Итоги дня: киллер для отца, дизайнеры от края, на страже ёлок и метель обрушится
25 ноября, 21:00
Гороскоп на 26 ноября: Девы разочаровываются во второй половинке, а Стрельцы всех удивляют
25 ноября, 20:00
ФССП добилась выплаты более 13 миллионов рублей долгов по зарплате в Хабаровском крае
25 ноября, 19:25
Кадровый голод и подключение к сетям: на вопросы бизнесменов ответили в мэрии Хабаровска
25 ноября, 19:00
Где самый красивый аэропорт Дальнего Востока: поддержим Хабаровск
25 ноября, 18:50
Ёлочки под охраной: в Хабаровском крае началась профилактическая операция к Новому году
25 ноября, 18:30
Екатерина Пунтус покинула пост министра туризма Хабаровского края
25 ноября, 18:19
Районные вести: лучшие на свете мамы, новый маршрут, учителя-победители и встреча хозяюшек
25 ноября, 18:00
Финальный этап командного Кубка ДФО по настольному теннису завершился в Хабаровске
25 ноября, 17:30
В Хабаровске горожанка перевела мошенникам более 2 млн рублей
25 ноября, 17:00
В четырех филиалах ДРСК введен режим повышенной готовности
25 ноября, 16:57
Шипучий праздник к нам приходит: какими новогодними украшениями радует Хабаровск
25 ноября, 16:30
Метель ожидают в Хабаровском крае в ближайшие дни
25 ноября, 16:00
Дольщики хабаровского долгостроя на Салтыкова-Щедрина в декабре получат ключи от квартир
25 ноября, 15:29
Дмитрий Демешин: Мы делаем все, чтобы решить проблемы здравоохранения в Хабаровском крае
25 ноября, 15:00
Кадровый голод и подключение к сетям: на вопросы бизнесменов ответили в мэрии Хабаровска 25 ноября, 19:00
Дмитрий Демешин: Любой проект, который будет приносить нам налоги и платежи, крайне нужен 25 ноября, 10:05
Секретами успеха поделились самозанятые на конференции в Хабаровске 23 ноября, 13:00
Строительные предприятия Хабаровского края активно присоединяются к Хартии техсуверенитета 21 ноября, 16:00
Песков заявил, что прямая линия Путина пройдет в декабре 21 ноября, 14:17
Юрий Трутнев проверил, как восстанавливают подшефные Дальнему Востоку территории ДНР 21 ноября, 12:27
Ягодное растениеводство намерены развивать в Хабаровском крае 20 ноября, 17:00
Нам важен каждый: Ozon проводит акцию "Бесценный рубль" в поддержку благотворительных фондов 20 ноября, 12:55
Новый резидент ТОР "Хабаровск" будет выпускать металлоизделия для промышленности и медицины 19 ноября, 14:00
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 17:25
Дмитрий Демешин: Наша общая цель – улучшить позиции края в Нацрейтинге 18 ноября, 12:23
Инженерно-технологический центр коллективного пользования появится в Комсомольске-на-Амуре 18 ноября, 10:28
Нового главу Эльбана выбрали в Хабаровском крае 18 ноября, 08:26
Доходы бюджета Иркутска на 2025 год превысят 34 млрд рублей 15 ноября, 16:20

Залогомподдержатели: нужен ли бизнесу Хабаровского края залоговый фонд?

Политологи и экономисты об актуальности, плюсах и минусах и рисках использования этого финансового механизма

Уже три недели соцсети и СМИ встревоженно гудят  – такие сильные чувства вызвали события, связанные с ГК "ТОРЭКС", часть которого принадлежит семье губернатора Хабаровского края. При этом особенное раздражение у недругов Сергея Фургала вызвала новость о создании залогового фонда, который, как заявили в правительстве, мог бы помочь "ТОРЭКС". Так действительно нужен ли залоговый фонд предприятиям края или это просто хитрая уловка, чтобы на законных основаниях помочь "бизнесу губернатора", поделились своим мнением с корр. ИА AmurMedia Ко Виктория политологи и экономисты.

К слову, о создании залогового фонда бизнесу и общественности стало известно лишь во время совещания в правительстве, посвященного проблемам, которые возникли у ООО "Торэкс-Хабаровск" после сообщения об аресте Николая Мистрюкова, давнего делового партнера семьи губернатора и обысках на заводе. (Николаю Мистрюкову и супруге губернатора Ларисе Стародубовой принадлежит по 25% ООО "Торэкс-Хабаровск", основной актив – комсомольский завод "Амурсталь" — прим. редакции). В условиях, когда правительство края по соглашению с Минфином РФ лишено самостоятельной возможности предоставлять гарантии, эту функцию мог бы взять на себя залоговый фонд, уговаривал на совещании задумавшихся кредиторов компании первый зампред по экономике Игорь Золочевский. 

