Утро в Хабаровске: -11°, возможен снег, 5 домов и 1 детский сад без холодной воды
07:28
Итоги дня: штурм без успеха, помогла фотоловушка, фильм про школьников, боремся за звание
1 декабря, 19:00
Гороскоп на 2 декабря: непростой день у Близнецов, прогресс у Льва, Рыбы добьются успеха
1 декабря, 18:00
Дмитрий Демешин ознакомился с работой инновационных площадок в Татарстане
1 декабря, 16:33
Уже можно: Хабаровск борется за звание "Молодежной столицы России"
1 декабря, 16:08
1 декабря отмечается День борьбы со СПИДом
1 декабря, 15:35
Самый правдивый гороскоп на 2025 год: прогноз для Раков
1 декабря, 15:00
Фотоловушка в Хабаровском крае помогла установить нарушителей
1 декабря, 14:30
Фильм про школьников из Хабаровского края вышел в финал всероссийской медиапремии
1 декабря, 14:00
Штурм Кемерово успехом не увенчался: хабаровский "СКА-Нефтяник" крупно проиграл
1 декабря, 13:30
Неделя с AmurMedia: министры уходят, киллер для отца, поезд Деда Мороза
1 декабря, 13:00
Военных станет больше, юбилярам повысят пенсию, свидания в СИЗО - новое в законодательстве
1 декабря, 12:00
Бесснежным будет первый день зимы в Хабаровске
1 декабря, 11:00
Вам нужно присвоить звание "Эксперт советского кино", если ответите на 8 вопросов - ТЕСТ
1 декабря, 10:00
Что приготовить на Новый год: 15 простых и быстрых рецептов выпечки
1 декабря, 09:30

Жорник: В Комсомольске сосредоточена вся промышленность края, а живем мы бедненько

Мэр Комсомольска рассказал о проблемах, которые администрация может решить, и о вопросах, не решаемых городской властью в принципе
Александр Жорник Арина Шведова, ИА AmurMedia
Александр Жорник
Фото: Арина Шведова, ИА AmurMedia

Почему город президентского внимания, в котором сконцентрированы крупнейшие промышленные предприятия Дальнего Востока, живет так бедно? О том, что мешает Комсомольску-на-Амуре нормально жить и развиваться во благо горожан, рассказал в интервью корр. ИА AmurMedia Ко Виктории мэр Комсомольска-на-Амуре Александр Жорник. 

Стоп, кадры!

— Александр Викторович, полгода прошло с момента вашего избрания мэром Комсомольска-на-Амуре. Наверное, вы уже можете рассказать, с какими проблемами вам как мэру пришлось столкнуться?

— Самая главная проблема Комсомольска — это отсутствие средств в бюджете, отсюда априори следует вторая проблема: нехватка квалифицированных кадров, так как, к сожалению, нормальный специалист дорого стоит. 

Третья проблема — расшатанная система власти. В прошлом году в городе то один зам работал за руководителя, то второй, потом третий. Итог — хозяина нет, все дезориентированы и не знают, что делать. Люди были измотаны до такой степени, что даже устали бояться за свое будущее, зато, когда я пришел, выдохнули с облегчением: ну наконец-то хоть какая-то ясность! 

Александр Жорник

Александр Жорник. Фото: Арина Шведова, ИА AmurMedia

И первые два месяца я читал во всех взглядах только один вопрос: что нас ждет? Я всем честно сказал, что два месяца работаем спокойно, а потом будем смотреть. Нужно было время, чтобы вникнуть, понять, ну и принять решение. Да, я пришел из бизнеса, у меня есть опыт доведения предприятия до нормы не с нуля даже, а с минуса, но городское хозяйство — предприятие особое. Здесь иные критерии эффективности, или, скажем так, не только те, что применяются в бизнесе. Хотя умение сводить концы с концами везде, наверное, оценивается на вес золота. 

Когда 2 месяца испытательного срока прошли, я уже начал ставить перед некоторыми людьми конкретный вопрос: мы в команде или нет. Не буду называть имен, но с некоторыми людьми расставался с радостью. А вообще только крайне недалекие люди считают, что в администрации можно размахивать шашкой направо и налево, чтоб головы с плеч летели. Везде  же люди работают. А они разные.

