Увеличить временной промежуток, в который можно законно купить алкогольную продукцию в Хабаровском крае, предложили на заседании экспертного совета при министерстве экономического развития. Покупать алкоголь, в случае если инициатива получит ход, хабаровчане смогут с 8:00 и до 23:00. К чему это может привести, выяснял корр. ИА AmurMedia.
Сегодня свободно покупать алкогольную продукцию хабаровчане могут с 10:00 до 22:00. Исключение составляют лишь три праздничных дня – День знаний, День защиты детей и День молодежи, когда продажа спиртосодержащих напитков и вовсе запрещена.
В то же время Федеральный закон, регулирующий "алкогольную" ситуацию в стране, определил более мягкие рамки, оставив за субъектами право устанавливать дополнительные ограничения. Звон бутылок из пакетов россиян, согласно ФЗ, можно услышать с раннего утра — 8:00 и вплоть до 23:00. Именно к этому стандарту предложили вернуться участники заседания министерства экономического развития края.
Тема уже взята в разработку уполномоченными органами, которые теперь проанализируют возможные последствия инициативы уже на краевом уровне, а в дальнейшем и создадут законопроект. Как увеличение времени реализации спиртосодержащих напитков поборет алкоголизм? Смогут ли дополнительные три часа стать реальным инструментом в борьбе с теневым алкогольным бизнесом? На подобные вопросы со звездочкой попытаются найти ответы эксперты министерства сельского хозяйства.
А пока инициатива вызывает споры с повышенным градусом. Однако диаметрально противоположные суждения сходятся в одном – проработки требует воспитание культуры пития среди широких масс.
Как отмечает заместитель председателя совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края, председатель правления общественной организации "Ассоциация рестораторов Хабаровского края" Андрей Веретенников, жители края все чаще отдают предпочтение вину и ароматным сырам, вместо наспиртованных напитков низкого качества. Несмотря на рост алкогольной сознательности населения после введения временных ограничений, выручка подпольных алкомаркетов увеличиваются. Вместе с тем растет и число отравлений несертифицированным коньяком и водкой.
— Мы можем констатировать, что продажи крепких алкогольных напитков уменьшились, и эту нишу заполнили слабоалкогольные напитки — вино, шампанское, пиво. Признанные наиболее качественными сухие вина – лидеры продаж. Вообще, люди стали понимать, что небольшая пивоварня может делать более качественный продукт, нежели масс-маркет с пивным напитком. И это говорит о том, что культура и образование все-таки растут. Но, к сожалению, наряду с этим увеличились продажи нелегального алкоголя, — утверждает предприниматель.
Идея борьбы с круглосуточными ларьками, из-под полы торгующих алкоголем неизвестного происхождения, стала одной из отправных точек для создания законопроекта.
— С точки зрения борьбы с теневым бизнесом такие меры необходимы. Такие предприниматели в кавычках не тратят денег на аренду, акцизы и все остальное. Я считаю, что эти три часа помогут навести порядок. Увеличение времени легальной продажи алкоголя спровоцирует рост товарооборота магазинов. Плюс увеличивается время работы самого магазина. И продавцы и персонал получают с этого больше почасовой прибыли, зарплаты. А это прямые налоговые отчисления, — убежден Андрей Веретенников.
Однако смогут ли три дополнительных часа легальных продаж привести клиентов алкомаркетов "в законе" за более качественным, и в то же время более дорогим продуктом – вопрос, вызывающий большие сомнения. Как отмечает член экспертного совета министерства экономического развития, заместитель генерального директора ООО "ПримаМедиа" Андрей Швецов, меры не вызовут увеличение спроса легального алкоголя, не снизится и число нелегальных точек продаж "чего покрепче".
— Я не считаю, что подобные меры смогут увеличить объемы продаж сертифицированного алкоголя. Увеличение времени на три часа не решит и проблему теневого бизнеса. Необходимо понимать, что некачественный алкоголь употребляется лишь потому, что он дешевый. Тем более, такие точки работают круглосуточно, и те, кто не успеет купить алкогольные напитки до 23:00 продолжат приносить прибыль ларькам. С этим должны бороться правоохранительные органы. А сомнительная экономическая выгода, обещания об увеличении налоговых отчислений – вопрос второстепенный. Мы должны обратить внимание именно на проблемы здравоохранения, — объяснил Андрей Швецов.
Несмотря на то, что критика алко-запретов слышна то тут, то там, конкретных актуальных показателей, подтверждающих или опровергающих подобные заявления нет. Единственное о чем сегодня можно заявить с уверенностью, так это то, что число людей, страдающих алкоголизмом, в крае значительно снизилось. Так, согласно данным Минздрава Хабаровского края, в 2015 году (за год до введения так называемого сухого закона прим. ред.) число пациентов, состоящих на учете в специализированных центрах, составило 18952 человек. К концу 2018 года показатель снизился на более чем 15%.
— Я уверен, хабаровчане отметили, что после введения закона, в вечернее время по улицам все реже "шатаются" пьяные люди. Облик ночного Хабаровска стал привлекательнее. Это говорит лишь о состоятельности мер. В то же время, мы должны уделять внимание вопросам национального здоровья. Из казны города и края тратятся огромные средства на пропаганду здорового образа жизни, а увеличение времени продажи алкоголя противоречит всем предпринимаемым мерам. Я как рядовой житель не вижу в предложенной инициативе плюсов. На самом деле, действующие ограничения дисциплинируют тех, кто употребляет алкоголь. А дисциплина и означает культуру пития по большому счету. Лишь развивая ту самую культуру, мы можем и побороть пьянство и преступления на почве потребления алкоголя, — убежден Андрей Швецов.
Законопроект, вызывающий бурные споры, все еще находится на стадии разработки. А это означает, что возможные изменения в сфере торговли алкоголем, если и произойдут, то произойдут нескоро.
Так или иначе "алкогольное" законодательство давно является предметом горячих дискуссий. Помимо временных ограничений, широко обсуждался и запрет на продажу горячительных напитков в 25 метрах от учреждений образования и здравоохранения. Андрей Веретенников отмечает, что прийти к компромиссу по этому вопросу удалось не сразу.
— В 2013 году дистанция для получения лицензии на алкогольную продукцию в Хабаровске была 100 метров. Мы выступили с инициативой сократить ее до 25 метров в надежде, что законодательно закрепится 50 метров. Мы детально проработали этот вопрос, обсудили последствия нарушения дистанции, в общем, проделали огромную работу. В итоге Хабаровск согласовал 25 метров, — отмечает Андрей Веретенников.
Как скоро удастся найти общее решение на это раз, и произойдет ли это вообще — пока неизвестно. Дело остается за профессионалами, на которых возложена ответственность по анализу ситуации и просчитыванию возможных последствий как положительных, так и отрицательных.