Процедуру голосования по поправкам к Конституции РФ, кажется, осторожно выводят из тени, исподволь подготавливая и нацеливая на "правильное" понимание общественное мнение. Не просчитается ли власть, какие плоды может принести голосование в Хабаровском крае, сообщили корр. ИА AmurMedia Ко Виктории эксперты.
Из-за пандемии коронавируса задвинуты в тень оказались многие темы, до кризиса считавшиеся самыми важными в политической повестке страны.
В число отложенных попало и всероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ, намеченное первоначально на 22 апреля 2020 года и перенесенное на неопределенный срок.
Однако на днях эту тему вновь подняли, запустив аккуратный инфозонд: в мессенджерах появились сообщения о возможных датах проведения голосования 24 июня или 8 июля.
В послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года президент России предложил внести в Конституцию РФ ряд поправок. 20 января Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти", который благополучно был принят во всех чтениях и прошел проверку на законность Конституционного Суда РФ. Одновременно во всех регионах страны запустили процедуру сбора предложений по поправкам. Порога явки нет, но обязательным условием вступления поправок к Конституции в силу является их одобрение в ходе общероссийского голосования более чем 50% проголосовавших.
— И 24 июня, и 8 июля, на мой взгляд, не самые удачные даты. Даже если в июне вся страна выйдет из карантина, очевидно же, что людям будет явно не голосования. Следовательно, явка может оказаться очень невысокой, а голосование нерепрезентативным, — подчеркивает политолог, доцент кафедры ХГУЭП, кандидат полит. наук Татьяна Захарова.
Эксперт отметила усиление телевизионной пропоправочной агитации в последние недели, однако ее невысокое качество, по мнению Татьяна Захаровой, сводит на нет все приложенные властью усилия по поляризации голосования. Рекламные ролики, очевидно, готовились заранее, до пандемии, и, кажется, ответственные лица не переоценивали их с новых посткоронавирусных позиций. А зря. Иначе они бы обратили внимание на явную неуместность в дни кризиса некоторых рекламных лозунгов.
— С экранов телевизоров нас призывают: "Давайте защищать животных!", а я предлагаю защищать людей, которые пострадали от пандемии и от вынужденных выходных, потеряли близких, работу или уверенность в завтрашнем дне. Разве сейчас это не важнее? Или другой странный лозунг: "Давайте защищать русский язык!". Как защищать? Перейдем на древнерусский или законом запретим англицизмы? Или "Давайте поднимать наше здравоохранение!". А что мешает это делать без поправок к Конституции? Одним словом, налицо популизм, попытка за яркими обертками скрыть главное. Мы слышим только "Наше решение, наша Конституция", альтернативное мнение не звучит, — говорит Татьяна Захарова. — Мне вообще трудно понять, зачем нужно голосование по поправкам в Конституцию, если практически все эти моменты есть в федеральных законах? За исключением, естественно, только одного: обнуления предыдущих сроков правления действующего президента и продление его полномочий на непонятно какой срок.
Тем не менее политолог уверена, что поправки будут приняты.
— Во –первых, недавно были приняты поправки, допускающие дистанционное голосование. А я как политтехнолог скажу, эта форма дает основания для подозрений в фальсификации результатов. Во-вторых, какую бы дату ни назначили, на это голосование мобилизуют весь провластный электорат. По обыкновению на 100% за поправки к Конституции проголосует Кавказ: Чечня, Ингушетия, Дагестан, другие кавказские территории также покажут высокий процент одобривших поправки, — не сомневается Татьяна Захарова. – Значительно менее высокий процент поддержки, думаю, покажут крупные города, где доля протестного электората традиционно выше. Это не только Москва и Санкт-Петербург, но еще Екатеринбург, Челябинск и Новосибирск. В один ряд с ними или даже на шаг впереди может оказаться Дальний Восток, и в том числе Хабаровский край, который уже показал, что не боится идти не в ногу с большинством. Пока, по моим оценкам, здесь соотношение голосующих за и против поправок 50 на 50.
Однако политологу, профессору кафедры АмГПГУ Григорию Говорухину итоги голосования в крае видятся иными. Хотя ряд поправок, по его мнению, действительно давно назрел, от избирателей края, настроенных к власти во многом критически, точно не ускользнула сверхзадача по продлению президентских полномочий.