— Тяжело было?

— Тяжело. Особенно первые месяцы. С раннего утра и до поздней ночи сидел на работе, все выходные — рабочие, только решаешь одну проблему, возникает другая. Я те дни только работой и жил. А потом последовал совету мудрых, который гласит, что заместители для того и существуют, чтобы работать там, где начальник не успевает. 

— Переложили, значит, работу на замов?

— Нет, не так. Я четко проговорил с каждым своим замом перечень его обязанностей и полномочий, в конце концов, они за это получают зарплату, и, естественно, мой груз стал меньше. Это часть искусства управления, если хотите.

— Помнится, вы рассказывали, что мэру Комсомольска-на-Амуре по штату, и так и было у вашего предшественника Андрея Климова, полагается 8 замов? Это на город-то с населением менее 300 тысяч человек. Сейчас у вас тоже 8 замов?

— Нет, конечно. Я сразу сказал, что такое количество заместителей при таком скудном бюджете избыточно, и сейчас у меня их 6. Даже перечислю, чем они занимаются. Один зам по экономике и финансам, второй возглавляет контрольно-правовое управление, третий зам отвечает за социальные вопросы, четвертый — за строительство, пятый — за IT и связь, а шестой — за ЖКХ. Это и есть моя команда на сегодняшний день. Мы изучили все управленческие практики, где-то поделили полномочия ушедших замов — в общем разобрались.

Александр Жорник

Александр Жорник. Фото: Арина Шведова, ИА AmurMedia

— Вся ваша команда пришла с вами?

— Нет. Трое пришли со мной, а трое и раньше работали в администрации. Это знающие и опытные руководители, управленцы, которым я могу доверять.

— Им вы доверили и реорганизацию администрации по своим направлениям?

— Да, каждый заместитель формирует команду под себя, и туда я не лезу.

- А как в администрации относятся к грядущим сокращениям? Насколько нам известно, еще в декабре уволилась первая партия сотрудников.

— Да, в конце прошлого года администрацию покинул ряд сотрудников, но это не в рамках сокращения, а исключительно по собственному желанию. Поняли люди, что не сработаемся. А вот в марте действительно пройдет первая волна сокращений. Сотрудники уже получили уведомления. Понятно, что большинство не виновато, но что поделать, если штат администрации так раздули в последние годы. Ведь по штату в ней почти 600 человек работало! Не буду скрывать, приходят с жалобами, но дело в том, что каждый мой заместитель сам решает, с кем ему работать, кто действительно нужен. Я это людям и объяснял. Хотите работать – решайте вопрос с вашим непосредственным начальством. Жестко? Да. Но иначе в наших условиях и не получается. 

— Вообще сколько человек вы планируете сократить?

— Пока человек 30. Это 6-7% от общего числа работающих. А дальше будет видно.

— А сколько сейчас в среднем, желательно, без учета зарплат начальников получают в работники администрации?

— Я вам даже не средний размер зарплаты назову, а точнее. Специалист — около 45 тысяч рублей, ведущий специалист — 55 тысяч рублей, главный специалист — 62-63 тысячи рублей.  Технические работники могут получать меньше. Это зарплаты с учетом последней индексации. И на такие деньги, случись какой саботаж, новых специалистов мы в городе наберем.  

Пока, скажу прямо, администрация Комсомольска-на-Амуре не в состоянии прокормить стольких сотрудников. Вы знаете, каков объем собственных доходов, налоговых и неналоговых, заложен в бюджет 2020?

— Понятия не имею.

— Всего 2, 688 млрд рублей! А знаете, сколько городу надо, чтобы решить большую часть проблем?

— ??

— Хотя бы 8-9 млрд рублей.

— То есть сейчас у вас в три с половиной раза меньше, чем нужно.

— Именно так — как говорится, и ни в чем себе не отказывайте. Вы поймите, муниципальный бюджет верстается так: прикидываем, сколько соберем доходной части, и под нее подверстываем расходную. Кроим и режем, режем и кроим. С боем, с руганью, чуть ли не со слезами, а что делать, если денег на все хотелки никогда не хватает?

