Разделились мнения политэкспертов, обсуждающих шансы на победу "варягов" и хабаровских кандидатов в депутаты Госдумы. Одни на старте выборной гонки отдают пальму первенства московским кандидатам, другие – местным, одни говорят, что сюрпризов не будет, другие – что всё возможно, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
На довыборах в Госдуму по Комсомольскому одномандатному округу баллотируются 10 кандидатов: Владимир Воробьев от партии "Родина", Николай Евсеенко от "Российской партии пенсионеров за социальную справедливость", Олег Котов от "Патриотов России", Андрей Петров от "Зеленых", Иван Пиляев от ЛДПР, Николай Платошкин от КПРФ, Владимир Титоренко от "Коммунистов России", Виктория Цыганова от ЕР, Андрей Швецов от "Партии Роста", Татьяна Ярославцева от СР. Из них 8 кандидатов — местные, а двое, Николай Платошкин и Виктория Цыганова, проживают в Москве и Подмосковье.
Стоит отметить, что оба московских кандидата — люди, безусловно, известные в стране и достаточно успешные, однако известность и даже популярность артиста или эксперта, завсегдатая политических телешоу может сыграть с ними злую шутку уже как с политиками, так как публичность дает конкурентам больше поводов для критики. И конечно, надо учитывать, что в отдаленных от Москвы регионах критически настроены и не скрывают пристрастного отношения к выдвиженцам из Первопрестольной.
Обиду на "варягов" таят и местные кандидаты, оставшиеся без возможности показать себя. Хотя ответственность за решение отказаться от их выдвижения лежит в первую очередь на партийном руководстве. Показательно ведь, что и ЕР, и КПРФ, остановившие свой выбор на "варягах", к моменту обсуждения кандидатов переживали серьезный внутрипартийный кризис.
— В "Единой России" были сильные кандидаты из местных членов партии, однако их не выдвинули. В стране и в крае настолько сильны протестные настроения, что партия власти, видимо, не решилась кидать в эти жернова взрощенных в крае единороссов. Выдвинув Викторию Цыганову, человека, очень далекого от политики и не обладающего должным политическим весом, партия власти таким образом дает понять, что готова отступить, — считает политолог, директор экспертно-аналитического центра "ДВ-РЕГИОН" Евгений Чадаев. — Это точка зрения не только моя, но и многих других в экспертном сообществе.
Сегодняшняя ситуация, полагает он, сродни тому размену, который произошел на выборах в Госдуму в 2016 году, когда Комсомольский округ был без боя отдан кандидату от ЛДПР Сергею Фургалу. Тогда ЕР, напоминает политолог, предусмотрительно заключила мировое соглашение с ЛДПР и КПРФ, разграничив сферы влияния по некоторым округам.
Подтверждением верности сделанных выводов, по мнению Евгения Чадаева, является негромкая избирательная кампания певицы.
— Кто видит Цыганову? Ее не видно и не слышно, приехала и уехала, и никто ничего не заметил, — говорит Евгений Чадаев. – А вот другого московского кандидата, Николая Платошкина, наоборот, слишком много. На мой взгляд, он начал чересчур бурно и к началу агитационного периода, кажется, уже выдохся. По крайней мере, видно, что говорит уже не с таким пылом и повторяется. Вообще метода, выработанная Николаем Платошкиным, отличается универсальностью. Смело можно вместо Хабаровского края вставить название любого другого региона, а вместо фамилии Фургал — фамилию другого губернатора, и больше ничего не менять. Главное — прокурорская интонация, и дело в шляпе! Если риторика не изменится, к сентябрю эффект от обличений сойдет на нет. Поэтому, как мне кажется, очень сомнительно, что избиратели предпочтут "варягов" своим кандидатам.
Однако с Евгением Чадаевым решительно не согласен политконсультант Даниил Ермилов.
