Дефицит топлива преодолён на большей части территории Хабаровского края в настоящий момент. Но местами всё еще имеет место бензиновая засуха. От чего случился дефицит топлива в регионе, где ещё есть локальные проблемы и как они преодолеваются — ответы на эти и другие вопросы дал корреспонденту ИА AmurMedia и.о зампреда правительства Хабаровского края по ТЭК и ЖКХ Дарий Тюрин.
Дарий Тюрин. Фото: Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края
— Начнём с самого наболевшего. Скажу честно: острота на сегодняшнее утро снята, но полностью не удовлетворён спрос на бензин в Ванинском, Совгаванском и частично в Ульчском районах. Автомобили спецслужб заправляются регулярно в полном объёме, а остальные пока не могут заправить полный бак в любое время суток. В Ванинский и Совгаванский районы идут оплаченные независимыми нефтетрейдерами цистерны с завода, — разъясняет текущую ситуацию Дарий Тюрин. — Что касается причин возникновения дефицита топлива в этих районах, они специфические.
Дело в том, что АЗС всех трёх районов обеспечивают топливом небольшие торговые предприятия. Крупные игроки рынка: "ННК" и НК "Роснефть" там заправочные станции не содержат. А с 26 января комсомольский НПЗ перестал отпускать топливо мелким продавцам по прямым договорам с условиями самовывоза. То есть, перестали заполнять бензовозы прямо с завода, их перевели на другую, более прозрачную схему поставок — через биржу.
Казалось бы, после уведомления предприниматели вышли на Санкт-петербургскую биржу, топливо на торгах купили, оплатили. Но, времени на поставку через биржу: отгрузка в железнодорожные цистерны, формирование поезда на станции отправления, распломбировка и разлив цистерны на станции приёма и др. — требуется гораздо больше, чем на самовывоз с завода. В результате перехода на новую схему закупки сбился ритм поставок топлива до каждой АЗС. К такому увеличению времени подхода товара предприниматели оказались не готовы.
Два вагона, отправленные сегодня ночью с завода, на станции "Комсомольск— Сортировочный" пока дожидаются формирования состава поезда
— То есть, возник вакуум между уже купленной одной партией и подходом следующей, приобретенной на бирже?
— Именно так. Пока купленный на бирже бензин едет, резервы на АЗС в Ванинском и Совгаванском районах успели иссякнуть. Плюс к тому, расход запасов ускорил ажиотажный спрос на бензин, возникший в крупных городах края, и по цепочке — в остальных районах.
— А какая сейчас ситуация в отдалённых посёлках Ульчского района?
— Похожая. Но, она усугублена ещё и тем, что там нет железной дороги. Бензин возможно доставить исключительно автомобильным транспортом. Ещё и путь от пункта выдачи купленного топлива до населённых пунктов не близкий, дороги без твёрдого покрытия. В результате скорость движения низкая, стоимость доставки высокая, что определяет ценообразование, далеко не соответствующее покупательской способности жителей и предприятий населённого пункта. Но, 91 рубль за литр, запечатлённый на фотографии, распространённой в соцсетях — ответственно заявляю, это фэйк! Такой цены на АЗС края не было. Кто-то поменял цифры специально для фото. Не иначе.
И тем не менее, в том же Мариинском, где АЗС эксплуатирует ООО "Флагман", это предприятие вынуждено заправлять спецтранспорт где-то даже себе в убыток. Сейчас мы рассматриваем возможность оказать поддержку тем АЗС края, реальное ценообразование на которых зашкаливает. Нельзя допустить, чтобы хотя бы один населённый пункт в крае остался без бензоколонки. К концу недели с мерами поддержки определимся.
В селе Циммермановка Ульчского района нет топлива для населения по сей день
— Но ведь цены на бензин, пусть на копейки, но потихонечку ползут вверх даже там, где дефицит топлива уже преодолён…
— Когда в конце января на Хабаровском НПЗ значительно снизились объёмы производства части марок бензина, буквально через считанные дни стало понятно, что резервов, которые копятся на предприятии, до окончания ремонта и выхода на полную мощность, не хватит. Возможно, компания вышла на биржу или на других производителей, чтобы купить недостающие объёмы. А если на бирже увеличивается спрос при прежнем объеме продаж, то и цена поднимается.
Хочу отметить, как только в крае возникли причины нехватки топлива, правительство края по поручению главы региона оперативно направило письма вице-премьеру Александру Новаку, в НК "Роснефть". Увы, но резервы топлива, накопленные на заводе на случай возникновения нештатной ситуации, закончились гораздо раньше, чем предполагалось. Времени на предотвращение дефицита не хватило. Он возник. Масло в огонь подлил ажиотажный спрос: люди приезжали на АЗС не то, чтобы с канистрами, а даже с бочками.
Горожан просят не брать топливо для запаса, чтобы не создавать ажиотаж
Стоит заметить, во время нехватки топлива все системы жизнедеятельности региона работают в штатном режиме. Автомобили экстренных служб, общественный транспорт заправлялись в полном объёме в любое время.
— Какие выводы правительство края сделало из сложившейся ситуации?
— Михаил Дегтярёв направил письмо в федеральное правительство с просьбой субсидировать железнодорожные тарифы на перевозку топлива с учётом особенностей дальневосточного региона. Чтобы можно было покупать бензин в других регионах России без увеличения его стоимости из-за высоких транспортных расходов для потребителей Дальнего Востока.
Проект можно реализовать в преференциальном режиме
Кроме того, будем обращаться в федеральное профильное министерство с просьбой пересмотреть нормативы накопления резервов топлива. Возможно, они устарели. Количество автотранспорта на душу населения значительно выросло. Ну и строительство ещё одного НПЗ, как заявил Юрий Трутнев, позволило бы предотвратить проблему дефицита в нашем регионе. Уверен, такое предприятие укрепит топливную безопасность региона и положительно повлияет на ценообразование.