В непростую ситуацию попал новоиспеченный губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Краевые депутаты хотят вернуть норму, обязывающую губернатора согласовывать с ними кандидатов на ключевые посты в правительстве. Причем риски есть для обеих сторон: эта норма может лишить губернатора кадровой инициативы, а без нее есть риск келейного формирования правительства, как это было прежде, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Недавно в информпространство была вброшена тревожная новость: губернатора Фургала, первые решительные шаги которого по сокращению расходов на госаппарат активно поддержали жители края, хотят повязать по рукам и ногам обязательством согласовывать кадровые решения с Закдумой. Мол, в недрах этого законодательного органа вынашивается такой проект. К слову сказать, во Владимирской области, где к власти пришел также представитель ЛДПР, был срочно принят такой закон.
— Никакого проекта закона пока нет, но сейчас действительно обсуждается вопрос о внесении поправок в Устав Хабаровского края, обязывающих губернатора согласовывать с Законодательной думой кандидатуры ключевых чиновников правительства. Сразу хочу подчеркнуть, речь идет о восстановлении этой нормы, а не о введении новой. Такая норма давно действовала в Хабаровском крае и была отменена не так давно, — сообщил первый зампред Закдумы Юрий Матвеев. — Причем, естественно, все вопросы будут решаться в тесной связи с губернатором Сергеем Фургалом. Вопрос важный, исключающий келейность, должен решаться в открытом диалоге с исполнительной властью.
Как пояснила депутат-старожил Закдумы, председатель думского комитета по вопросам госустройства и МСУ Татьяна Мовчан, эта норма действовала с 2001 года, практически с первого дня работы Законодательной думы и правительства Хабаровского края, но со временем претерпела существенные изменения.
В 2001 году Закдума согласовывала кандидатуры претендентов на четыре ключевых должности: первого зампреда по экономическим вопросам и имущественным отношениям, первого зампреда по вопросам строительства и ТЭК, министра финансов и министра имущественных отношений.
Порядок согласования был следующий: одна и та же кандидатура могла предлагаться не более двух раз при общем трехкратном количестве предложений. При этом последнее слово оставалось за исполнительной властью: отвергнутого кандидата, не получившего согласия думы, губернатор имел право назначить на должность своим распоряжением. Примечательно, что за всю историю работы думы не было такого случая, чтобы кандидата, предложенного губернатором, не согласовали.
В 2002 году из списка выпал министр имущественных отношений. В 2005 году список изменился и качественно и количественно, сократившись до двух позиций: из старого остался лишь министр финансов, зато добавился вице-губернатор. А в 2013 году губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт внес свои поправки в устав Хабаровского края, полностью исключив пункт, обязывающий согласовывать с Закдумой кандидатуры ключевых чиновников правительства.
— Так что без согласия Закдумы чиновников правительства назначали только один период в истории Хабаровского края, — отмечает Татьяна Мовчан.
И Татьяна Мовчан, и Юрий Матвеев категорически опровергают мысль, что острая необходимость реанимировать эту норму появилась лишь после того, как к власти в Хабаровском крае неожиданно пришел представитель ЛДПР.
— Если бы мы хотели все сделать кулуарно, то могли бы принять эти поправки между первым и вторым турами выборов, но мы так делать не стали, — говорит Татьяна Мовчан. — Что касается партийной принадлежности губернатора, то не так давно, до выборов, мы обсуждали этот вопрос и с Вячеславом Ивановичем, и он соглашался с тем, что эту норму надо бы вернуть. И с новым губернатором — я была на этой встрече — мы тоже говорили по этому поводу. Никто не собирался втайне от него что-то там делать! Но вопрос, конечно, непростой, и пока Сергей Иванович не выразил своего мнения. Так что сегодня этот вопрос мы обсуждаем.
Депутат также отметила, что эту инициативу в думе активно поддерживают не только единороссы, но и коммунисты.
— Я и при Шпорте голосовал против отмены этой нормы, и теперь, при Фургале, тоже. Мое мнение: нельзя законодательную власть отодвигать от участия в принятии важных кадровых решений, — говорит депутат-коммунист Виктор Постников. — Моя позиция не связана со сменой власти, даже если бы коммунист пришел, я бы согласился бы на то, чтобы он ключевых министров согласовывал бы в думе. Это объединяет две ветви власти с точки зрения ответственности перед людьми за кадровые назначения. Я также далек от мысли, что, голосуя за возврат этой нормы, я пытаюсь связать руки губернатору, как пугают некоторые. Ни боже упаси! Ведь на самом деле есть риски, что губернатор, набирая команду, может взять не тех, и у нас на выходе получится какое-нибудь местечковое правительство. А обязательство согласовывать ключевых министров — как раз-таки гарантия, что этого не случится, что новый губернатор не пойдет по пути старого, набирая людей с улицы, без опыта госуправления, без опыта хозяйствования. Это и есть система сдержек и противовесов в действии. И надо быть полным идиотом, чтобы считать, что таким образом дума может помешать или тем более расправиться с новым губернатором.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Глава Минфина Хабаровского края сообщил об оптимизации расходов на госаппарат