Однако чувствовалось, что куда сильнее доводов зампреда на кредиторов подействовала короткометражка с брутальными людьми в черном, пришедшими на завод с группой в штатском. Стало понятно, что без поддержки кого-то из силовиков хотя бы на уровне региона фильм про то, как Росгвардия закаляла "Амурсталь", так и остался бы на полке.

Тот факт, что о таком мощном и важном для края финансовом инструменте, как залоговый фонд сообщили как бы вскользь и исключительно в контексте проблем "Торэкса" очень насторожил экспертов, а враждебные губернатору телеграм-каналы так просто вывел из себя.

– Что-то не припомню, чтобы хоть за один завод в крае кто-нибудь когда-нибудь так активно ратовал, как за "Амурсталь", — не скрывает сомнений социолог, профессор кафедры Комсомольского-на-Амуре гуманитарно-педагогического госуниверситета Григорий Говорухин. — Я так полагаю, что  губернаторский след здесь прослеживается однозначно, и помощь заводу – это скорее проявление беспокойства за собственное имущество. Почему-то, когда закрывался тот же хлебозавод в Комсомольске, никто не говорил, что его надо срочно спасать, не порывался взять кредит или предоставить залог! Куда тогда смотрели правительство и губернатор?

Скепсис Григория Говорухина понятен его коллеге политологу, профессору кафедры ТОГУ Илдусу Ярулину.

— Здесь, конечно, возникает ряд вопросов. Известно, что в ряде регионов подобные залоговые фонды работают, но так же известно, что с ними нередко связаны нехорошие, прямо скажем, коррупционные схемы. Слишком часто оказывается, что созданные залоговые фонды помогают только тем структурам, которые связаны с властью. И это заочно вызывает опасения, — отмечает он. — Да, я видел информацию, что наш залоговой фонд начал создаваться с мая 2019 года, однако не одного меня смущает, что о нем объявили именно тогда, когда "Торэкс" оказался в тяжелой ситуации. У нас ведь достаточно много таких предприятий, которые тоже могли бы воспользоваться возможностями залогового фонда. Это и "Азия Лес", а из последних ЖБИ-1. Про них-то почему никто не подумал?

Из справки о фонде, предоставленной правительством края по запросу агентства:

Залоговый фонд является одной из форм оказания краевой государственной поддержки предпринимателям, реализующим или планирующим к реализации инвестиционные проекты, а также  привлекающим кредитные средства для осуществления ими инвестиционной деятельности. Залог может быть предоставлен предприятиям, занятым в том числе в следующих отраслях: обрабатывающее производство; строительство; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; деятельность сухопутного пассажирского транспорта (за исключением деятельности такси), деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность в области образования; медицинская, стоматологическая практика, ветеринарная деятельность, предоставление услуг по дневному уходу за детьми; деятельность в области спорта; бытовые услуги; привлечения заемных средств на пополнение оборотных средств.

Право получения залогового обеспечения из залогового фонда возникает у субъектов инвестиционной деятельности, обратившихся с заявлением в министерство инвестиционного развития и предоставившего предусмотренный пакет документов.  Отбор субъектов инвестиционной деятельности и реализуемых ими (или планируемых к реализации) проектов осуществляет инвестиционный совет  при правительстве Хабаровского края на основе заключения отраслевого органа и сводной интегральной оценки отбора инвестиционного проекта, а также  заключения гарантийного фонда об оценке финансовой устойчивости претендента.

Илдус Ярулин подчеркивает, сама по себе идея создания залогового фонда – идея, безусловно, благая, но дьявол таится в деталях.

— Кто решает, кому выдавать залог, а кому нет? Инвестсовет при правительстве края? А кто в него входит? Опять ведь правительство, опять те, кто близок к власти. Войдут ли туда представители прокуратуры, представители УФАС и бизнеса? Опять-таки кому будет оказана эта поддержка: всем подряд или только своим, коммерсантам или предприятиям с участием края? Кому мы отдаем имущество всего края? – говорит эксперт, изучив справку о фонде, предоставленную правительством по запросу ИА AmurMedia. — Меня, кстати, удивляет попадание в список потенциальных получателей залога предприятий из сферы бытового обслуживания. Мы за химчистку будем наше общее имущество закладывать, или все же имеется в виду что-то другое? То есть вопросов очень много, а ответов мало. Залоговые фонды – это своего рода хирургические инструменты, которые могут спасти бизнес, но могут ведь и огромный вред принести. Однозначно, прежде чем заявлять о фонде, надо было широко этот вопрос обсудить с экспертным сообществом и бизнесом. Тогда многие сомнения были бы сняты. Вообще, если созданный залоговый фонд поможет только "Торэксу", то это один момент, а если всем обратившимся за помощью и подошедшим по условиям предприятиям, то его в самом деле можно будет отнести к достижениям губернатора Фургала.  

