Председатель гордумы Хабаровска Михаил Сидоров рассказал в интервью корр. ИА AmurMedia Ко Виктории, с чего депутаты начали свою работу, каким видят будущее Хабаровска и с чем будут бороться до победного.
1. Учиться, учиться и еще раз учиться
— Михаил Викторович, чуть больше месяца прошло со дня выборов и немногим меньше с момента избрания вас председателем гордумы Хабаровска. А до этого вы работали директором краевой типографии. Вас такие резкие скачки в судьбе не смущают, не ошарашивают?
— Начнем с того, что сильно ошарашен я оказался тогда, когда мне предложили идти на выборы.
— А как это произошло? Вы ждали приглашения, вы член ЛДПР?
— Нет, на тот момент я не состоял в Либерально-демократической партии. У меня не было подобного опыта, я не планировал заниматься никакой законотворческой деятельностью, никогда не представлял свое будущее в этом ключе, и тут меня пригласили в правительство Хабаровского края. Я был уверен, что приглашение связано с моей работой в типографии, и был по-настоящему ошарашен, когда мне предложили участие в выборах в Хабаровскую городскую думу. Мне сразу сказали, что отсутствие опыта — это не беда, можно научиться в процессе, главное, нужны принципиальные люди, готовые честно и добросовестно учиться депутатскому делу и работать на благо хабаровчан. Сказали, что учли тот факт, что несмотря на то, что возглавляемая мной краевая типография, которой к слову сказать, исполнилось уже 120 лет, находилась в стадии банкротства, наш коллектив успешно решил вопрос ее сохранения. Долго я не раздумывал, потому что с самого начала поддерживал политику губернатора.
— Надо полагать, что ваше выдвижение на должность спикера гордумы не было непроизвольным, спонтанным действием?
— Думаю, глупо было бы утверждать обратное. Предложение поступило от моих коллег, и сначала я расценил его как шутку. Сам я видел в этой должности Наталью Петровну Жирякову, что и предлагал, но выдвинули мою кандидатуру, и за нее, как вы помните, проголосовали единогласно.
— Еще не жалеете, что дали согласие на участие в выборах?
— Нет. Раз слово дал — держи. Ответственность, конечно, огромная, во все надо вникать, а у меня сейчас буквально каждая минута расписана. На семью, у меня жена и двое детей, времени катастрофически не хватает. Надеюсь, что впоследствии его будет больше, чтобы общаться со своими детьми.
— Какие вопросы больше всего "съедают" ваше рабочее время?
— Первое — надо войти в курс дела, ознакомиться с регламентом работы думы, надо наладить отношения как внутри депутатского корпуса, между депутатами и комитетами, так и с администрацией города. Осваиваемся со своими полномочиями, разбираемся, чем занимаются сотрудники городской администрации. У нас, кстати, разработан и утвержден план-график обучения депутатов.
— Что вы имеете в виду?
— Каждый вторник в думе проводятся занятия, на которые мы приглашаем преподавателей университетов. В частности заключен контракт с ТОГУ, 8 октября были проведены первые занятия. Кроме того, консультации проводят представители других вузов и, конечно, сотрудники мэрии. Например, финансового и правового департамента.
— Помогает учеба?
— Да. Кстати, вы знаете, что мы единственный в РФ городской парламент, а их в стране около 25 тысяч, у которого нет своего аппарата?
— А как это случилось?
— Это произошло несколько лет назад, и я, честно сказать, даже говорить не хочу почему. Просто убрали в одночасье весь аппарат думы, все штатные единицы переведя в администрацию.
— Это по меньшей мере странно. Администрацию города такая экономия, видимо, не может не радовать. А как же вы будете работать без своего аппарата?
— Скажу так. Если мы что-то и будем делать в части формирования думского аппарата, то штат и фонд оплаты труда не вырастут.
— Волшебство какое-то! А как вы это сделаете?
— Не могу раскрывать сейчас все моменты, но обещаю, что наши расходы ни на рубль не вырастут.
— Удивительные вещи вы рассказываете, но вернемся к нашему вопросу. Чем еще сейчас занимаются депутаты?
— Еще ездим знакомимся с заместителями мэра, возглавляющими районы Хабаровска. Сначала я сам ездил, теперь вот знакомлю депутатов. Сегодня, например, по графику встреча с руководителем комитета по управлению Железнодорожным районом Андреевым Денисом Викторовичем. Второе, что занимает много времени, это совещания и встречи, торжественные мероприятия. Плюс довольно большой поток посетителей, которые хотят рассказать о своих проблемах. Все, наверное, и не перечислить — каждый час новые вопросы, новые встречи и люди.
Вчера, например, приходили предприниматели, в том числе проживающие в Китае, которые готовы возобновить отношения с Хабаровском в части вливания инвестиций в строительство промышленных предприятий и объектов коммерческой недвижимости. У людей есть финансовые возможности, но им нужны гарантии, что мы исключим бюрократические препоны на стадии создания новых предприятий и реализации проектов.