— Я не исключаю оптимистичного для власти исхода голосования в крае, но более вероятно, что все пройдет в духе протестного голосования: либо явки вообще не будет, либо результат окажется отрицательным. Процент фальсификаций при этом будет минимальным, — полагает он.
В любом случае даже негативные результаты голосования, считает Григорий Говорухин, вряд ли отразятся на отношении федерального центра к губернатору Хабаровского края:
— В условиях пандемии встал вопрос дееспособности власти в части управления государством. Проверяется, насколько не то чтобы лояльной, но просто вменяемой оказалась власть на местах. Ряд руководителей регионов, и не только регионов, повели себя просто как исключительные болваны и самодуры, скомпрометировав вообще всю вертикаль власти, и федеральному центру срочно пришлось их одергивать.
На этом "замечательном" фоне, по словам Григория Говорухина, Хабаровский край выглядит вполне себе благополучно. Проблемы, конечно, есть, они никуда не делись, и они обострились в кризис, но никто из властей края не спешит с необдуманными решениями и заявлениями, а из населения в ответ никто не перегораживает дороги и не устраивает бурных несанкционированных митингов.
— В Хабаровском крае вопрос с заражениями купирован, по крайней мере, находится под контролем, индекс самоизоляции тоже не из самых худших по стране. Поэтому в случае провала на голосовании по поправкам к Конституции у Фургала всегда есть возможность указать в качестве виновных заезжих политтехнологов, либо слабую государственную пропаганду, — считает Григорий Говорухин. — Вообще, строго говоря, в период выхода из коронавирусного кризиса у любого вменяемого губернатора есть карт-бланш: можно свалить политический провал на форс-мажорные обстоятельства. Мало того, ведь может возникнуть необходимость удержать население от каких-то необдуманных шагов, от эксцессов и во время карантина и после него того. Поэтому не думаю, что будут без особой нужды снимать стружку и тем более менять губернаторов.
Пока, отмечает политолог, недовольство граждан своим положением не выходит, условно говоря, за пределы кухни, но никто не знает, что может случиться завтра. Власть предпринимает меры, чтобы поддержать наиболее пострадавшие слои населения, но это только начало, и сказать, к чему они приведут, дадут ли тот эффект, на который рассчитывали, сейчас сложно.
По мнению Татьяны Захаровой, власти пришлось бы намного хуже, если бы люди осознавали масштабы экономических потерь, нанесенных коронавирусом. Однако для этого нужна достоверная информация, а в официальных СМИ, по ее мнению, о потерях либо вообще не говорят, либо говорят вскользь. Открыто заявляют о возникших проблемах в альтернативных СМИ, но их охват аудитории намного меньше.
— Простой пример: нам говорят об огромном количестве льгот и мер поддержки для населения и бизнеса, пострадавшего от пандемии. Но никто не говорит, что для получения этих льгот нужно либо соответствовать набору жестких критериев, либо вооружиться ангельским терпением, чтобы собрать нужные справки и документы, многие из которых в наших реалиях получить невозможно. Получается, что пиар далеко опережает действительность: да, сама по себе господдержка хороша, но ржавые, бюрократические механизмы во многих случаях делают ее недоступной, — подчеркивает Татьяна Захарова.
Кризис обостряет социальные противоречия, подытоживают политологи, и успешное проведение голосования во многом будет зависеть от качества и своевременности государственной поддержки. Те, кто еще вчера неплохо зарабатывали, планировали со вкусом отдохнуть в Таиланде или Турции, сегодня мечутся, пытаясь спасти свой бизнес и свои вложения. Поэтому куда внимательнее и недоброжелательнее прислушиваются к приятному шелесту денег в других карманах – по-государственному важных и необъятных.
— По-моему, просто неловко и даже постыдно, что топ-менеджеры госкомпаний получают по два-три миллиона рублей в неделю, когда вокруг столько разоренных предприятий, — считает Татьяна Захарова. – Есть кризис, нет кризиса, но высокопоставленные чиновники ничего не теряют в доходах, а у обычных граждан ничего кроме долгов не остается. И вполне объяснимо, по-моему, что протест будет нарастать — люди поневоле начинают задумываться о социальной справедливости, о тех базовых принципах социального равенства, которые в первую очередь гарантируются Конституцией.