Вопрос излишне политизируется и драматизируется, уверен политолог, директорэкспертно-аналитического центра "ДВ-РЕГИОН" Евгений Чадаев.

Для любой власти главные подопечные не бизнес, а люди, соответственно, и главная задача власти — недопущение социальных конфликтов и тем более взрывов. А оставшиеся без работы 3200 работников "Торэкса" могут, по его словам, привести именно к таким последствиям.

— Для депрессивного Комсомольска-на-Амуре цифра, озвученная заммэра Комсомольска, от 3 до 15 тысяч человек, которые могут остаться без работы, — это цифра огромная, просто колоссальная! Какие еще нужны доводы для экстренных действий правительства? – удивляется Евгений Чадаев. — Чтобы потом правительство били за то, что не помогли, что столько людей оказалось на улице? Я считаю, что в таких условиях абсолютно неважно, кому принадлежит это предприятие. Сейчас это вообще дело пятое, главное – не допустить остановки деятельности завода.

Завод "Амурсталь" в Комсомольске сократил выпуск металлопродукции, но продолжает работать

В конце ноября сообщалось об угрозе остановки работы завода из-за сообщений в СМИ о прошедших на предприятии обысках

"Амурметалл" (с 2017 года "Амурсталь"— прим. редакции) надо спасать, согласен с политологом Чадаевым экономист, доктор экономических наук Вадим Заусаев:

— Сегодня некоторые особенно озлобленные критики норовят всех собак повесить на Фургала, забывая и о людях, и об истории приобретения завода. Напомню, "Амурметалл" был банкротом, и его никак не удавалось продать. Первоначальная цена, насколько помню, была 8 с лишним миллиардов рублей, и естественно, желающих приобрести такой актив не было, продали в итоге в разы дешевле. Меня, например, больше всего в той истории беспокоило, не купят ли завод китайцы. Прибавить к этому близость к Кимкано-Сутарскому месторождению и ГОКу в ЕАО — и преимущества Китаю были бы обеспечены в ущерб нашим интересам, интересам Хабаровского края. Зачем отдавать то, на чем можно заработать самим? Поэтому хорошо, что на завод зашел российский бизнес в лице "Торэкса", и коли уж так вышло, что предприятие попало в тяжелую ситуацию, то ему обязательно надо помочь. Этого не понимают противники губернатора, которые любое его начинание принимают в штыки, лишь бы его дискредитировать в глазах населения.  

Вадим Заусаев считает, что если есть возможность поддержать завод с помощью залогового фонда, то значит, надо ее использовать. Пусть "Торэкс" станет первым инвестором, получившим помощь, главное — чтоб не единственным.

— Хабаровскому краю залоговый фонд не просто нужен, а архинужен. Дело в том, что сегодня, чтобы выйти из этого тяжелого положения, я имею в виду 54 млрд рублей  государственного долга и 7,5 млрд рублей дефицита бюджета в условиях практически не развивающейся экономики, надо искать какой-то другой выход, — говорит экономист. — А выход – это не только крупные госинвестиции, что закономерно в таких масштабных проектах, как строительство моста на Сахалин или второй линии БАМ, но малый и средний бизнес.  При этом капиталы-то у людей есть, и желание инвестировать тоже – не хватает собственных оборотных средств и помощи от банков, которые не хотят кредитовать и берут  бизнес за горло, требуя серьезных гарантий возвращения кредитов.

На Дальнем Востоке, напоминает Вадим Заусаев, бизнес вести тяжело: рентабельность, учитывая затраты, небольшая, поэтому у предприятий и накоплений, необходимых для дальнейшего развития, немного. Нужны кредиты, а для их получения – надежные гарантии и ликвидные залоги. Поэтому хабаровскому малому и среднему бизнесу без залогового фонда не обойтись, фонд мог бы стать гарантом получения кредитов.

