторг", "ЁЁ" и оптовики: "Грасп", "Марлен ДВ" и "Бакалейная компания".
Как в этих коэффициентах учтут дополнительные расходы дальневосточного бизнеса, связанные с транспортом и логистикой? Возможно ли, вспомнив опыт ЧС прошлых лет обнулить и ж/д тарифы, занимающие большую долю в калькуляции расходов бизнеса на доставку товаров.
— Я попрошу подготовить обращение к РЖД по поводу ж/д тарифов, — распорядилась Мария Авилова.
Можно сколько угодно обсуждать с ритейлом нюансы сдерживания цен, но на самом деле все зависит от производителей, подчеркнул руководитель оптовой компании Владимир Емляков. Потому что у производителя всегда есть выбор: продавать свой товар на внутреннем рынке или на внешнем. И указать ему никто не может: ни в Минсельхозе РФ, ни в Минсельхозе края.
— Заявлена продажная цена на масло 95 рублей, но есть такие скрытые моменты, которые производитель может провести, и мы никак на него не повлияем. Два вопроса: дадут ли производители такую цену, и сможем ли мы поддержать ту наценку, о которой вы говорите? Есть расходы, и есть проблемы, и их надо как-то решать, — отметил оптовик.
Чтобы сдержать производителя, стремящегося продать урожаи за рубеж, правительство РФ предприняло ряд мер, в том числе введя заградительные пошлины, подчеркнула Мария Авилова, но пока неизвестно, достаточно ли этих мер.
По мнению торгового бизнеса, явно недостаточно. Никто вообще не контролирует производителя, тем более ритейл.
— 90% торговых сетей, — заявил Сергей Дудник, владелец сети "Амбар", — вообще не имеет никаких отношений с производителями.
Правда, по информации Сергея Дудника, все же появились первые производители подсолнечного масла и сахара, кто согласился отпускать продукцию по обозначенной правительством оптовой цене. Но пока официальных документов, подтверждающих добрые намерения производителей, нет ни у ритейла, ни у оптовиков.
— Что касается цен на социально значимые товары, то могу сказать, что наценка на эту группу товаров всегда существенно ниже, вне зависимости от формата торгового предприятия, дискаунтер, гипермаркет, — подчеркнул Сергей Дудник. — По ряду позиций она вообще нулевая или даже отрицательная. В среднем операционные расходы сети — зарплата, аренда, электроэнергия, налоги и кредиты — составляют 15-20, и я вообще не помню, чтобы наценку на сахар делали больше 5%. При этом, если мы честно посчитаем логистику, то она всегда отрицательная, то есть мы сахар возим бесплатно или за какие-то копейки. Потому что, если я подниму цену на сахар, то сразу идет отток. У нас были перебои с сахаром, когда оптовиков колбасило, и по ряду магазинов отток покупателей был 10%. У нас народ не особо богатый, поэтому чутко реагирует на такие моменты. А мы поэтому контролируем оптовиков. Они нас, крупные торговые сети, наверное, ненавидят за это. Просто потому, что мы им всегда говорим: нельзя повышать цены.
Пока повышающие коэффициенты включают в себя не все расходы, вмешалась в разговор директор департамента торговли "Самбери" Наталья Болучевская. В частности расходы на транспортировку — а до того же Комсомольска, где находятся предприятия сети, расстояние не малое — а также фасовку.
— Хотелось бы, чтобы все дополнительные затраты, которые несет ритейлер, работая с минимальной наценкой, были учтены. Пока ни крупнейшие производители сахара, ни трейдеры не отреагировали на изменение закупочной цены. Все также ждут дополнительных разъяснений. При этом у нас на складе достаточно приличный сток, закупленный по не скорректированным ценам плюс еще более серьезный сток находится в пути, — сообщила Наталья Болучевская, предложив не торопиться с подписанием соглашения.
Как пояснила Мария Авилова, заключить соглашений с розничными сетями предполагается до 25 декабря. А в ближайшие дни всем ритейлерам предстоит обдумать и внести свои предложения, что из федерального списка из 24 наименований социально значимых товаров, цены на которые не будут расти, следует внести в региональный список. А также свои замечания и предложения по повышающим коэффициентам.