Итоги дня: не будет первомайского шествия, вода ушла, новый закон о собаках
19 апреля, 21:00
Гороскоп на 20 апреля: приятные сюрпризы для Козерогов, позитивные тенденции для Водолеев
19 апреля, 20:00
Нет одиночеству: где встретят свою любовь знаки зодиака
19 апреля, 19:30
Хабаровский край присоединился к Всероссийской акции "Дорога к обелиску"
19 апреля, 19:00
В реках Хабаровского края возможен подъем уровня воды до неблагоприятных отметок
19 апреля, 18:30
Самолёты из Хабаровска в Красноярск будут летать чаще
19 апреля, 18:00
Юную хабаровчанку рекомендовали к поступлению в ГИТИС по итогам образовательного проекта МТС
19 апреля, 17:30
​Продукция с брендом "Сделано в Хабаровском крае" получит региональную поддержку и продвижение
19 апреля, 17:00
Комсомольские нефтепереработчики присоединились ко Дню донора
19 апреля, 16:54
Жителей Хабаровского края приглашают на "Библионочь-2024"
19 апреля, 16:30
В Хабаровском крае продолжается рейд по выявлению мигрантов, не вставших на учет
19 апреля, 16:00
Сергей Кравчук: Мы обновляем оборудование на складе резерва, чтобы эффективно защитить хабаровчан в случае паводка
19 апреля, 15:30
Аферисты заставили взять кредит и выманили у семьи из Хабаровска почти 8 млн рублей
19 апреля, 15:00
Премиум-аккаунт и скидки: новые бонусы для пользователей тарифа "Игровой" от "Ростелекома"
19 апреля, 14:45
Галина Кононенко: Первомай отметим полезными делами
19 апреля, 14:41
​Продукция с брендом "Сделано в Хабаровском крае" получит региональную поддержку и продвижение 19 апреля, 17:00
Военнослужащий из Хабаровского края, проявил мужество и героизм в ходе СВО 19 апреля, 13:00
Военнослужащий ВВО проявил мужество и героизм в ходе проведения СВО 18 апреля, 16:00
Банк "Открытие": в топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли "китайцы" 18 апреля, 15:15
Кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" подтвердил на уровне ruAA 18 апреля, 11:20
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 09:10
В Хабаровске откроется "самый восточный" филиал компании “ПромМаш Тест Инжиниринг” 17 апреля, 15:10
В Хабаровске открыли мемориальные доски погибшим военнослужащим Росгвардии 17 апреля, 11:30
Михаил Дегтярев обсудил с главами районов подготовку к предстоящим выборам в краевой парламент 16 апреля, 14:00
Военнослужащий УЦ ВВО из Хабаровского края проявил мужество и героизм в ходе СВО 16 апреля, 13:00
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15
Жара на улице и в доме, электросамокаты против пешеходов, пирожное со сложной судьбой 15 апреля, 18:30
Военнослужащий ВВО из Хабаровского края спас боевых товарищей в ходе проведения СВО 15 апреля, 15:00
Партию новых истребителей Су-35С ОАК передала Минобороны России 12 апреля, 16:00
Военнослужащую танкового батальона УЦ ВВО из Хабаровского края наградили медалью 12 апреля, 13:00

Уйти нельзя остаться: эксперты обсудили уход из Хабаровского края инвестора-угольщика

Что было сделано не так - свои выводы сделали представители порта Дальнего, общественности, политики и жители поселка
25 сентября 2020, 18:06 Общество Прощай, инвестор!
Проект строительства угольного порта Дальний скриншот видео ООО "Порт Дальний"
Проект строительства угольного порта Дальний
Фото: скриншот видео ООО "Порт Дальний"

Неожиданное решение инвестора отказаться от строительства в Хабаровском крае угольного порта на мысе Веселом близ поселка "Заветы Ильича" ввергло в изумление власти и в отчаяние — жителей поселка. Почему инвестор пришел к радикальному решению, что делают жители, чтобы исправить ситуацию, какие ошибки и просчеты допустили все стороны проекта — эти и другие вопросы обсудили участники Делового клуба ИА AmurMedia.

Олег Бундуков
Олег Бундуков

генеральный директор ООО "Порт Дальний", оператора проекта по строительству угольного терминала в Хабаровском крае

Автор фото: скриншот видео ИА AmurMedia

- "Порт Дальний" планировал строительство терминала в районе поселка "Заветы Ильича". Порт проектировался с учетом требований самых современных технологий. При этом мы все время прислушивались к мнению местного населения. Поэтому несмотря на то, что нами был получен участок в аренду, был разработан проект, который сначала включал в себя этапность – на первом этапе погрузка 2,5 млн т, на втором - 20 млн т, в целом до 30 млн т – мы услышали замечания по поводу того, что на первом этапе предусматривается грейферная разгрузка из вагона (открытая – прим. редакции), хотя транспортировка и перегрузка в корабль закрытая, и сам первый этап планировался сроком до 2 лет. Поэтому инвестором Авдоляном Альбертом Аликовичем было принято решение прислушаться к замечанию и перепроектировать проект с выходом сразу на второй этап. По этой причине общественные слушания по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду – прим. редакции), назначенные на 30 сентября, были перенесены, так как перепроектирование требует большего времени.

