Появившись на пороге редакции ИА AmurMedia, экс-депутат и зампред правительства Хабаровского края по социальным вопросам Наталия Пудовкина заявила: "Я бы не хотела обсуждать уголовное дело — следствие разберётся, а шумихи в СМИ по поводу и без и так достаточно". Сегодня она в критической ситуации взяла на себя полномочия по сохранению деревоперерабатывающего комплекса в поселке Березовый Солнечного района, по сохранению без малого 600 рабочих мест.
Для Наталии Пудовкиной важно теперь сберечь то, что создавалось годами терпеливо и бережно. Поэтому работниками деревоперерабатывающего комплекса проводятся пикеты в Березовом и Хабаровске с просьбами о помощи, а на плакатах трудящихся в градообразующем для поселка предприятии кричит надпись "Не хотим "Аркаима".
Как бы то ни было, коснуться темы не самых приятных для нашего собеседника событий все же пришлось, пусть и поверхностно. Именно эти события стали причиной знакомства, совсем недавно покинувшей "Белый дом" Наталии Пудовкиной с работой уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, а вернее, с советом при бизнес-омбудсмене.
— На заседании совета в Москве состоялось рассмотрение обращения в отношении защиты прав создателя и руководителя компании "Азия Лес", на котором Вы лично присутствовали. Как региональной компании удалось достучаться до Бориса Титова?
— Борис Титов лично много сделал для снижения административных барьеров и поддержки предпринимательства, будучи председателем общероссийского общественного объединения предпринимателей "Деловая Россия". Для эффективного решения проблем бизнеса создана и политическая партия. Не без его участия, уже как уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, совершенствуется законодательство, в том числе и уголовное. Поэтому обращение и было направлено дальневосточной ассоциацией "Дальэкспортлес", поддержавшей инициативу "Азия Леса" в защиту своего руководителя. Многие специалисты работают бок о бок не одно десятилетие и знают, каково это — вести бизнес на Дальнем Востоке.
Наталия Пудовкина на заседании ЦОП БПК. Фото: Борис Тумаков
— В лесной отрасли края сегодня сложная ситуация, она связана с нестабильной политикой, постоянно меняющимися правилами игры. В эту отрасль мне пришлось погрузиться буквально недавно, поэтому для меня в большей степени важно мнение коллег и экспертов, анализирующих ситуацию в отрасли. Полностью поддерживаю их в том, что она сегодня в упадке, беспроблемных лесных проектов просто нет. Эксперты заявляют: "Несовершенство законодательной базы, не отработка механизмов господдержки размытость показателей, определенных в программе государственной поддержки, отсутствие права на внесение изменений в проекты, ошибки приводят к срыву их выполнения и тянут за собой фатальные последствия".
— Учитывая количество уголовных дел, заведенных в отношении владельцев лесозаготовительного бизнеса в последнее время, можно сказать, что "лесники" сегодня находятся в зоне повышенного риска?
— Предпринимательство вообще осуществляется на свой страх и риск, а рисков очень много. Сопровождается это "закошмариванием" самих лесников. Как будто ведут бизнес одни "черные лесорубы". Есть мнение, что те, кто работает в лесной отрасли — обязательно какие-то преступники, которые только "выкашивают", ничего не создают, собственно говоря, работают только на свой карман. Тем не менее, именно эта отрасль для края всегда была традиционной, приносящей в казну налоги, в которой всегда было занято много работающих.
Работая депутатом, всегда понимала важность поддержки местных бизнесменов, а сейчас, окунувшись в работу, говорю — я бы каждому предпринимателю памятник поставила
— Конечно, проблемы есть, у всех есть какие-то недоработки, особенно с учетом экономической ситуации, но это не уголовщина, это арбитражные дела, гражданско-правового характера. Но не важно, какое дело было заведено на руководителей, это не должно влиять на деятельность предприятий и приводить их к ликвидации. Однако тенденция такова, что заводятся именно уголовные дела, приписываются совершенно немыслимые обвинения для того, чтобы предпринимателя взять под стражу. В общую опалу попадают именно предприятия на которых трудится огромное количество людей. А сегодня у нас нет и никакого контакта с органами исполнительной власти — мы для них токсичны.
— То есть, от правительства края вы поддержки не увидели?
— Могу сказать, что я просто вижу действия краевого правительства, которые не направлены на поддержку предпринимательства вообще. На наши же обращения — молчок или ответы ни о чем: "спасение утопающих дело рук самих утопающих".
Поэтому и приходится обращаться за поддержкой. Участие в работе совета даже для меня, человека с определенным опытом, было интересно. В него входит порядка 30 экспертов различного уровня: представители общественных советов госорганов, депутаты и члены федерального собрания, представители общественных объединений предпринимателей, юристы и адвокаты.
На заседании в Москве состоялся достаточно откровенный разговор людей, заинтересованных в развитии России. После прямой линии президента РФ было дано несколько поручений по внесению изменений в уголовный кодекс, призванных оградить предпринимателей от необоснованного заключения под стражу, хотя опять же члены совета назвали это "массажем ног при инфаркте". Конечно, какие-то подвижки есть, но очень медленные. Россия значительно отстаёт по количеству предпринимателей на тысячу жителей от Европы и США.
Наталия Пудовкина на заседании ЦОП БПК. Фото: Борис Тумаков
— Возвращаясь к теме заседания совета, у меня возникает самый волнующий вопрос: какое заключение сделано по вашему обращению?
— Вообще, совет выносит независимое заключение по представленным постановлениям о возбуждении уголовного дела, по обвинению и иным документам с целью выяснения обоснованности заключения под стражу. "Закрытие" руководителя, как правило, ведет к остановке работы предприятий.
Не буду вдаваться в конкретику, но члены совета высказывали различные мнения, касающееся ситуации вокруг "Азии Лес", и все были едины в том, что в постановлениях нет конкретики, обосновывающей заключение руководителя под стражу.
— Наталия Алексеевна, а почему обращение направлено в Москву? Ведь в Хабаровске есть региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.
— Региональный уполномоченный есть, но это — должность, на которую без согласия губернатора не попадешь. Изменились глава края и региональная политика, а вместе с тем и люди, ее реализующие. Совместно с Олегом Герасимовым (уполномоченным по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае — прим. ред.) мы реализовывали множество проектов, в том числе и развитие патентной системы в крае.
В нашем случае именно заключение Герасимова дало повод экспертам совета насторожиться, что что-то не так. Они были обескуражены тем, что за восемь лет их деятельности они в первый раз получили такое негативное заключение. Эксперты отметили, что прокурорско-следовательским тоном, "вообще не нашими терминами", региональным уполномоченным вынесено почти судебное решение: должен сидеть. Я лишь хочу сказать ему спасибо. В больших кавычках, конечно. На мой вопрос, что побудило сделать такое заключение, Олег Владимирович ответил, что все выводы он основывал на информации, полученной из источников в интернете.
И все же надо отметить, что мы движемся в правильном направлении. Только когда же практика реальной защиты предпринимательства спустится в Хабаровский край — неизвестно.
Следствие, конечно, разберется, а затем свой вердикт вынесет и суд. Но, независимая оценка со стороны необходима для предпринимателей. Пока же жизнь убеждает, что перед угрозой уголовного преследования они оказываются беззащитными, а серьезную поддержку им удается найти лишь в семи часовых поясах от родного края.
Фотографии для иллюстрации взяты с информационно-аналитического портала Информ-24: Парламентские новости.