Амур — одна из крупнейших рек мира, частично протекающая по границе двух государств. Полюбоваться красотой водной артерии приезжают туристы из разных уголков планеты. Но длина набережной невелика — всего пара километров. На территории много лавочек, аттракционов и небольших кафе. Казалось бы этого достаточно, для того, чтобы провести досуг на свежем воздухе, полюбоваться восходами и закатами, красиво отражающимися в водной глади. Но урбанисты так не думают. По их мнению, чтобы привлечь больше туристов и сделать комфортным досуг для жителей разных районов города необходимо соединить набережную от речного вокзала до ТРЦ "Броско Молл" и обустроить её различными зонами отдыха. На стратегической сессии "Формирование сценариев развития новой набережной" (16+) представители минстроя края, мэрии города, общественных организаций, а также неравнодушные жители краевой столицы проанализировали разные варианты развития набережной. Корреспондент ИА AmurMedia поинтересовался у урбанистов, можно ли все-таки реализовать идеи не на бумаге, а в жизни, и почему планы прошлых лет не нашли поддержки у инвесторов.
В прошлом году на сайте организаторов стратегической сессии "Формирование сценариев развития новой набережной" (16+) было запущенно исследование. Все это время эксперты собирали мнения горожан, чтобы узнать какой по их мнению должна быть "набережная будущего".
— Люди в городе хотят современных событий. А у нас жители собираются только в центре, остальные районы развиваются неравномерно. У людей большой запрос на создание общественных пространств, скверов, современных коворкингов, кафе. Многие жители хотят просто гулять, испытывать эстетическое удовольствие от видов, искусства и общения с людьми, — рассказал эксперт по комплексному развитию территорий Святослав Мурнов.
Урбанисты предлагают соединить набережную реки Амур от речного вокзала до ТРЦ "Броско Молл". Представители минстроя края, мэрии города, общественных организаций, а также неравнодушные жители города обсудили создание центра коммуникаций АТР, включающего в себя: центральную сквозную вэлком-зону, конференц-зал, коммерческие помещения, выставочные пространства, ресторан с выходом на террасу и многое другое. Для архитекторов, инженеров и других специалистов важно сделать так, чтобы совместить разные идеи с уже проложенными коммуникациями.
К слову, идеи по развитию набережной предлагаются уже не первый год. Например, в августе 2016 года активно велось обсуждение инвестиционного проекта. Местные чиновники предлагали создать транспортный коридор, который соединит крупнейший региональный транспортный узел — город Хабаровск с устьем реки Самарга, где планировалось построить универсальный морской порт, грузоподъемностью до 80 млн тонн.
Идеи, предлагаемые для реализации на Дальнем Востоке, все больше напоминают воздушные замки или выдержки из фантастических рассказов
А в июне 2021 года архитекторы-урбанисты шагнули дальше и планировали окутать Хабаровск сетью величественных мостов, которые бы соединили город с амурскими островами и с Большим Уссурийским. Так скажем, инженеры хотели превратить краевую столицу в Сан-Франциско. В один голос активисты утверждали, что проекты принесут городу и Дальнему Востоку активный финансовый поток. На стратегической сессии корреспондент ИА AmurMedia поинтересовался у экспертов, почему проекты не нашли поддержки среди инвесторов и местной власти.
— В таких случаях возникает вопрос, а что город с этого получит? Города, которые развивали благоустройство, они, конечно, получили комфортные пространства, но проблемы оттока молодежи и создания рабочих мест не решили, потому что об этом даже не думали. На встрече мы обсуждаем и вопросы, связанные с экономикой набережной, важно понять, какую пользу она будет приносить городу, какие рабочие места она создаст. Понятно, что любое благоустройство дает социальный эффект — люди ощущают гордость за город, рядом с набережной вырастает стоимость недвижимости и престижность жизни, но этого недостаточно. Важно создать современную экономику, — объяснил Святослав Мурнов.
В этом году обсуждались проекты, которые хотя бы гипотетически возможно воплотить в жизнь. Главные цели — защита от паводков и создание линейного культурно-досугового пространства между двумя центрами притяжения. Специалисты проанализировали положительный и отрицательный опыт других городов России.
— В начале прошлого года мы проводили встречу и обсуждали ключевые моменты. Самый долгожданный проект для хабаровчан — набережная. Мы уже говорили про дамбу, речной вокзал, транспорт и многое другое. Всё это не просто прозвучало, многие идеи уже в стадии реализации. Набережная проектируется, кампус реализовывается. Разговоры и предложения, превращаются в конкретную работу, — отметил заместитель министерства строительства Хабаровского края, главный архитектор региона Александр Селеменев.
Жителям Хабаровска, в свою очередь, остается надеяться, что идея не останется очередным прожектом на бумаге, и в ближайшие годы в городе возведут современную набережную, которая соединит сразу несколько районов города.