Мировая экономика втягивается в серьезный кризис из-за эпидемии коронавируса. Часть экспертов уже сравнивают текущую ситуацию с cобытиями 2008–2009 годов. Правительству пора составлять "антивирусный план", сделав акцент на сибирских и дальневосточных регионах, которые, очевидно, больше всего пострадают от кризиса в Китае, сообщает в своей колонке в РБК заведующий сектором "Моделирование" экономического департамента ИЭФ Виктор Курилов, передает ИА AmurMedia.
Экономисты пытаются оценить потери мировой экономики. По прогнозам Oxford Economics, в случае локализации вируса в пределах Азии негативный эффект составит $0,4 трлн, а вот если не удастся избежать пандемии, ущерб может вырасти до $1 трлн, или 1,3% глобального ВВП. Как ситуация отразится на российской экономике? На данный момент ключевые каналы прямого негативного эффекта COVID-19 на динамику ВВП России состоят в следующем:
снижение потока китайских туристов в Россию ($0,7 млрд) и доходов российских авиакомпаний ($0,1 млрд);
сокращение производства сырья на экспорт в Китай ($0,5 млрд);
сокращение выпуска в обрабатывающей промышленности ($0,4 млрд).
По предварительным оценкам Росстата, в 2019 году Россию посетили 1,9 млн туристов из Китая. Мы исходили из базовой оценки расходов китайских туристов в России в размере $3 млрд в год. Эпидемия сократит эту сумму на четверть. Во-первых, часть китайских граждан столкнулись с ограничениями на поездки в период новогодних каникул, удобный для путешествий. Во-вторых, на восстановление турпотока, даже при относительно благоприятном сценарии, уйдет несколько месяцев.
Сокращение авиасообщения между Китаем и Россией станет особенно чувствительным для российских авиаперевозчиков, на которых приходилось 75% пассажирооборота между странами (3 млн пассажиров в 2019 году). По нашим оценкам, только в феврале российские авиакомпании потеряли 1,5 млрд руб., а их суммарные потери достигнут 4–6 млрд руб. Наибольший спад пассажиропотока ожидается в аэропортах Сибири (Иркутск, Новосибирск) и Дальнего Востока (Хабаровск, Владивосток).
Вторым уязвимым звеном является производство сырьевых товаров на экспорт в Китай. Речь идет об угле, древесине и морепродуктах, производство которых в Сибири и на Дальнем Востоке во многом ориентировано на рынки Юго‑Восточной Азии (76% российского экспорта морепродуктов, 46% экспорта древесины и 45% экспорта угля). По оперативным данным РЖД, уже в первой декаде февраля погрузка угля снизилась на 23,4% год к году, леса — на 13,7% год к году. Российские производители жалуются на снижение цен на крабов в Китае из-за резкого падения спроса.
Cнижение производства в обрабатывающей промышленности из‑за нехватки компонентов из Китая — третий фактор влияния COVID-19 на российский ВВП. Он будет особенно заметным в конкурентных секторах, таких как автопром. Оказавшаяся в изоляции китайская провинция Хубэй является крупным центром производства автомобилей, двигателей и запчастей.
Российским властям тоже пора задуматься об "антивирусном" плане для экономики, при этом сделав акцент не только на отдельных отраслях, но и на регионах, прежде всего Сибири и Дальнего Востока. На них, по нашим оценкам, придется более половины ($0,9 млрд) общих потерь отечественной экономики. Читать полностью