О том, как производителю получить реальное подтверждение качества товара или услуги, внимание потребителей и их признательность в рублях, корр. ИА AmurMedia рассказал эксперт по маркетингу студии брендинга MAD creative crew Дмитрий Поллак.
В товарном изобилии, коварно навалившемся на жителей бывшего СССР, в котором всё было просто: вот колбаса варёная, вот копчёная, вот масло сливочное, а вот растительное. Бери, не ломай себе голову и не задерживай очередь. Теперь же у старшего поколения одно из любимых развлечений в магазинах – найти ГОСТовскую тушёнку. А у хитрых производителей – закамуфлировать свой товар под "тот самый", из славного прошлого, при помощи дизайна этикетки, для убедительности добавив на неё советский знак качества.
Такой разный ГОСТ
Память забавляется с потребителями, извлекая из своих сусеков какие-то отрывки тёплых воспоминаний, подкрашивая ими вкус покупки. На самом же деле ГОСТ не статичен, и за время своего существования очень сильно изменился.
Возьмём с магазинной полки колбасу "Докторскую" колбасу. В 1930-е годах она производилась строго по рецепту. То есть, государством регулировалась пропорция продуктов на входе: говядина, свинина, молоко, яйца, соль, сахар, мускатный орех или кардамон. И, естественно, получить совсем другую колбасу, если не отклоняешься от рецептуры и технологии, было невозможно. Долго состав этой колбасы не менялся, пока в 1979 году не вышел новый ГОСТ 23670-79 "Колбасы вареные, сосиски и сардельки, хлебы мясные". Обновлённый рецепт "Докторской" допускал использование фосфатов, для придания красивого розового цвета продукции. А во-вторых, допускались и заменители дефицитного мяса говядины. Половину её можно было заменять на буйволятину. Состав тогда не требовалось указывать на этикетке, а текст ГОСТа был Большой Государственной Тайной.
На этом приключения ГОСТа не закончились.
Новый ГОСТ 52196 "Изделия колбасные вареные. Технические условия", принятый в 2003 году, разрешает класть в колбасу всё. Рецептов, в отличие от старых ГОСТов, там не приводятся вообще. Указано лишь, что в готовой "Докторской" должно быть: белка – не менее 13%, жира — не больше 22%, влаги, сиречь, воды — не больше 65%, соли – не более 2,2%. А раз рецепт жестко не прописан, а контроль ведется просто по содержанию белка, почему вместо более-менее приличного мяса не добавить в колбасу любые белки? И в ход идёт свиная шкурка, соевый белок, мясо (или совсем не мясо, а его остатки на костях, шкурки и потроха) птицы. Так как результат такой колбасной алхимии точно будет на вкус не очень, в ход идут букеты пряностей и усилитель вкуса – глутамат натрия.
Хитрые производители ловчат не только с рецептурой продукта. Заметив, что потребитель ищет маркировку, подтверждающую качество продукта, нечистые на руку маркетологи начали размещать знаки систем сертификации качества "с подвохом". Например, ГОСТ на упаковке относится не к продукту, а к самой таре. Но потребитель же не знает наизусть кодировку. И потому ошибочно воспринимает знак как подтверждение высоких свойств товара. Другим ловким ходом является сертификация товара "у своих": в каком-нибудь Союзе Изготовителей Этого Товара.
К порядку!
"Почему государство не наведёт порядок, ведь это же его задача!" — возмущается потребитель. И он, конечно же, прав. Кроме интересов домохозяйств, нас с вами, в единстве стандартов заинтересованы все участники экономики. Ведь стандарт – это как общий язык. Здорово, когда мы все друг друга понимаем. И нелегко, когда у одного такой взгляд на то, из чего и как должна быть обработана деревянная доска, а другому из этой доски нужно мебель делать, но он точно знает, что вот это не годится. Как же им заранее договориться? А в описанном нами примере с колбасой, ровно такой же вопрос есть у всех участников производственной цепочки: я хочу делать классическую, настоящую "Докторскую", как мне дать знать моим поставщикам, какое сырьё я от них приму, а какое отклоню?
