Здание УДВЖД
Фото: Музей Дальневосточной железной дороги

Дом с бородой: как здание Управления ДВЖД едва не стало вторым Домом Быта

Долгая и сложная история строения - хранителя Дальневосточной магистрали

Редакция ИА AmurMedia в одной из своих постоянных рубрик "Дом с бородой" рассказывает о памятниках архитектуры, строениях с многолетней историей, а также интересные факты о них. Как было построено большое здание на главной улице города и как это связано с Дальневосточной железной дорогой — в материале информагентства.

  • Адрес: ул. Муравьева-Амурского 20
  • Постройка: 1941 год
  • Состоит из 5 этажей и цоколя
  • Назначение: Управление Дальневосточной железной дороги
  • Общие габариты без дворовой пристройки: 112,5 метров * 20 метров

Здание УДВЖД

Здание УДВЖД. Фото: ИА AmurMedia

Большое пятиэтажное здание с колоннами, расположенное на главной улице города Хабаровска, сразу привлекает к себе внимание. Построенное в стиле советской неоклассики, оно будто срисовано со старых фотографий середины прошлого столетия. А ведь этой городской достопримечательности могло и не быть, ее место занимал бы второй Дом Быта. И на стене не висело бы приметной таблички "Управление Дальневосточной железной дороги"

Холл 2 этажа

Холл 2 этажа. Фото: ИА AmurMedia

В ноябре 1929 года на месте нынешнего Управления ДВЖД решили построить Дом торговли и Промышленности. Для разработки эскизного проекта из Германии был приглашен инженер Моккер, и уже к лету 1930 года были вырыты котлованы для укладки фундамента. Но по воле случая 25 ноября 1934 года решением горисполкома было утверждено строительство на участке здания Управления Дороги.

Возведение собственного здания для нужд работников Дальневосточной магистрали было острой необходимостью. С момента перемещения управленческого аппарата железной дороги из Владивостока в Хабаровск в январе 1923 года, работники неоднократно переезжали из арендуемых помещений и были разбросаны по всему городу.

Так, в бывшем доходном доме Новопашенного П.М., расположенном на пересечении ул. Комсомольской и Уссурийского бульвара, обосновались службы пути, статистики и картографии, материальная, служба сборов, почтовая экспедиция и мобилизационный отдел. Административная служба дороги занимала второй этаж расположенного рядом дома купца Плюснина В.Ф.

Управленческий аппарат железной дороги размещался также в здании бывшего училища имени генерал-губернатора Приамурского края Унтербергера П.Ф. (ул. Шевченко, д. 10), в доме Авербаха (пер. Дьяченко, д. 6). Приемная начальника дороги находилась в полутораэтажном здании, принадлежавшем ранее протоиерею Хабаровского Успенского собора отцу Александру, где позднее построили Окружной Дом офицеров (ОДОРА).

Базирование 15 управленческих служб по разным местам доставляло значительные неудобства в их деятельности. Поэтому в августе 1924 года состоялся их переезд в помещения бывшего Кадетского корпуса, где в настоящее время размещается Управление Восточного военного округа. На тот момент это было самое большое в Хабаровске трехэтажное каменное здание со светлыми, просторными помещениями, оборудованное всеми удобствами — вентиляцией, отоплением и канализацией.

С 1930-х годов и до строительства собственного здания службы управления железной дороги занимали бывший доходный дом Плюснина В.Ф., где сейчас находится краевая научная библиотека.

История строительства здания

Для выбора проекта строительства здания была образована конкурсная комиссия, которая утвердила план архитектора Соболевского В.А. Разработка рабочих чертежей велась с 1937 по 1940 года, как до начала строительства, так и в его процессе.

Первоначально планировалась масштабная застройка квартала в границах улиц Карла Маркса, Истомина, Калинина и Уссурийского бульвара. В проекте предусматривалось строительство громадного комплекса жилых и административных зданий для работников железной дороги, объединенных между собой теплыми переходами. Однако в процессе строительства проект претерпел существенные изменения. А ведь вполне мог получиться первый в то время микрорайон в Хабаровске.

Строительство здания началось в 1937 г. силами 5-го строительного участка треста "Дальстройпуь". К 1941 году были построены центральный корпус и левое крыло. Строительство правого крыла началось в 1956 году и завершилось через год. В это же время во дворе к зданию была пристроена одноэтажная столовая.

Фото УДВЖД конца 50-х годов

Фото УДВЖД конца 50-х годов. Фото: Музей Дальневосточной железной дороги

Традиции, особенности и воспоминания работников железнодорожного транспорта

Как театр начинается с вешалки, так и любое здание начинается с его обитателей. Когда впервые попадаешь в Управление ДВЖД, то поражает мощь, которая исходит от его стен. Кажется, что работают здесь избранные, настолько впечатляет пространство вокруг. Но на деле это все те же люди, которые радуются житейским вещам. И вспоминают они как раз таки не часы, проведенные за очередным отчетом, а запах картошки, который распространялся по всем этажам перед праздниками. Именно этот запах, со слов бывших работников, напоминает о радостных моментах. В 70-80 годах в кабинетах, хоть и под большим запретом, были свои электрические плитки, на которых варили ту самую картошку.

1 этаж УДВЖД

1 этаж УДВЖД. Фото: ИА AmurMedia

В середине 50-х годов напротив центральной части здания работниками были высажены ели. Но, к сожалению, в 2000-х большинство из них было выкопано, потому что посчитали, что их обширная корневая система навредит фундаменту. Об этом с горечью поведали те, кто еще детьми участвовал в посадке.

Интересный факт, что до 60-х годов главные часы, расположенные на здании, были с боем. Работали они по типу кремлевских курантов и каждый час громко били. Причем звук был настолько мощным, что доносился до жилых домов, стоящих в 1,5 километрах на переулке Госпитальном. Неудивительно, что на этот звук поступали постоянные жалобы от местного населения, поэтому на ночное время бой отключили. Занимался часовым хозяйством ветеран Великой Отечественной войны — кавалер ордена славы Пушкарев Николай Михайлович. Как вспоминают его коллеги, уже в 7 утра можно было наблюдать, как он брал стремянку и проверял точность на всех часах в здании. А уже в 77 году главные часы были без боя и не доставляли никому неудобств.

До 70-х годов в Управлении ДВЖД существовала замечательная традиция, проводить Новогодние елки для детей работников железной дороги. Праздник ежегодно организовывали в актовом зале, расположенном на 5 этаже. Сейчас это уже не актовый зал, а современная студия видеоконференцсвязи, где проводятся расширенные доклады и заседания.

Холл 2 этажа

Холл 2 этажа. Фото: ИА AmurMedia

За всю историю Дальневосточной железной дороги у нее сменилось 15 руководителей. И каждый из них привносил свои особенности в уклад работы специалистов. Кто-то запомнился тем, что каждое утро отчитывал охранника на проходной, это можно сказать стало ритуалом. Кто-то тем, что применил на практике белорусский метод оптимизации штата, за что получил звезду героя. История хранит и печальные факты, которые связаны с ужасом времен чисток НКВД. 

1 / 2

История здания Управления Дальневосточной железной дороги — это путь развития огромной магистрали в масштабах страны. Ее взлеты и падения, моменты от которых больно и не хочется вспоминать и радостные события жизни. Все это молчаливо хранит в своих стенах это интересное здание, которое с каждым годом прирастает новыми традициями.

 Марина Першина

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Музей Дальневосточной железной дороги, потомственную семью железнодорожников Куприенко.

120979
Это интересно