Контролировать расход денег управляющей вашим домом компанией даже финансово грамотным жильцам практически невозможно. Однако и мириться с такой ситуацией собственники многоквартирных домов в Хабаровске тоже не хотят. Как взять за жабры свою "управляйку", делится опытом с корреспондентом ИА AmurMedia руководитель хабаровской ассоциации председателей многоквартирных домов Евгений Федоренко.
— В нашем доме мы обязали управляющую компанию все наряд-задания на выполнение работ и акты выполненных работ предоставлять на подпись председателю или членам совета дома. Такое решение вынесло общее собрание собственников, — рассказывает Евгений Федоренко, по совместительству председатель совета своего дома. – А решение любое собственников управляющая компания обязана исполнять. И они исполняют. Теперь все работы в доме, вплоть до замены лампочек в подъездах, мы контролируем.
Подъезд. Фото: ИА AmurMedia
Однако, как говорит Евгений Федоренко, суммы ни в наряд-заданиях, ни в актах выполненных работ, управляющая компания не указывает. То есть, с одной стороны у совета дома появилась достоверная информация о реальном объёме работ в доме, а с другой – полный финансовый контроль такой мерой установить не удалось.
— Если раньше бывало, что за месяц в финансовые документы попадали одни и те же работы по нескольку раз и списывались за это наши деньги, теперь управляющая компания лишилась такой возможности, — продолжает Евгений Федоренко. – В итоге за те же наши деньги в доме стали больше производить работ. Однако управляющая компания все равно ищет лазейки, чтобы бы нас одурачить. И находит. Ведь понять, какая сумма на самом деле тратится в год на техническое обслуживание дома, и по сей день не реально. В годовом финансовом отчёте, в той форме, в которой нам его предоставляют, даже имея на руках акты выполненных работ за весь год, у нас не получается. Реально видно расходы, разве что, на текущий ремонт.
Слесарь. Фото: ИА AmurMedia
Годовой финансовый отчёт управляющая компания обязана предоставлять собственникам жилья – своим заказчикам, раз в год. А точнее, в первом квартале следующего за отчётным года. Если ваша компания этого не делает, Евгений Федоренко советует обратиться в главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края.
— Неразмещение, либо размещение недостоверной или не полной информации в ГИС ЖКХ влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, — разъяснил корреспонденту агентства начальник управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края Андрей Коротков. — За 2019 год 30 управляющих организаций привлечены к административной ответственности. Что касается формы отчёта, он предоставляется укрупнённо.
И закон при этом не конкретизирует форму этого отчёта. Выставили в установленный срок в ГИС ЖКХ приход-расход – и взятки гладки. Хотите детали: куда именно пошли ваши денежки – пишите запрос. Сочтёт управляющая компания, что вы вправе задавать подобные вопросы – ответит. А может и ограничиться стандартной отпиской.
— Мы столкнулись с тем, что разобраться в такой форме финансового отчёта не только собственникам жилья, но и специалистам жилищного контроля без кипы дополнительных документов не реально, — сообщил депутатам на последнем заседании постоянного комитета по строительству, ЖКХ и ТЭК Андрей Коротков. – Нужно обязать управляющие компании предоставлять финансовый отчёт собственникам не укрупнённо, а постатейно.
Как сказал Андрей Коротков, можно обязать управляющие компании предоставлять отчёт собственникам домов в понятной для них форме приняв краевой закон. А могут это сделать и сами собственники жилья в отношении своей управляющей компании – принять соответствующее решение на общем собрании.
— Принять такое решение мы конечно можем, но эту форму для начала нужно разработать. А для этого нам нужна помощь специалистов, — говорит Евгений Федоренко. – И министр ЖКХ Хабаровского края обещал нам в этом деле помочь.
Но, самое интересное то, что тариф на ремонт и содержание жилья можно снизить без всяких финансовых отчётов. К примеру, в панельной пятиэтажке, председателем совета которой и является Евгений Федоренко, в 2019 году собственники платили управляющей компании за жилищные услуги по 32,75 рублей с квадратного метра квартиры. А на 2020 год собственники этого дома решением общего собрания утвердили плату 29.90 рублей с квадратного метра. Плюс – вывоз мусора отдельной строкой.
Мусор. Фото: ИА AmurMedia
— Я поинтересовался стоимостью услуг у других управляющих компаний в городе. И нашлись желающие взять наш дом в управление по такому тарифу. При этом они предлагают такой же, а то и больший перечень услуг, — делится опытом председатель ассоциации руководителей советов МКД. – Одна компания кроме стандартного набора предложила нам еще и обслуживание домофонов за эти деньги. Мы переговорили с нашей управляющей компанией, та согласилась продолжить управлять нашим домом за такие деньги.
Вывод напрашивается сам собой: раз управляющая компания согласна обслуживать дом за меньшие деньги, значит ей это выгодно. А в предыдущий тариф были заложены большие барыши. И выявить это в настоящий момент совсем не просто. На бумаге закон даёт собственники жилья власть над нанимаемой управляющей компанией, а на деле и сегодня очень часто происходит наоборот. И чем активнее и грамотнее совет дома, тем меньше у управляющей компании лазеек. Но, перекрыть их все у собственников жилья пока не получается. Существующий механизм контроля, увы, не позволяет.