Попрощавшись с первой волной пандемии, хабаровские предприниматели принялись осваивать новую реальность, о которой им, как и всем нам, неустанно вещали из всех источников в последние месяцы одновременно со сводками с вирусных фронтов. Однако, далеко не каждый заметил, что общество изменилось и требует новых инструментов. Своим опытом перехода из традиционных устоев в стремительное бурление современности предприниматели делились на видеоконференции "Потребительские привычки после пандемии: хабаровский бизнес ищет новые инструменты" (12+) в эфире ИА AmurMedia.
Исполнительный директор хабаровской ассоциации "Независимый союз пассажирских перевозчиков" Елена Шадуя отметила, что в этой отрасли, во всяком случае, в Хабаровске, об инновациях говорить нечего. Но с пандемией кое-что изменилось и в таком традиционном бизнесе. Правда, люди, как у классика, остались те же.
— Раньше в салонах автобусах проводили уборку перед заходом в гараж, теперь — не менее двух раз внутри смены, между рейсами. Нам не дают об этом забывать не дают забывать об этом управление промышленности, транспорта и связи и управление Роспотребнадзора, каждый день выходя в рейды. Но пассажиры в большинстве не носят маски, и у перевозчика нет полномочий отказывать в провозе по этому поводу. А от нас этого требуют и контролирующие органы, и более сознательные пассажиры, — рассказала она.
Председатель Ассоциации рестораторов Хабаровского края Андрей Веретенников считает, что "нормальный бизнес" был готов к ограничениям в тот же миг, когда узнал о закрытии общепита на бессрочный карантин. А карантин, в свою очередь, по мнению Веретенникова, продвинул отрасль туда, куда давно было пора — в удобные, экономящие время и деньги клиентов цифровые технологии. Тот, кто уже двигался в этом направлении, теперь снимает пусть не такие густые, как в полном зале под веселую музыку, но все же сливки.
— Таких войн за потребителя, как теперь, у хабаровских рестораторов никогда не было. Конечно же, карантин заставил тех, кто готов работать, развивать онлайн, доставку, приложения. А главное, что заставило ресторанную культуру в городе вырасти — выбор лучших поставщиков и более качественных продуктов. Если раньше недостатки в еде можно было компенсировать атмосферой заведения, то теперь человек приносит заказ на семейный стол, где не ничто не отвлекает от того, чтобы понять, вкусно это или стоит сменить ресторан, — рассказал Андрей Веретенников.
Директор ООО "ДНС Групп" Дмитрий Алексеев не заметил изменения потребительских предпочтений. Пока в организации пандемической торговли законы и нормативные акты играли в не всегда, кажется, до конца понятную их исполнителям чехарду, популярный ритейлер техники и электроники продолжал торговать через Интернет, разве что меньше продал статусных гаджетов. Зато, по выражению Алексеева, покупатель повернулся к "традиционным ценностям" — морозильным ларям и холодильникам для хранения припасов и телевизорам для получения оперативной информации, не выходя из дома.
— Кризисы усиливают тренды. Онлайн-торговля и цифровизация росли последние десять лет, как и реклама уходила в Интернет. Но это не заслуга пандемии. Людям дорого их время, и чтобы не ходить по магазинам, они готовы потерпеть такое неудобство, как ожидание доставки. Идеальная модель розничной торговли — когда человек может выйти из квартиры в домашних тапочках и купить все, что ему нужно, по удобной цене. Но это недостижимый идеал. Поэтому в данном случае кризис для предпринимателей — хороший повод сделать то, что давно назрело, но всегда откладывалось. Например, завести странички в соцсетях, развить доставку, — считает Дмитрий Алексеев.
Самым позитивным на видеоконференции выглядело выступление руководителя сети городских прачечных "Стирай-город" Марии Масловой. На сохранение пусть и вполовину меньше, чем в обычное время, но все же прибыли сыграли сразу два фактора, ставшие трендами "коронакризиса" по всей планете.
— Очень удачно для нас карантин совпал с запуском сайта, получили сразу много дистанционных заявок. А клиенты наконец оценили наше преимущество, которое мы заявляли с первого дня работы, но прежде проходившее незамеченным. Это индивидуальная стирка каждого заказа, а не все вместе, как в большинстве крупных химчистках и прачечных. Отдельно хочу поблагодарить всех, кто откликнулся на наш призыв в соцсетях в начале карантина поддержать нас заказами. Неожиданно люди стали распространять его, приглашать своих друзей воспользоваться нашими услугами, это очень ценно и трогательно. В ответ мы запустили серию бонусных программ, например, бесплатная доставка при заказе от 600 рублей и при стирке двух вещей третья — в подарок, — рассказала Мария Маслова.
Россия — страна перманентных экономических потрясений, но и таких же широких возможностей, показал очередной кризис. Пережив первую волну пандемии, оставшиеся на плаву предприниматели Хабаровска уже сегодня готовятся и морально, и технически к следующим неожиданностям, которые, как регулярно показывает новейшая история, неизбежно встряхнут отечественную экономику. Раз уж довелось здесь родиться и жить, придется работать с тем, что есть.
Полная версия прямого эфира на тему "Потребительские привычки после пандемии: хабаровский бизнес ищет новые инструменты" (12+) проекта "Problem Solving Project" — в видео.
Трансляция видеоконференции — в свободном доступе в аккаунте ИА AmurMedia в социальной сети YouTube и Instagram. Вопросы и реплики можно отправить организаторам проекта заранее или в ходе трансляции. Комментирование в социальных сетях открыто.Видеозапись прошедших онлайн-мероприятий проекта "Problem Solving Project" и текстовые публикации можно найти, нажав на кнопку.