ДК "Металлургов" — крупнейший культурный центр в городе, расположеный в самом сердце Мариуполя. Вооруженные силы Украины использовали его не только как укрытие, но и как выгодную позицию для ведения огня. В начале спецоперации около двухсот человек спрятались в подвале "храма культуры". По воспоминаниям одной из свидетельниц событий, в тесном помещении находилось много стариков и детей, все друг другу помогали и делились последним. Также наша героиня рассказала корреспонденту ИА AmurMedia как рисковала жизнью, чтобы спасти своего ребенка и оказывала помощь тяжело раненому мужчине, в которого попал снайпер. К слову, женщина попросила не афишировать ее личные данные ради безопасности родных.
Кристина Шевченко (имя и фамилия вымышленные — прим.ред.) трудилась в Мариуполе экономистом на одном из предприятий. Мечтала преуспеть в карьере и достойно воспитать дочь. За две недели до спецоперации женщине приснился сон, как она идёт по разрушенному Мариуполю, а кругом атмосфера ужасной катастрофы. Кристина планировала взять отпуск и выехать с семьей из города. Не успели... Наша героиня жила с дочкой на 9 этаже и при наступлении батальона "Азов"* (организация признана террористической в соответствии с законодательством РФ, деятельность на территории РФ запрещена) с высоты женщина прекрасно видела, как обстреливают город, часто снаряды пролетали прямо над крышей. Кристина пыталась дозвониться до мамы и других родственников, проживающих в городе, но связи не было, пообщаться не удавалось. Кристина позвонила знакомым в другой населенный пункт и они сообщили, что будет открыт зеленый коридор, через который можно будет выехать в Россию. Оперативно собрав сумку с вещами, женщина с ребенком побежала искать помощь.
— Когда пришли в указанное место, долго стояли на холоде, приезжала местная украинская полиция, говорили нам ждать. Оставались там до вечера. Потом они снова приехали и сообщили, что эвакуации не будет, приказали расходиться. Я ответила, что мне некуда идти с ребенком. Нам сказали, чтобы уходили куда хотим, а если не уйдём, то нас могут расстрелять, — рассказала Кристина.
Чтобы выжить, семья отправилась в подвал ДК "Металлургов". На тот момент там уже находилось около двухсот человек. Было много стариков и детей. Стало понятно, что именно молодым людям придется добывать еду и воду, чтобы помочь выжить остальным заложникам ситуации.
— Познакомились с семьей в подвале, собрали баклажки, на машине поехали под мост. С одной и с другой стороны велись перестрелки, перед нами всё летало. По дороге часто встречались трупы. Думали выживем или нет. Каждый день выходила на улицу, чтобы сварить суп, хорошо, что крупы, каша и консервы были дома... Перед спецоперацией было какое-то предчувствие и я запаслась. Мы возвращались в квартиру два раза. Первый раз приехали, еще окна целые были, я взяла еду. На второй раз все уже было разбито. Думали, а стоит ли ехать в следующий раз или нет, потому что было очень опасно. Все-таки решили рискнуть, ведь дома оставалась бутылка с водой, которую мы в спешке не забрали во время прошлой вылазки... Мама в этот момент тоже приехала ко мне. Все это время переживала за неё, не знала жива ли она, — добавила Кристина.
В непростой момент людям помогали администрация ДК, звукооператор. Они ездили по складам, привозили печенье, макароны и другие продукты. В течение трёх недель Кристине приходилось рисковать выходя на улицу, чтобы приготовить еду на костре. Её мама и дочка подвал не покидали, ребенок боялся обстрелов, даже мысли о выходе на свежий воздух приводили девочку в ужас.
— Как-то я на улице готовила еду, в этот момент напротив нас взорвался снаряд. В этот момент думала, что не выживу, а если бы задело, не хотела мучиться. Слава Богу живая и целая. Я сутки боялась выходить. Люди из подвалов выбирались просто чтобы подышать воздухом, некоторые из них погибали или получали ранения, — добавила Кристина.
К слову, нашей героине приходилось не только готовить еду, но и спасать жизни людей.
— Была возможность выехать на машинах. Знакомые рассказывали, что из десяти машин могли выпустить только две. Одна семья пыталась выбраться. Поехали через мост, а там снайпер. Каратель выстрелил в водителя и попал в шею. Когда они приехали в подвал, мы пытались его спасти, у меня были лекарства. Но рана оказалась очень глубокой, нужно было искать медицинскую помощь. Один парень отдал свою машину, чтобы его отвезти. Доставили в больницу. Когда приехали, сказали, что в больнице лекарств нет, нечем было спасать его, парень не выжил, — со слезами рассказала Кристина.
В один из дней здание приметили украинские военные. По воспоминанием Кристины, они осматривали помещение. Люди их просили, чтобы они не останавливались там, где прячется мирное население. Умоляли не ставить здесь никакого оружия. Но, к сожалению, слёзная мольба была бессмысленна. Каратели молча осуществляли задуманное.
— Украинские военные один раз сказали, что будет гуманитарная помощь от одной благотворительной организации. Собирали с нас списки пофамильно, в том числе и детей. За продуктами поехала группа. Они стояли в очереди, ждали... В этот момент начали бомбить и стрелять, многие погибли. Так было часто. Люди им верили. С Украины нам ни разу никто не помог, — рассказала Кристина.
Кристина поняла, что нужно поскорее выбираться не только из подвала, но и из разрушенного города.
— 22 марта 2022 года мы одни из первых покинули подвал, потом его начали сильно бомбить. Затем за нами тоже стали выходить люди, а кто решил переждать и не вышел — погибли. Нам очень помог парень, который сообщил, что в одном из районов есть вода и генератор, можно было зарядить телефоны. 5 километров шли с ребенком под бомбежками. Понятно, что в ДНР и России безопаснее. Мы искали путь, как попасть в Володарск. Один молодой человек поехал посмотреть дорогу на самокате, тоже рисковал. Мы ему передали записку с адресом, у нас родственники в Володарске. Все прошло хорошо, нас забрали на машине. Когда мы приехали в город, для нас вода и свет были чудом, — рассказала Кристина.
Женщина с ребенком и матерью хотели поехать жить к родственникам в Иркутскую область. Но планы Кристины поменял случай, она познакомилась с представителями из Хабаровска, которые рассказали о крае и программе поддержки беженцев.
— В Хабаровске нас хорошо встретили. Многие люди нам помогали, дали вещи и лекарства, предоставили жилье в гостинице. Сейчас работаю экономистом. Надеюсь, что нам помогут получить жилищный сертификат. Хочу здесь развиваться, много работать и быть полезной обществу, — рассказала о планах Кристина.
На вопрос, планирует ли Кристина вернуться в Мариуполь, женщина ответила четко и категорично:
— Там жить уже не планируем, город другой будет. После всего пережитого не наша жизнь там. У нас были друзья, родственники, любимые места, магазины, жилье, у нас просто этого не будет. Мне запомнился один момент. Когда были выборы, Владимир Зеленский записал ролик в котором говорил, что он помирит Россию и Украину. Мы из-за этого его выбрали. Верили, что он вернёт мир, который был раньше. Но это был его политический ход. Когда все началось, наши надежды рухнули.
*организация признана террористической в соответствии с законодательством РФ, деятельность на территории РФ запрещена.