— Цыганова, Платошкин и, может быть, еще один максимум два кандидата из 10 — это вообще те немногие, кого избиратели знают. Причем "варягов" знают намного лучше, чем своих местных, — подчеркивает он. – Местным кандидатам, чтобы их узнавали, надо было начинать кампанию год назад, когда стало известно, что победил Фургал и его мандат точно освобождается. Однако ничего такого ни партии, ни кандидаты не сделали, так кто ж теперь виноват в том, что Цыганову и Платошкина узнают, а их нет?
Даниил Ермилов убежден, что всё, что избирателей Комсомольского округа волнует, боец кандидат или нет, готов ли он биться до конца за их интересы. И неважно даже, чем человек занимается – намного важнее его бойцовские и личностные качества.
— Они убедились, что Платошкин – боец и Цыганова – боец, — считает Даниил Ермилов. – А поводу остальных претендентов эти выводы еще только предстоит сделать, так что на старте местные кандидаты, на мой взгляд, уступают "московским".
Для местных кандидатов сложность еще и в том, что не только они, но и сами партии, которые они представляют, мало известны обычному человеку.
— В крае еще более-менее различают парламентские партии, причем скорее на уровне названий, но уже точно не знают, за что выступают те же "Коммунисты России", "Родина" или "Патриоты России". "Зеленые" и "Партия Роста", как более маркированные партии – экологическая и партия бизнеса – в этом случае в чуть более выигрышном положении, — отмечает политэксперт. – Люди не только не знают, чем одна малая партия отличается от другой, но даже просто имена лидеров этих партий. Если скажешь ЛДПР, и все понимают, что это Жириновский, то "Родина" или "Патриоты России" — это кто? Поэтому идентифицировать этих кандидатов обывателю вдвойне сложнее.
Да, действительно, соглашается с Даниилом Ермиловым Евгений Чадаев, шансы есть в первую очередь у кандидатов от парламентских партий, но на старте шансы скорее равные, так как разрыв минимальный.
— Минимальный не потому, что оппозиционные партии так выстрелили, что взлетели вверх, а наоборот — потому что "Единая Россия" сильно просела. У всех парламентских партий уже сложился свой электорат, который будет голосовать за них вне зависимости от их агитации, — говорит Евгений Чадаев. — Однако небольшие шансы остаются и у малых партий. Не стоит забывать, что порядка 15% избирателей принимает решение либо в день выборов, либо вовсе за 5 минут до голосования, внимательно изучив информацию на стенде на избирательных участках.
Евгений Чадаев не исключает также и такого поворота событий, что, если парламентские партии слишком сильно будут увлечены борьбой с соперниками, а не встречами с избирателями, растерявшиеся от обилия незнакомых имен и партий избиратели проголосуют за кандидатов от других партий. И темные лошадки обойдут признанных фаворитов на финише.
Но все неожиданные повороты возможны только при условии приличной явки, на уровне 35-40%, а пока, с тревогой отмечает политолог, очевидно, что явку, с подачи ушлых политтехнологов, активно сушат.
— Для этого делают всё, чтобы вызвать неприятные ассоциации с выборами, как с чем-то склочным и грязным. Собирают всякие слухи, сплетни, глупости, натравливают партии и кандидатов друг на друга в надежде на то, что люди на выборы не пойдут. Доходит до того, что напрямую призывают портить или уносить домой бюллетени, что якобы поможет защитить губернатора Фургала и одновременно поспособствует проигрышу партии власти, а на самом деле только поможет ей, — возмущенно говорит политолог. — И боюсь, если люди на эти приемы поведутся, в думы, от работы которых зависит наша с вами жизнь, включая Государственную думу, пройдут не те, кто может работать, а те, кто просто хочет туда пролезть.
В одном эксперты сходятся — в Комсомольске-на-Амуре, переживающем глубокий политический и управленческий кризис, протестные настроения очень сильны, поэтому победит тот, кто сможет оседлать протест. И никому не стоит недооценивать трудности и переоценивать собственные силы. Почти 500 тысяч избирателей, многие из которых живут в отдаленных, если не сказать депрессивных районах края, и не согласны просто так подарить свои голоса. Для победы придется много и тяжело работать, как опытным и известным, так и начинающим и полным амбиций.