Но мы также привлекли экспертов из РАНХиГС, которые провели соцопрос. Было опрошено около 1000 местных жителей – и более половины не поддержали идею строительства терминала и высказались против. То есть мы увидели реакцию жителей и поняли, что поддержки в регионе нет. И это несмотря на то, что инвестором Авдоляном Альбертом Аликовичем было принято решение о беспрецедентных для России отношениях с местным населением, предусматривающих создание фонда развития поселка. Туда предлагалось передать часть активов порта, 10%, то есть $50 млн, дивиденды от этой доли также шли бы в фонд, а фонд занимался бы развитием поселка. То есть, при выходе порта на полную мощность, по нашим оценкам, в год выходило бы до $30 млн, которые нужно было осваивать поселку.

На сегодня поселок раскололся на два лагеря, которые не могут найти компромисс и принять решение, которое устроило бы и ту и иную стороны. А Альберт Аликович Авдолян никогда не хотел раскалывать граждан и участвовать в таких негативных историях. Для лучшего понимания ситуации хотел бы привести один факт. В 2019 году в Ставрополье он тоже планировал производство нитроцеллюлозы, но мнение граждан по поводу строительству завода было неоднозначным. И хотя уже была приобретена земля, был заказан проект, он прислушался к мнению граждан и перевел проект на другую площадку.

Сейчас все работы остановлены, всем нашим партнерам направлены письма о разрыве контрактов, техника мобилизуется, городок строительный разбирается, все местные жители, их около 40 человек, с ними тоже трудовые договоры расторгаются. Все это в связи с тем, что мы не увидели обратной связи. Больше по этим причинам принято решение на сегодняшний день проект закрыть. После того, как стало известно решение компании, в адрес компании стали поступать предложения от жителей вернуться и реализовать проект. Альберт Аликович Авдолян услышал жителей и вышел на связь, но он пояснил, что, когда большая часть жителей поселка выступает против проекта, строительство нецелесообразно.

Максим Кукушкин
Максим Кукушкин

депутат Закдумы Хабаровского края от КПРФ, второй секретарь Хабаровского крайкома КПРФ

Автор фото: пресс-служба ХРО КПРФ

- Претензии к проекту у жителей были с самого начала. Тут говорили о том, что шло планирование стройки, но тогда каким образом там уже начато строительство? Я лично в выходные проехал на мыс Веселый, заснял строительство, техника там двигается, деревья вырублены, строительство идет. Я хочу сказать, что если какой-либо гражданин начнет строить дом или даже срубит дерево без разрешения, то к этому человеку придут, и будут применены определенные санкции. А тут разрешения на строительство нет, общественные слушания не прошли. Поэтому считаю, что так как компания зашла без какого-либо градостроительного плана, начав строительство без разрешения, она должна понести некую финансовую ответственность.

Почему в "Заветах Ильича" многие не верят в закрытую перевалку угля в порте Дальнем? Потому что много лет жители Ванино и Совгавани задыхаются от угольной пыли. И даже в порту Ванино не могут ничего с этим решить.

Еще людей особенно возмутил тот факт, что вот так напором быстро кто-то решил, что там будет угольный порт. При этом мыс Веселый чуть ли не единственное место, где в теплые дни, которых очень мало в тех краях, отдыхают семьями. Думаю, никто из нас не захотел бы поехать отдыхать в место, рядом с которым находится угольный терминал, и неважно, открытая там перевалка или закрытая. У нас большая страна, большой Хабаровский край, и думаю, можно было бы найти место, где бы производство не ущемляло бы интересы людей. Кроме того, не единичны случаи, когда инвесторы заходят, преследуя прежде всего свои интересы. Например, гора Куштау в Башкирии или знаменитый Шиес. Получается, что когда кому-то хочется получать прибыль, то делают как хотят, а с мнением людей с позволения местной власти не считаются. А это недопустимо. И мы в Хабаровске тоже хорошо знаем, что даже после общественных слушаний инвестор может изменить решение. Мы знаем про парк "Динамо", про питомник Лукашова.

Вадим Заусаев
Вадим Заусаев

экс-директор института ДальНИИ рынка, профессор, доктор экономических наук

Автор фото: Из личного архива В. Заусаева

- Транспорт, порты, судоходство – это одни из немногих факторов экономического развития Хабаровского края. Поэтому, конечно, надо держаться за этот проект.

