Больше десяти лет назад офисная работница из Хабаровска Анна Потапенко решила уволиться из крупной компании и уйти "в никуда". Сейчас Анна — руководитель Дальневосточной школы декора, смело воплощающая в жизнь самые масштабные проекты. В интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову она рассказала, как превратить хобби в бизнес, и все ли стереотипы о преимуществах работы "на себя" — правда.
— По образованию ты — экономист. Карьера по профессии совсем не сложилась?
— Я закончила железнодорожный университет в 2006 году и сразу устроилась на работу в крупную компанию. Шесть лет в окружении серых стен и непонятных мне цифр, строгого дресс-кода и жизни по часам загнали меня в состояние глубокой депрессии. Было страшно представить, что так пройдет вся моя жизнь. Муж в то время находился на этапе становления своего дела — строительного бизнеса, и постоянно говорил: "Потерпи немного, я тебя обязательно оттуда вытащу", и я продолжала ждать, потому что моя зарплата на тот момент была неплохим подспорьем. И когда дела у мужа пошли в гору, я не задержалась ни на минуту и ушла в “никуда”.
Ворвалась в "красивый бизнес" и не прогадала. Фото: Из личного архива Анны Потапенко
— Представлений о том, чем будешь заниматься, совершенно никаких не было?
— У меня был перед глазами пример мужа, который занимался своим делом, отца-предпринимателя, у которого золотые руки, мамы-рукодельницы, с детства приучившей нас с сестрой к творчеству. Я всегда знала, что безработная домохозяйка это не моя история, но четкого представления о своем будущем я долго не имела. Всё произошло случайно. Одним зимним вечером подруга предложила посетить новогодний мастер-класс по изготовлению рождественских венков. В разговоре хозяйка этого цветочного салона обмолвилась, что ищет помощника флориста без опыта с зарплатой 15 тысяч рублей. А так как терять мне было нечего — я согласилась.
— Как пришла к декору?
— В салоне я проработала 7 месяцев, и за это время почти не научилась делать букеты, кроме… свадебных. Как-то сразу привлекло меня это направление во флористике, букеты выходили идеальными, а с невестами я могла болтать часами! В итоге мы договаривались до полного оформления их события живыми цветами и декоративными мелочами.
— Начальство тебя, наверное, на руках носить было готово…
— Начальство было в целом не готово развиваться в этом направлении, а мне стало тесно. Из меня просто фонтанировали идеи, на телефоне были тысячи картинок свадебного декора и в какой-то момент я почувствовала, что готова шагнуть в эту сферу.
— Свое дело начала сразу?
— Все происходило постепенно, без бизнес планов, стратегий... Я жила чувствами: мне нравилось — я делала; не хотела — не делала. Подруги подруг обращались за помощью в оформлении, я соглашалась, и часто с оплатой только материалов. Очень помогало, что у моих родителей загородный дом с большим двором и помещениями, где можно было развернуться. И я всегда говорю о том, что если бы не родители, готовые мне помогать, вряд ли бы я в этот бизнес однажды пошла. Папа помогал с конструктивами, мама постоянно что-то шила и красила, сестра тоже очень помогала (она, кстати, сейчас тоже декоратор). Долгое время мы работали семейным подрядом, но когда перестали помещаться в родительском доме — пришлось разделить бизнес и семью, снять мастерскую и нанять работников. Муж, кстати, долгое время не верил в успех моей затеи, но сейчас он тот человек, без которого не случается ни один проект.
Ворвалась в "красивый бизнес" и не прогадала. Фото: Из личного архива Анны Потапенко
— Дополнительно учиться, чтобы развернуть свое дело, пришлось?
— Я никогда не посещала курсы личностного роста, бизнеса и продаж, если ты об этом. Если же говорить о развитии в декоре, то с самого начала я смотрела в сторону топовых декораторов нашей страны и при первой возможности, в 2016 году, я поехала на учебу в Питер. Там мне показали как работать руками — материалы, техники, монтажи. А через год случилась сумасшедшая учеба в Москве, где мне рассказали о том, что существуют идеи, концепции, VIP клиенты и после возвращения в Хабаровск я уже не смогла работать как прежде. Это стало переломным моментом моей карьеры, которая однозначно пошла в гору и пока не собирается спускаться к подножию. Мы даже побывали на монтаже экспо-места в Москве и сделали свадьбу в Тайланде! А на о. Сахалин, в Якутии, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре мы частые гости.
— Учиться у коллег с Дальнего Востока ты не захотела. Но следишь за их творчеством?