Работу по совершенствованию этого языка экономики государство не останавливало ни на минуту.
Всё многообразие сырья, продукции, оборудования описано, присвоены индексы, которыми пользуются предприятия и контролирующие органы. Но загвоздка была в одном: бумажный документооборот. То есть, под каждый ГОСТ производитель оформляет сертификат, который говорит о том, что да, вот это произведено по стандарту. Вроде бы неплохо. Но давайте признаемся: вы запрашивали когда-нибудь в магазине сертификат на тот или иной товар? А если представить, что вы хотите проверить на наличие сертификата всю свою тележку с продуктами? А теперь представим, что так поступит каждый покупатель – магазин просто остановит торговлю, все будут шелестеть папками, искать в них свой товар, ждать своей очереди и ругаться.
Как выйти из этого положения? Как быстро узнать – что внутри упаковки?
Красивое цифровое решение
Для решения проблемы государство предприняло нетривиальный ход. Есть обязательная сертификация на соответствие продукции и услуг требованиям национальных и межгосударственных стандартов – обладатель такого сертификата как бы подтверждает — да, мой продукт безопасен. А если бизнесмен на 100% уверен не только в безопасности, но и в качестве своего продукта, то он проходит добровольную сертификацию в НСС – Национальной системе сертификации.
Изюминкой НСС является безбумажный сертификат соответствия. Сведения о качестве товара или услуг предприятия хранятся на серверах НСС. А чтобы потребитель мог их увидеть, достаточно просто навести сканер QR-кода смартфона на знак Росстандарта, размещённый на этикетке. Подделка такого знака бессмысленна: код или не откроется совсем, или покажет совсем другой документ.
Для бизнесмена сертификация в НСС — как пропуск в клуб избранных.
Теперь не надо натужно объяснять потребителю своё отличие от конкурентов. Обо всём говорит марка Росстандарта. Можно не бояться подделки: код марки постоянно обновляется, доставляя постоянные неудобства производителям копий. Обязательный мониторинг качества со стороны центров сертификации держит в тонусе сотрудников.
В результате потребитель может делать осознанный выбор, поддерживая своим рублём лучшего производителя. И учить рациональному подходу своих друзей и знакомых, поднимая спрос на товары, отмеченные знаком качества, поднимая тем самым спрос.
Хабаровский ЦСМ
Национальная система сертификации имеет своего оператора и в Хабаровске. С мая 2019 года в ФБУ "Хабаровский ЦСМ" кроме работы по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям законодательных актов и стандартов Российской Федерации, техническим регламентам Таможенного союза, уже запущен процесс добровольной сертификации пищевой продукции, продовольственного сырья и добровольной сертификации услуг.
Что остаётся участникам рынка? Подтягивать свои процессы до должного уровня. Проходить добровольную сертификацию, наращивать объёмы производства и реализации.
С точки зрения государства вхождение всё новых участников в Национальную систему сертификации меняет восприятие России в мире: страна становится привлекательна и для инвесторов, и для потребителей товаров из зарубежья. Мягкая сила, в форме товара привлекательного по качеству, перекраивает карту политических симпатий в пользу нашей Родины.
Россия будущего начинается уже сегодня. Вы предприниматель? Проходите добровольную сертификацию, получайте реальное подтверждение качества вашего товара или услуги, внимание потребителей и их благодарность в рублёвом эквиваленте. Вы потребитель? Голосуйте вашими деньгами за лучшие товары. Это рационально. Это патриотично. Это меняет страну к лучшему.
Как найти, куда звонить, когда идти
Орган по сертификации ФБУ "Хабаровский ЦСМ" — ул. Карла Маркса, 65 офис 406 тел.70-37-65
Режим работы: понедельник — четверг 08.00 — 17.00, пятница 08.00 — 16.00, перерыв: 13.00 — 13.45.
Подробную информацию о работе, услугах и их стоимости Хабаровского Центра стандартизации и метрологии можно найти на официальном сайте csmkhv.ru и аккаунтах в социальных сетях.