Александр Жорник

Александр Жорник. Фото: Арина Шведова, ИА AmurMedia

- Вообще, странная история получается. Вся промышленность Хабаровского края и чуть ли не большей части Дальнего Востока сосредоточена в вашем городе, а у вас почему-то денег ни на что не хватает.

— Да, очень поучительная история выходит. Потому что Комсомольск страдает от своей промышленной ориентированности. Если сравнить с Хабаровском, у нас вроде бы есть промышленные предприятия, да еще какие! А вот живем мы бедненько. И это наша беда.

— Как так?

— Объясняю. В 2018 году мы заплатили в бюджеты всех уровней налогов на 24 млрд рублей. Сумма для Комсомольска колоссальная. Люди несведущие удивляются, это сколько же мы наработали, чтобы 24 млрд рублей налогов заплатить, и не знают, что из них только 1,9 млрд рублей идут в наш местный бюджет. Львиная доля налогов, а это 14,5 и 7,2 млрд рублей (это 10,8% от суммы всех поступлений), идут в федеральный и краевой бюджеты.

Наши промышленные предприятия — это предприятия, входящие в так называемые вертикально интегрированные холдинги. Голова у них в Москве, а завод стоит у нас. Взять, к примеру, наш нефтеперерабатывающий завод. Работает на давальческом сырье и с услуг по переработке — это с таким-то количеством работающих! — платит налог. Затем продукция уезжает и где-то там продается. Соответственно, все остальные налоги, в том числе на прибыль, где-то там и выплачиваются. А мы налогами получаем только малую часть. Я не спорю, для "Роснефти" это, верно, оптимальная конфигурация бизнеса, но нам как быть? Завод ведь на нашей территории стоит, а налоги платит в другом месте.  

При этом если мы посмотрим объем промышленной продукции, произведенной в крае, и мы увидим, что по этому показателю на каждого комсомольчанина в среднем приходится 516 тысяч рублей, а на жителя Хабаровского края 136 тысяч рублей.

Александр Жорник

Александр Жорник. Фото: Арина Шведова, ИА AmurMedia

— Выходит, что для города выгоднее не промышленные предприятия, а торговые центры?

— Выходит, что так. Потому что в отличие от промышленных гигантов торговые центры в части налогообложения сидят на упрощенке и вмененке, а это местные налоги.  

Пока строить некому

— Сколько человек за последние годы потерял Комсомольск?

— Как ни странно, но за последние 5 лет больше всего уехало в 2015 году, когда Комсомольск-на-Амуре был объявлен городом президентского внимания и были выделены колоссальные средства на развитие города из федерального бюджета.

В 2015 году навсегда уехало 1503 человека. В 2016 году 1059 человек, в 2017 году — 865, в 2018 году — 675. В 2019 году, по предварительной оценке, 678 человек. То есть темпы миграционного оттока постепенно замедляются.

Демография в Комсомольске-на-Амуре

Демография в Комсомольске-на-Амуре. Фото: пресс-служба администрации Комсомольска-на-Амуре

— Так, может, просто все уже уехали?

— Те, кто хотел, конечно, уже уехал, но это не значит, что ничего делать не надо Я как мэр с бОльшим оптимизмом смотрю на перспективы города. Хочется надеяться на то, что будет лучше, ну и принятые недавно меры социального характера, предложенные президентом страны, тоже внушают некий оптимизм.

— Вы о мерах по поддержке семьи: маткапитале и прочих выплатах? Общество сейчас разделилось в оценке этих мер. На ваш взгляд, они стимулируют рождаемость?

— Я всегда считал, что маткапитал для нашей страны – это разумное решение. Для многих семей он стал той самой песчинкой, которая перетянула чашу весов в пользу рождения еще одного ребенка. Хотя я понимаю и тех, кто говорит, что эта мера, к сожалению, стимулирует асоциальных граждан. Ну что ж теперь из-за желающих нажиться отказывать в помощи достойным людям, которые будут рожать и воспитывать достойных граждан? Да нет, конечно.