А недавно встречались с депутатами краевого парламента, знакомились, намечали направления общей работы. Так что работы много. Загружен, естественно, не только я, но и мои заместители и другие главы думских комитетов, работающих на должностях на неосвобожденной основе.
— Напомните, пожалуйста, кто работает на освобожденной, постоянной основе?
— Я и два моих заместителя, которые одновременно возглавляют комитеты: Наталья Петровна Жирякова возглавляет комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию, а Ягодин Юрий Павлович комитет по социальным вопросам. Председатели двух оставшихся комитетов, а также двух думских постоянных комиссий работают на неосвобожденных должностях и, соответственно, зарплату не получают.
— Кстати, помнится, губернатор предлагал сократить платные должности в Закдуме, и сейчас, насколько я понимаю, этот вопрос в повестке дня. В гордуме, случайно, не планируете подобные сокращения?
— В краевом парламенте 18 платных должностей, неудивительно, что губернатор предложил сократить их до 12. У нас в гордуме платных должностей всего 3. Кстати, мы до сих пор не знаем, какую будем получать зарплату. По этому поводу я разговаривал с коллегами и решил, что, если сумма заработной платы будет необоснованно большой, я вынесу на комитет предложение о ее сокращении. Та сумма, которая указывается в общедоступных сведениях, выглядит реально очень большой: свыше 250 тысяч рублей. Правда, как мне пояснили, в нее заложены деньги и на командировки, и на иные рабочие расходы. Но поживем — увидим.
Что касается должностных привилегий, то скажу, чего точно не будет. Совершенно точно я не планирую пользоваться какими-то льготами за бюджетный счет: авиабилетами в бизнес-классе, к примеру. Никаких фуршетов и пиров за счет налогоплательщиков тоже не будет. Более того, у нас будет жесткий контроль за обоснованностью и целесообразностью расходования бюджетных средств. Будем отслеживать и случаи вознаграждения депутатов за лоббирование чьих-то интересов. Любой шаг вправо или влево будет соответствующе расцениваться и пресекаться. Надеюсь, что в депутатском корпусе случаев коррупции не будет.
— В гордуме 34 депутата от ЛДПР и всего один, точнее одна, от СР. Как складываются отношения с единственным "инородным" депутатом?
— С Огненной Марией Леонидовной мы познакомились еще до первого заседания. Я встречался и с ней, и с руководителем ХРО "Справедливая Россия" Игорем Глуховым и заверил, что переживать не о чем. К ней будет точно такое же отношение, что и к любому другому депутату думы. Более того, мы ее поддерживаем и помогаем. Она была выдвинута на должность заместителя председателя комитета по городскому хозяйству, и ее единогласно избрали. Никакого противостояния по партийному признаку не предвидится, главное, чтоб человек хорошо работал. И для нас неважно, член ЛДПР он или нет.
— А уже приходилось сталкиваться с тем, что кто-то из депутатов пытается тянуть одеяло на себя? Все-таки коллектив большой, люди взрослые, а политика подразумевает культивирование лидеров?
— Конечно, люди разные, и мнения у всех разные, что, на мой взгляд, хорошо, прямо отлично. Но одеяло на себя никто не тянет. Одно дело — дискуссия, другое — хайп, если вы это имели в виду. Как бы бурно мы ни обсуждали какой-то вопрос, у нас демократия, значит, меньшинство подчиняется большинству. И все понимают, что такое порядок и субординация.
2. "Сейчас проверяем работу тех городских чиновников, чья работа нерентабельна"
— Какие проблемы в жизни города, вы считаете, надо решать в первоочередном порядке?
— Самые важные вопросы касаются, безусловно, социальной сферы, а решить их невозможно без развития экономики. В принципе муниципалитет может получить всего двумя способами: заработать самостоятельно или получить из вышестоящего бюджета. Мое мнение такое: налаживая отношения с федеральным центром, краевым правительством, нельзя забывать о своей работе, надо развивать городскую экономику.
Не стоит забывать, что Сергей Иванович Фургал принял край с колоссальным госдолгом в 52 млрд рублей, и возможности краевого бюджета ограничены. Нужно самим искать и привлекать инвесторов, нужно делать все возможное, чтобы облегчить работу хабаровским предпринимателям, убирая с их пути бюрократические барьеры, административное давление, лишние финансовые затраты.
— Какие, например?
— Например, снижение энерготарифов. Как вы знаете, на Дальнем Востоке тарифы на тепло и электроэнергию высокие, в центральной части страны они существенно ниже.
— Увы, проблема высоких энерготарифов — проблема старая и принципиально решается не на уровне края, а на уровне федеральном. А из Москвы глядючи, что Хабаровский край, что Амурская область, что Приморье — одна дальневосточная окраина, следовательно, тарифы нужно снижать во всех дальневосточных регионах, а это уже совсем другие деньги. Захочет ли федеральный бюджет тратиться на нас?
