Существование в Хабаровском крае государственного долга, размер которого превышает 50 млрд рублей, обсуждается на различном уровне. Проблему эту озвучивал губернатор еще в своей предвыборной программе. Однако, несмотря на оптимистичные заявления по его сокращению, движения в положительную сторону пока не наблюдается. Эксперты связывают эту ситуацию с вероятным отсутствием в краевом правительстве внятной дорожной карты по выходу из кризиса, в котором оказался регион, сообщает ИА AmurMedia.
Государственный долг в колоссальную сумму достался нынешним властям как "наследие" из прошлого. Естественно, образовался он не вчера, и его появлению предшествовал ряд решений, действий и событий, и остановить тенденцию к его наращиванию всего за один год вряд ли возможно.
— Говоря о наличии государственного долга, нужно сначала задать вопрос – почему он образовался? Какие действия способствовали его наращиванию? И возможно ли остановить эту тенденцию всего за один год? Вряд ли, — рассуждает д. и. н., профессор кафедры философии, истории, государства и права РАНХиГС Валерий Чудесов. – Это все равно, что дать лекарство больному и ждать его моментального выздоровления. Нужна стратегия, пошаговый план действий, которые смогут если не кардинально изменить ситуацию, то хотя бы преломить тенденцию к ее ухудшению.
Федеральным центром разработана программа по развитию Дальнего Востока – это основной стратегический план по выходу из социально-экономического кризиса региона в целом. Это, по мнению эксперта, и есть та самая стратегия, которая должна нас всех спасти.
— Мы живем в едином государстве и принципиально важные направления определены сверху, на федеральном уровне. Есть какие-то моменты, специфичные для каждого субъекта: что-то для Камчатки, Приморья, Сахалина, Хабаровского края и так далее. Стратегия – это перспектива долгосрочного развития, и она нам спускается сверху. Мы ее можем ускорить, реализовать более или менее успешно, — продолжает эксперт. – Но давайте взглянем на это несколько под другим углом. Да, долг есть, и это свершившийся факт. Можно долго рассуждать, искать причины его появления и так далее, но населению сейчас, по большому счету, не важно, откуда он взялся. Важно то, какие действия планируются региональным правительством по его ликвидации. И здесь нужно задать вопрос нашему правительству: имеется ли у нас система действий, некая дорожная карта по сокращению государственного долга? По идее, что-то должно быть. Вопрос: либо не то намечается, либо не так выполняется.
Вот здесь, по оценке специалистов, и возникают трудности. Именно в действиях по ликвидации долга. Судите сами: промышленное производство в крае стагнирует, система преференций в ТОРах, ТОСЭРах и СПВ не дала того эффекта, на который было рассчитано, инвестиционный потенциал снижается.
— Есть министерство экономического развития Хабаровского края, а самого развития, как такового, в регионе нет. Мы его не видим. На мой взгляд, у нас очень неэффективная структура правительства. Хоть ее и меняли. У нас нет структуры, которая взяла бы на себя роль катализатора. У нас может быть сформулирована отличная стратегия по развитию края, но нет механизма, инструментов реализации этой стратегии, — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ТОГУ Владимир Норин.
Причины того, что в крае сегодня наблюдается обострение экономической ситуации, эксперты видят в отголосках губернаторских выборов 2018 года.
— В чем была проблема, когда Шпорт проиграл, Фургал выиграл? Не столько голосовали за Фургала, сколько против Шпорта. И не важно, кто был бы его оппонентом. То есть в базе лежит неудовлетворенность населения результатами социально-экономической политики, проводимой у нас в крае. Дальше смотрите: губернатор новый, Законодательная дума – старая. Не было ли между ними конфликта? Ведь законы в крае принимает дума, не губернатор, — говорит Валерий Чудесов.
Безусловно, вся законотворческая деятельность – исключительно прерогатива краевого парламента. Но ничего же не мешало правительству выходить с законодательными инициативами, и мы это видим на примере возврата прямых выборов глав муниципальных образований и изменений в законе по монетизации льгот за проезд в общественном транспорте для отдельных категорий граждан. Но повлияло ли это существенным образом на социально-экономическую ситуацию в регионе?
Итоги выборов 8 сентября доказали, что население по-прежнему надеется на новую власть и хочет добиться от неё социально-экономических преобразований. Теперь предполагается, что краевые власти сделают всё возможное и невозможное, чтобы жизнь в регионе стала лучше. И права на ошибку здесь больше нет. Пора отпустить "наследие прошлого" и предъявить сообществу новые силы, новые знания, новые подходы к работе по всем фронтам.