Корпорация "ТехноНИКОЛЬ", одна из крупнейших международных производителей строительных материалов, нынешним летом открыла в ТОР "Хабаровск" новый завод по выпуску базальтовой теплоизоляции. О перспективах развития предприятия в интервью ИА AmurMedia рассказал генеральный директор ООО "ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток"Петр Орешко
— Петр Михайлович, насколько, по вашему мнению, востребованы сегодня ресурсосберегающие технологии в строительстве на Дальнем Востоке?
— Ресурсосберегающие технологии в условиях климата нашей страны актуальны не только для Дальнего Востока. Мы производим именно базальтовую изоляцию, применение которой позволяет устранить потери тепла и повысить энергоэффективность зданий. По данным центра, занимающегося исследованиями эффективного использования энергии, более 40% энергии, вырабатываемой в России, расходуется именно на ЖКХ. При этом на отопление и горячее водоснабжение приходится более 65% всей потребляемой энергии в жилищном секторе. Однако большая часть теряется вследствие плохой теплоизоляции дома. Уделять внимание энергоэффективности жилых зданий в равной степени важно, как в новых зданиях, так и уже построенных, то есть при капитальном ремонте. Повышение энергоэффективности зданий имеет значительный мультипликативный эффект — это снижение нагрузки на бюджеты всех уровней, повышение параметров теплового комфорта зданий, повышение качества проживания, снижение уровня заболеваемости населения простудными заболеваниями, снижение финансовой нагрузки на население за счет уменьшения затрат на энергоресурсы и как следствие на ЖКУ. И также сокращение выбросов СО2 в жилых секторах. Это такая всеобъемлющая задача по энергосбережению, которая актуальна не только для нашего региона. Но более суровые условия требуют более серьезных подходов к энергосбережению, потому как затраты на отопление жилых домов и производственных зданий значительные, и утепляя, делая здания энергоэффективными, мы экономим немалые средства.
— По Вашему мнению, насколько сейчас различаются в цене российские теплоизоляционные строительные материалы и зарубежные?
— Мы не ведем сравнение цен, потому что продуктовая линейка товаров разнообразна, но в целом есть статистика по импорту за последние годы. К примеру, объем импорта каменной базальтовой ваты за 2015 год существенно снизился по отношению к 2014 – в 3,3 раза. За 6 месяцев 2016 года в сравнении с тем же периодом 2015 года данный объем снизился в 2,1 раза. В 2015 году в сравнении с 2014 цены на материалы в среднем выросли на 10,4%, плюс сыграл роль курсовой скачок евро и доллара. По разным оценкам цены на некоторые материалы выросли на 10-20%. Наиболее востребованными в 2015 году были строительные материалы и конструкции, а также теплоизоляционные материалы именно российского производства.
— В прошлом году ваша компания вошла в качестве резидента в ТОР Хабаровск. Какие факторы повлияли на принятие этого решения?
— Завод "ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток" стал одним из первых резидентов территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск". Наша компания приняла это решение, поскольку предлагаемые в рамках ТОР преференции, в том числе и по налогообложению позволят повысить рентабельность проекта на Дальнем Востоке и сократить сроки его окупаемости. Все это, соответственно, повлияет на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках. А если конкретно говорить, то с учетом предоставленных резиденту налоговых льгот и преференций в нашем конкретном случае мы сокращаем срок окупаемости проекта на 3 года, а это очень хороший показатель.
— Какие перспективы вы видите для себя от работы на дальневосточном рынке?
— Первое – обеспечение внутреннего рынка энергосберегающих материалов качественной базальтовой теплоизоляцией. Если брать 2015 год, то в Дальневосточном федеральном округе был отмечен невысокий рост потребления теплоизоляции на основе каменной ваты, он составлял 7,4 кг на душу населения. Потребление теплоизоляции в Центральном федеральном округе, для сравнения, составляло 11 кг на душу населения, и это при том, что климатические условия на Дальнем Востоке более суровые. То есть потенциал для роста значительный. Учитывая потребность направления развития для Дальневосточного федерального округа, наличие большого числа крупных инвестпроектов, показатель потребления в регионе может в ближайшие годы существенно вырасти. Данный показатель потребления базальтовой теплоизоляции вырастет при дальнейшем развитии технологий применения современных строительных материалов и энергоэффективных решений. Вторая перспектива развития для нас – экспортная программа. Удобное географическое расположение завода, близость незамерзающих портов, международных транспортно-логистических узлов дает нам возможность для наращивания экспорта. Стратегия развития у нас определена и подразумевает расширения рынков сбыта в Азии. Первым зарубежным регионом для сбыта хабаровской базальтовой теплоизоляции стал Китай, поставки туда осуществлялись уже в этом году. Также в этом году морем была доставлена первая партия негорючего утеплителя в Канаду и на перспективу ведутся переговоры о поставках каменной ваты в Японию, в отдаленной перспективе планируем выйти в Корею, Монголию и Вьетнам.
— Доля некачественных строительных материалов на российском рынке, к сожалению, еще достаточно высока. Какими вы видите методы борьбы с такими "конкурентами"?
— Методы, конечно, есть, но стоит отметить, что мы ведем работу с недобросовестными производителями строительных материалов исключительно в юридической плоскости, при этом компания "ТехноНИКОЛЬ" входит в "Росизол" – ассоциацию, объединяющую ведущий производителей качественной минеральной теплоизоляции в России. Участники "Росизола" обращают внимание потребителей и регулирующих органов на нарушения, встречающиеся на рынке несоответствия реальных характеристик заявленным в продукции, ассоциация проводит исследования теплоизоляционных материалов различных производителей в своих лабораториях. В случае выявления нарушений "Росизол" готовит обращение в контролирующие и надзорные органы, а также в Федеральную антимонопольную службу. Потребителю же важно качество, важна цена, потребителю важен высокий уровень клиентского сервиса, который мы предоставляем, хорошая техническая поддержка. Мы работаем так, чтобы заинтересовать клиента в приобретении качественной продукции.
— Есть ли договоренности о сотрудничестве со строительными фирмами, работающими на территории Хабаровска? И вообще, какова география поставок продукции завода "ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток"?
— Конечно, договоренность есть. География наших поставок обширная, мощности завода существенные, минеральная теплоизоляция "ТехноНИКОЛЬ" применяется по всему Дальнему Востоку, также поставляем в районы Восточной Сибири, Забайкалья. Выход на полную мощность позволяет предприятию производить 750 тысяч кубических метров готовой продукции в год, что будет обеспечивать значительную долю потребления в Дальневосточном федеральном округе России (ЮФО) и позволит активно наращивать экспорт в зарубежные страны.