Из справки, предоставленной правительством Хабаровского края по запросу агентства:

Залоговое обеспечение из залогового фонда предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:

— претендент осуществляет деятельность на территории края;

— инвестиционный проект соответствует установленным критериям отбора;

— наличие у претендента собственных средств в объеме не менее 50 процентов, необходимых  для реализации инвестпроекта;

— наличие у претендента обеспечения по исполнению обязательств не менее 80 процентов;

— наличие обязательства претендента о возмещении им ущерба, причиненного казне края, в случае обращения взыскания на заложенный объект залогового фонда;

— проведение претендентом за счет собственных средств оценки объектов залогового фонда;

— осуществление претендентом страхования заложенного объекта залогового фонда края в полной стоимости рисков его утраты и повреждения.

Договор о залоге объектов залогового фонда края, также указывается в справке, заключается министерством имущественных отношений с кредитной организацией. Залоговое обеспечение предоставляется с правом регрессного требования к субъекту инвестиционной деятельности. Также есть условие, что претендент, прошедший отбор, ежеквартально предоставляет отчет о возврате кредитов, обеспеченных полученным залогом.  В отчете, заверенном банком, указывается  информация о  кредитном договоре, остатке задолженности по кредиту, сумме уплаченных процентов по кредиту, графике погашения кредита. В случае непредоставления отчета о возврате кредитов, обеспеченных залогом объектов залогового фонда края, претендент утрачивает право на пользование объектом залогового фонда.

— Я не экономист, судить могу исходя, скажем так, из практики ведения бизнеса, и могу сказать, что положение о фонде, точнее та часть, с которой я ознакомился, куда вошли требования к претендентам, выглядит сырой. Не могу понять, при каких обстоятельствах кому-то из предпринимателей вообще может потребоваться залог на таких условиях. Если, конечно, положение не написано под одну-единственную компанию, — отмечает политолог Григорий Говорухин. – В банках хоть медленно, но получить кредит можно, хотя бы под залог личного имущества. Потом множество вопросов к тому, какие негативные последствия влечет невыполнение инвестором обязательств. Краевое имущество будет отчуждаться? В чью пользу, в пользу банка? Тогда какую ответственность несет предприниматель, прибегнувший к помощи фонда? И что, собственно, фонд, то есть жители края, раз в залог идет краевое имущество, получат от этой помощи бизнесу? Мне пока непонятно. Думаю, цельная картина появится, когда появится полный текст документа. Пока же вопросов и, честно сказать, сомнений намного больше, чем понимания.

Свои замечания к документу есть и у Вадима Заусаева.

— На мой взгляд, требования к претенденту по собственным средствам в размере 50% и обеспечения в размере 80% жестковаты. Наш малый и средний бизнес может оказаться неспособным их удовлетворить, и это тоже не очень-то здорово, — отмечает он. – Оценивая ситуацию в целом, я допускаю, что какие-то моменты в положении о фонде могут быть несовершенными — в конце концов инструмент это новый, и его можно и нужно будет дорабатывать и совершенствовать. И несовершенный документ может принести пользу бизнесу и экономике края. Главное не столько задумка, сколько честность и прозрачность в действиях исполнителей.

Из справки о фонде, предоставленной правительством края по запросу агентства:

 Залоговый фонд Хабаровского края – формируется из объектов недвижимого и движимого имущества, находящегося в краевой государственной собственности,  за исключением объектов, которые не могут быть включены в залоговый фонд.

К таким объектам относятся:

- объекты культурного наследия; земельные участки; объекты жилищного фонда, предоставленные в соответствии с жилищным законодательством; объекты, изъятые из оборота, а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной собственности, и имущественные права, уступка которых запрещена; имущество, включенное в прогнозный план (программу) приватизации имущества края; имущество, включенное в перечень имущества края, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; имущество, включенное в перечень имущества края, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование социально ориентированным некоммерческим организациям.

Механизмы залогового фонда используются в целях:

— развития малого, среднего предпринимательства,

— увеличения налоговых поступлений,

— создания условий для привлечения инвестиций в экономику посредством:

   — выпуска обеспеченных объектами залогового фонда ценных бумаг для их последующего размещения на внутрироссийском рынке;

   — предоставления в залог объектов залогового фонда при получении внутренних кредитов и займов в соответствии с программой муниципальных заимствований;

   — совместного участия в реализации инвестиционных проектов;

   — установления договорных отношений с кредиторами, инвесторами, участвующими в реализации направленных на развитие экономического потенциала проектов, хозяйствующими субъектами в сфере малого и среднего предпринимательства, планирующими увеличение объемов производства товаров (работ, услуг).

116497
77
30