По статданным, за прошедшие 5 лет в Комсомольске-на-Амуре первенцев рожать стали меньше: в 2015 году родилось 1184 первенца, в 2019 году уже 756. Однако с каждым последующим рождением эта разница сокращается. Так,  в 2015 году родилось 1123 вторых детей, в 2019 году -882, третьих детей в 2015 году родилось 317 и 356 в 2019 году. По рождаемости четвертого ребенка данные за пять лет уже практически сравнялись: 130 в 2015 году и 144 в 2019.

- Раз уж мы заговорили о миграционном оттоке, рождаемости и материнском капитале, нельзя не сказать и о "дальневосточной ипотеке". Насколько она вообще востребована в Комсомольске? Есть данные, сколько человек нуждается в улучшении жилищных условий?

— По нашей оценке, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе 3304 человека. Из них 1676 человек – молодые семьи, 802 – специалисты социальной сферы и здравоохранения,  826 человек – по договорам социального найма. 

—  То есть "дальневосточная ипотека" должна быть весьма популярной среди комсомольчан?

— Ставка 2% годовых – это ниже инфляции, и это, конечно, здорово. Когда вообще такое было, чтобы государство давало молодой семье, по сути, пожизненную рассрочку на покупку жилья? Да никогда. Тем не менее пока по этой программе оформлено 11 квартир: 6 уже продано, 5 на стадии оформления кредита в банке. 

— Почему же так мало?

— Это действительно мало даже  с учетом того, что в Комсомольске жилищное строительство давно в упадке. Причин тому несколько, но главная, на мой взгляд, заключается в том, что у нас нет такого количества состоятельных застройщиков, которые могли бы свободно вести строительство в условиях проектного финансирования. А строить надо немало. Чтобы удовлетворить имеющийся спрос, нам надо ежегодно вводить до 90 тысяч кв. метров жилья, а в 2019 году совместными усилиями всех застройщиков было введено 6516 кв. метров в МКД и 10095 кв. метров в индивидуальных жилых домах.   

Строительство в Комсомольске-на-Амуре

Строительство в Комсомольске-на-Амуре. Фото: пресс-служба администрации Комсомольска-на-Амуре

Вторая причина – невысокие доходы молодых семей. 20%-ый первоначальный взнос по "дальневосточной ипотеке" составляет в среднем 600 тысяч рублей, что для многих молодых семей сумма неподъемная. Ну а третья, все-таки еще сликом мало времени прошло. Еще раскачается, я думаю.

Кроме того, не могу не отметить один тревожный момент в этом, безусловно, положительном факте: цены на первичке выросли и, видимо, еще вырастут. Что нивелирует позитивный эффект льготной ставки. Особенно заметно цены выросли в Хабаровске. В Комсомольске по упомянутым выше причинам рост цен был не столь существенный.

— А если разрешить покупку на вторичном рынке недвижимости, как предлагают некоторые молодые семьи, заявок на "дальневосточную ипотеку" будет больше, как вы считаете?

— Знаете, я этот вопрос уже даже с губернатором обсуждал, и Сергей Иванович тоже отметил, что выход на вторичку только разогреет рынок, и цены тем более уйдут вверх. А дополнительные наличные деньги — фактор, работающий на отток населения. Поэтому нужно наоборот минимизировать приобретение жилья на вторичке.

— Тогда получается, что единственный выход — наращивать темпы строительства. А это возможно?

— Да. Но потребуется помощь губернатора и правительства края, чтобы привлечь в отрасль инвесторов и застройщиков. Они слишком мало осведомлены о том, что мы можем предложить им в нашем городе.

— А что вы можете предложить? В Хабаровске, к примеру, спрос на льготную ипотеку есть, но, по словам застройщиков, нет пригодных земельных участков. Чтоб и коммуникации все были, и с техподключением не было никаких проблем, и чтобы площадь позволяла развернуть массовую застройку. 

— Зато в Комсомольске земли много, причем со всей инфраструктурой и в центре города. Мы уже подготовили 29 земельных участков под среднеэтажную и многоэтажную застройку площадью 40,1 га, но желающих пока немного. Рынок слабо развит, конкуренции нет.