— Сейчас совершенно не слежу. В какой-то момент поняла, что это слишком меня нервирует. Я каждый раз пыталась сделать выше-дальше-быстрее вместо того, чтобы спокойно творить то, что близко мне и моим заказчикам. Поэтому бросила это дело, ото всех отписалась, но социальные сети время от времени подкидывают информацию о ситуации “в стране и мире”, поэтому, в целом, я осведомлена о происходящем на декораторском фронте в нашем городе.
Ворвалась в "красивый бизнес" и не прогадала. Фото: Из личного архива Анны Потапенко
— Сейчас есть что-то, что можно назвать "фишкой" твоих проектов?
— Практически в начале моего пути меня заметили крупные организаторы и спустя два года плодотворной совместной работы с ними они сказали: "Слушай, виден твой почерк". Я же до сих пор не могу описать его словами. Да, масштабно, да, ни как у всех, да, с идеей, иногда с сильно глубокой идеей. Еще это максимально возможное качество. К сожалению, не всегда отрабатываем на 100%, потому что человеческий фактор, не всегда лучшие материалы в наличии и часто сжатые сроки. Обязательно работаем с художественным светом. Без него ни один, даже самый классный декор, не отработает.
Ворвалась в "красивый бизнес" и не прогадала. Фото: Из личного архива Анны Потапенко
— Получается, ты работаешь без разработанной единой стилистики и не оглядываясь на конкурентов. За трендами тоже не следишь?
— Не слежу. Вот недавно для оформления одного стильного ресторана нашего города я заказала оптоволокно. Мы, к сожалению, ни разу с ним до этого не работали, потому что не дешевое это удовольствие, да и в городе я не встречала этот материал в интерьерах. И кто-то мне сказал, что это устаревшая тема. Но я считаю, что все зависит от подачи. Атласные ленты уже давно считаются дурным тоном, но пару лет назад мы с моими учениками оформляли ими роскошную зону выездной регистрации на берегу моря на острове Пхукет, вложив такой глубокий смысл, и на всю катушку раскрутив его в сценарии, что гости и молодые рыдали на протяжении всей церемонии. У меня есть он-лайн курс по декору и, конечно, я записала в его рамках лекцию про тренды, потому что, к сожалению, многим кажется, что следованием им — ключ к успеху. Так вот эта лекция состоит всего из одного предложения: "В тренде аутентичность, непохожесть и индивидуальность". Важно, чтобы декор решал задачи и отражал суть, а не смотрелся инородно, зато в модном цвете этого года (честно, я даже не в курсе какой он на этот раз).
— Судя по всему, такой подход ценят даже очень притязательные заказчики. Площадь Ленина в этом году ведь ваша команда оформляла?
— Да. Это было неожиданно и особо гордо! Позвонили из Комитета по молодежной политике, пригласили поучаствовать в тендере. Мы заявились и выиграли. В целом, я не могу назвать этот проект сверх креативным, но он получился очень душевным и теплым! Представляешь, весь город и его гости побывали этой зимой на центральной площади, сделали памятные кадры и улыбнулись! В наше время это важно — радоваться простым вещам. Сложность проекта заключалась в безопасности декораций, в повышенном уровне ответственности. Было очень стрессово… и холодно. Погода в дни монтажей радовала не долго.
Ворвалась в "красивый бизнес" и не прогадала. Фото: Из личного архива Анны Потапенко
— Вроде, ты исполнила мечту многих. Бросила работу и сделала хобби делом своей жизни. И все равно стресс?
— Хорошо, что я блондинка — седины не видно. Как можно не ругаться, быть спокойной и "ловить момент", когда ты перед сдачей проекта сутками на ногах, в окружении уставшей команды, то в жаре, то в холоде, без возможности выдохнуть и полагаясь только на второе дыхание? Например, в период предновогодних монтажей много лет подряд мы с мужем буквально до развода ссорились. Такая колоссальная физическая и моральная нагрузка происходит, что хочется просто исчезнуть. Только в этом году смогли избежать всего этого. Выдохнули, стали заботиться о себе и друг друге, расставили приоритеты, поставили цели, и мы выжили, оставшись в любви и согласии!
Ворвалась в "красивый бизнес" и не прогадала. Фото: Из личного архива Анны Потапенко
— Расскажи о бизнес-планах. Чего ждать от Дальневосточной школы декора ANNAPOTAPENKO SCHOOL?
— В этом году школу декора решила не делать. Прошлогодний опыт дал понять, что людям всё сложнее стало изыскивать средства, поэтому в планах записать второй он-лайн курс по декору, но уже с техническим уклоном для начинающих декораторов по очень доступной цене. Так же очень хочу заняться организацией небольших мастер-классов в своей новой огромной мастерской, где будут собираться творческие люди нашего города, не решившиеся пока сделать серьезный шаг в сторону смены профессии, но жаждущие прикасаться к прекрасному!