— Капля камень точит. Если об этом будут говорить во всех регионах Дальнего Востока и на всех уровнях, то, думаю, вопрос смогут сдвинуть с мертвой точкой. У нас ситуация критическая: идет огромный отток населения с территории Дальнего Востока. В Хабаровском крае печальнее всего обстоят дела в Комсомольске-на-Амуре, откуда люди просто бегут. Из-за неналаженности городского хозяйства, в том числе. В Хабаровске тоже нельзя сказать, что все хорошо. Многие предприниматели взяли паузу, выжидают, что будет дальше. Ведь можно быть замечательным производителем, создавать уникальный продукт, но если его некому будет продавать, то нет смысла в самой деятельности. Я знаю, что в Хабаровске люди готовы продавать свой успешный бизнес по сходной цене, лишь бы была возможность уехать на запад. Поэтому пора бить в колокола, чтобы проблему увидели и начали решать.
— В какие отрасли вы хотите привлечь инвесторов в первую очередь?
— В этом вопросе мы отталкиваемся от интересов инвестора. Все направления мы готовы обсуждать.
— А если инвестор захочет возвести еще один торговый центр?
— Вопрос непростой, но, повторяю, всё можно обсудить. Если торговый центр даст новые рабочие места, не будет мешать движению транспорта, будет пополнять городскую казну, то почему бы нет. Вообще, любой инвестор ведь заточен на скорейшее получение прибыли, а значит, для него важен спрос. Если он узнает, что новый торговый центр не принесет существенной прибыли, вряд ли захочет его строить.
— Все перечисленные вами вопросы невозможно решать без участия исполнительной власти Хабаровска. Только сообща, иначе толка не будет. А как складываются ваши отношения с администрацией Хабаровска? Есть напряженность или, может быть, недоверие друг к другу, учитывая, что мэр Хабаровска — единоросс, а дума почти на 100% из членов ЛДПР?
— Понятно, что мы только пришли и не можем претендовать на любовь до гроба, образно говоря. Идет процесс налаживания отношений. Как со стороны администрации, так и со стороны гордумы. Могу сказать, что на сегодняшний день все возникающие вопросы решаются позитивно, без конфликтов. Мы понимаем, что есть вопросы, в которых мы недостаточно разбираемся, поэтому мы консультируемся.
— Как вы, наверное, знаете, после победы на выборах ЛДПР в соцсетях и мессенджерах стали предрекать скорую отставку мэра-единоросса и членов его команды. Так слухи верны, у вас есть такие намерения?
— Понимаю, что некоторым хочется крови и зрелищ. Но как бывший сотрудник правоохранительных органов хочу напомнить: для того чтобы кого-то в чем-то обвинять, нужны факты. В администрации Хабаровска работает очень много достойных людей, которым все равно, кто к какой партии относится, они просто честно выполняют свою работу, и я бы не хотел, чтобы их огульно подозревали в совершении чего-то противоправного.
Мы сейчас разбираемся и занимаемся тем, чтобы изучаем структуру и деятельность городской администрации. Если обнаружим факты нарушений и злоупотреблений, то незамедлительно сообщим о них в надзорные и правоохранительные органы. Пока же мы проверяем информацию о тех городских чиновниках, чья работа, скажем так, не рентабельна.
— Не рентабельна? Звучит серьезно. Будут сокращения?
— Повторяю, чтобы что-то утверждать, нужны факты, мы в стадии изучения.
— А что еще попало в поле зрения депутатов?
— К примеру, предприятие, в котором давным-давно не закупалась техника для основных производственных нужд, но зато приобретается Land Cruiser 200. Такая информация доходила. И мы сейчас ее проверяем. Пока ни о каких выводах я официально заявить не могу. Если информация подтвердится, мы, конечно же, об этом официально заявим и сообщим в компетентные органы, как я уже говорил. Ничего скрывать и покрывать мы не собираемся. Нас выбрали в том числе для того, чтобы давать объективную оценку действиям по распределению бюджетных средств, выявлять и пресекать правонарушения.
— В этом случае, видимо, вам явно пригодится опыт работы в правоохранительных органах.
— Думаю, да, учитывая, что я работал в сфере борьбы с коррупцией и знаю не понаслышке, что злоупотребления могут возникать в любой отрасли: ЖКХ, дорожном и жилищном строительстве, да где угодно.
— Насколько я знаю, депутаты также собираются проводить проверку, как велось и финансировалось дорожное строительство в Хабаровске.
— Да, конечно. Комитет по городскому хозяйству уже самым внимательнейшим образом изучает документы на предмет качества проведенных работ, соответствия затратам и другие моменты. Но это процесс не быстрый: надо изучить огромный пласт документов, получить экспертные заключения и так далее. И уж точно, совершенно нереально получить результаты, положительные или отрицательные, за те две недели, что работает новая дума.
- Еще есть проблема социальной транспортной карты, ввод которой в Хабаровске откладывался уже несколько раз. Предприниматели и Минсоцзащиты не могут найти общий язык, а страдают рядовые горожане.
— Да, этот вопрос тоже изучается, проведено несколько неформальных встреч с правительством края, но пока выводов нет. Не исключаю, что некорректно были поставлены задачи и написаны условия конкурса. На сегодня, насколько мне известно, идет работа по устранению этих недостатков.