1 / 4

— Сколько вообще сейчас в городе живых строительных компаний и какова средняя стоимость квадратного метра?

— Немного. "Русинмонолитстрой" строит МКД: один 8-этажный дом уже сдан, второй строится. ООО "Зодчий" строит пятиэтажные дома, ООО "Строймонтаж" двухэтажные сблокированные дома. И есть еще одно ИП, которое в основном занимается достройкой проблемных строек. В МКД от 53 до 56 тысяч рублей за кв. метр. Коттеджное строительство дороже, но и выглядит намного интереснее, и спрос на него тоже высокий. 

Согласно Долгосрочному плану развития Комсомольска-на-Амуре в обозримой перспективе также строительство 200-квартирного дома на площадке "Парус". Такой мощной стройки в городе уже не было очень давно. Строительство будут вести за счет и под руководством правительства края.

— Вы общались с молодыми семьями по поводу "дальневосточной ипотеки". Делились они с вами, что можно было бы улучшить в программе?

— Да, и мы в администрации города с их мнением согласились. По условиям программы, напомню, ее участниками могут стать молодые семьи в возрасте от 21 до 35 лет и участники программы "дальневосточный гектар".  Мы считаем, что для закрепления граждан на территории края и города необходимо расширить категорию участников и изменить возрастной ценз в сторону увеличения. А то часто случается такая неприятность, что одному супругу больше 35 лет, а второму меньше, и семья уже не может воспользоваться льготной ипотекой.

1 / 5

Мы в "пилоты" бы пошли, только кто научит?

— Александр Викторович, как думаете решать финансовые проблемы,  бороться с бедностью бюджета?

— Во-первых, разобраться с управлением муниципальным имуществом, а то тут выяснилось недавно, что срок договоров, заключенных с некоторыми арендаторами земельных участков закончился аж в 2016 году, и с того момента они ничего не платили. Есть и по другим объектам муниципальной недвижимости вопросы. Разбираемся потихоньку, дайте время. 

— Ну, оптимизируете вы все управленческие процессы, а дальше что? Думаете, этого хватит на город-сад, о котором мечтают не уехавшие комсомольчане ?

— Да нет, конечно. Но, боюсь, город-сад в принципе не в компетенции городской администрации. Что людей привязывает вообще к любому месту? Две вещи: хорошая работа и дом. Если с домом, город своим жителям еще может помочь, то с работой уже нет.  

Кроме того, поскольку в северных территориях Дальнего Востока на работодателей падают дополнительные обязательства социального характера, то, как нам кажется, было бы правильным со стороны государства поддержать и работников, и бизнес путем компенсации работодателю части затрат на оплату труда. К примеру, в 50%-ом размере.  При этом серые зарплаты вообще уйдут в небытие.

— Как вы это себе представляете?

— Когда государство посредством Пенсионного Фонда, куда отчитывается каждый работодатель, будет только на белую часть оплаты труда  доплачивать за работника, работодателю ничего не останется, как только вытрясти все сведения о выплатах – иначе работник от него уйдет к другому. Другого выхода из этой проблемы, на мой взгляд, нет. 

Нигде такой проект еще апробировали. Мы первые, кто предложил его Совету Федерации. И для этого нам потребовалось два года. 

1 / 4

— Не считали, сколько на это денег потребуется?

— Нет. Нам все говорят, очень-очень-очень много денег уйдет, но сколько именно, никто не знает. А ведь это можно просчитать и сделать выводы. Для этого достаточно запустить проект в пилотном режиме. Скажем, в Хабаровском крае или в Комсомольске-на-Амуре. 

Но делать что-то надо. Иначе мы людей ни в Комсомольске-на-Амуре, ни в крае, ни на Дальнем Востоке не удержим. А ведь если обратиться к советскому, и, по-моему,  очень успешному опыту освоения дальневосточных территорий, то мы увидим, что люди всегда сюда приезжали, потому что здесь платили заметно больше, чем в других регионах страны, быстрее шло продвижение по службе и легче было устроить ребенка в садик и школу. То есть за отдаленность от центра, неблагоприятные климатические условия государство доплачивало и рублем, и льготами. Пора уже эту практику возродить. 

116497
77
29