Не будет таких проектов мы население края, 1 300 000 человек, не прокормим. Не на чем будет воспроизводиться. Вы же видите, как сокращается экономика Хабаровского края. В этой связи появление проектов в районе Ванино и Совгавани – это, конечно, благо. Ждать другого инвестора жителям "Заветов Ильича" придется очень долго, потому что инвесторы идут на Дальний Восток очень плохо. Поэтому, повторюсь, надо держаться за этот проект, обязательно, но при соблюдении одного условия.

Если проекты будут ухудшать качество жизни, люди будут уезжать, то и ни к чему эти проекты. Проекты нужны для того чтобы люди здесь оставались, демографическая  ситуация улучшалась, рос экономический потенциал. Поэтому надо находить компромисс: или другое место в Хабаровском крае предлагать, или другие технологии применять. Одним словом, проект нужен, но его надо реализовать таким образом, чтобы ни на йоту не снижать качество жизни в поселении.

Владимир Сидоров
Владимир Сидоров

председатель ХКО «Всероссийское общество охраны природы»и краевого центра общественного мониторинга по проблемам экологии ОНФ

Автор фото: Из личного архива В.О. Сидорова

- Мы пристально следили за развитием событий на мысе Веселом. У нас есть вопросы к процедурным моментам, но, честно сказать, меня больше всего возмущает поведение местных властей. Заходит крупный инвестор с большим проектом - и он остается один на один с населением, фактически разогретым предыдущими экологическими происшествиями в этом районе. Мне кажется, в этой ситуации краевое правительство и местные власти должны были за ручку брать инвестора, объяснять ситуацию, прорабатывать вопрос, социальную составляющую, делать одним из этапов проекта социальное проектирование и заниматься этим раньше, чем выводить первую единицу техники на мыс.  

А проект я посмотрел, проект действительно хороший, но его нужно было анализировать специалистам, нужно проводить экспертизу. Если о рисках экологических компания задумалась заранее, подстраховалась, сверяя каждый свой шаг с законодательством под руководством юристов-экологов, то риски социальные учтены не были. И здесь не нужно, как мне кажется, представителю компании сетовать на то, что население что-то не поняло, это именно недостаточность социальной части проектирования и планирования.  

Думаю, чем бы ни закончился проект, этот опыт станет для нас уроком. Не только для инвестора, власти и природоохранной  общественности. Мы увидели, как на перегретый политический резонанс слетелись политические силы и попытались эту историю разыграть в своих интересах. Навальный, коммунисты, ЛДПР, традиционно сильная в этом районе. Вместо того чтобы помочь разобраться и прийти к консенсусу, опять попытки политизирования экологических проблем. И люди во многом не понимают, что их используют для достижения своих политических целей. Вот здесь нужно влияние краевых властей, нужна позиция, нужна политика инвестиционная.

Вообще нам нужен кейс, определенный алгоритм, по которому приходящий в Хабаровский край инвестор будет входить в этот процесс и сопровождаться и краевыми властями, и общественными структурами, которые могут взять на себя вопрос консолидации все сил в решении проблем.

Лариса Лисова
Лариса Лисова

председатель собрания депутатов Советско-Гаванского района, жительница рабочего поселка "Заветы Ильича"

Автор фото: скриншот видео ИА AmurMedia

- Я прекрасно помню, как раньше развивался наш поселок "Заветы Ильича", и вижу, что он собой представляет сейчас, во что превратился наш поселок. Приход такого инвестора, как порт Дальний, меня лично порадовал. Может, они в начале и очень быстро зашли, но никакого строительства, в чем их упрекают, ведь не велось. Изыскания и строительство – это разные вещи, и это много раз объяснялось. А для того, чтобы провести изыскания, была проведена вырубка деревьев. Но за это местная власть получила 37 млн рублей в бюджет. И это все было законно.

Мне очень жаль, что мы не смогли найти компромисс с другой частью жителей, но я очень надеюсь, что мы этого компромисса все-таки достигнем. Потому что инвесторы в очереди не стоят, чтобы облагородить наш поселок. Это вообще первый инвестор, который предложил такие беспрецедентные меры поддержки, и не просто меры поддержки, а партнерские отношения с населением.

Я считаю, что одна тысяча опрошенных из 8000 населения это недостаточно, чтобы принимать какое-то решение. Вчера у нас была прямая линия с Альбертом Аликовичем, и мы попытаемся сделать все возможное, чтобы инвестор к нам вернулся. Если инвестор не вернется, большая часть населения будет расстроена, инвестиционный климат будет нарушен. Любой инвестор прежде чем зайти, будет смотреть на реакцию населения, и раз так относится население, значит, он сюда к нам не пойдет. Какой выход у жителей останется? Либо уехать, у кого есть средства, либо так и остаться со своим мысом Веселым, который, кстати, совершенно непригоден для купания.

1601046360