Отрицательное значение имеет показатель естественного прироста населения Хабаровского края. Согласно официальным данным, размещенным на сайте Хабаровскстата, за шесть месяцев текущего года в регионе умерло почти на 2 тысячи человек больше, чем родилось. Миграционные показатели также не придают оптимизма демографической ситуации в крае, сообщает ИА AmurMedia.
Сравнение показателей рождаемости и смертности населения за первое полугодие 2019 года имеет отрицательное значение. Это значит, что в крае больше умирает людей, чем рождается. И показатель этот растет. Так, согласно данным, размещенным на официальном сайте Хабаровскстата, за шесть месяцев текущего года родилось 7057 человек, а умерло 8920. Для сравнения: за тот же период прошлого, 2018 года родилось 7309, а умерло 8638 человек. На основе анализа данных Хабаровскстата можно сделать вывод, что естественная убыль населения составляет в среднем около 3 тысяч человек в год. На текущий момент численность населения региона составляет 1 321 473 человек, из них 617 473 человек живет в Хабаровске. Через сколько лет регион обезлюдеет при таких темпах снижения численности населения?
У экспертов нет единого мнения о причинах катастрофического снижения демографических показателей, уж очень много факторов на них влияет. Одни считают, что всему виной плохая экология, низкое качество жизни населения, уровень доходов и прочее. Другие – недостаточная забота со стороны регионального правительства, то есть отсутствие программ, стимулирующих рождаемость, удручающее состояние медицинской сферы и сферы социального обслуживания, отсутствие инфраструктуры для занятий спортом и ведения здорового образа жизни и так далее.
В Хабаровском крае имеется перечень программ, направленных на стимулирование рождаемости, некоторые появились совсем недавно. Среди них – региональный материнский капитал, выплачиваемый при рождении (усыновлении) второго ребенка (250 тысяч рублей), единовременная выплата в связи с рождением первого ребенка (28 тысяч рублей), единовременное пособие при рождении (усыновлении) второго (и каждого последующего) ребенка (5 тысяч рублей), ежемесячное пособие на ребенка (от 404 до 1800 рублей, на третьего и последующих – 14 тысяч рублей, выплачивается только малоимущим семьям). Кроме того, имеются несколько жилищных программ для молодых семей. Почему же при таком количестве региональных программ ситуация не только не меняется, но и усугубляется?
— А кто анализировал, насколько эти стимулирующие меры оказывают влияние на ситуацию? Или это просто программы, принятые, как зачастую это бывает, просто в кабинетах и имеющие очень и очень малую свою эффективность? – говорит кандидат социологических наук, доцент РАНХиГС Юрий Березутский. — Для принятия управленческого решения есть логический цикл, включающий несколько позиций: сбор информации о проблеме, ее анализ, принятие решений. И у нас, как правило, на этих этапах цикл завершается. Но есть еще четвертый, это через определенный период времени анализ того, насколько эти меры оказали или не оказали влияния на объект, на который они были направлены. Если влияния нет, ответ один — эти программы не работают. Вот и все.
Пособия, материнский капитал, льготная ипотека – это все замечательно, это правильные меры, но они очень локальны и не находятся в системе, в комплексе тех мер, которые действительно необходимы, считает социолог.
— Вот я буквально в пятницу выступал на расширенном заседании правительства края, губернатор присутствовал, поднимался вопрос о молодежной политике. Озвучивались достаточно страшные цифры, в том числе по молодежной миграции. К примеру, 90-е годы считаются самыми благоприятными по численности молодежи в регионе, и мы берем их за ориентир. На сегодняшний день, за 28 лет, Хабаровский край потерял 23% населения, и молодежи в этой структуре – 36,5%. То есть молодежь интенсивнее отсюда уезжает, — продолжает Юрий Березуцкий. — В июле текущего года мы совместно с комитетом по молодежной политике провели масштабное совместное исследование, провели 45 фокус-групп. Исследовали, в том числе, миграционное настроение молодежи: хотят ли они уехать и почему. Так вот, за все это время ничего нового в желаниях молодежи не возникло. Все избитые проблемы. Первое – это уровень жизни, то есть достойная оплата труда и доступное жилье, второе – работа, и третье – интересный, насыщенный досуг. Понятно, эти меры стимулирования – очень здорово и важно, но эти инструменты не должны быть единственными. Если у человека нет работы, то хоть какой будет материнский капитал, он не решит проблем молодой семьи. Должно быть все в комплексе. Но эти факторы, которые я назвал – да, глобальные вещи, но без них никак. Иначе мы и дальше будем принимать кучу мелких программ, полумер, а эффекта не добьемся. У молодежи сегодня очень высокий миграционный потенциал, то есть желание, намерение уехать. И статистика об этом говорит. У всех программ должен быть главный и единственный показатель – желание людей жить и работать в Хабаровском крае, на Дальнем Востоке. И желание это, как мы видим, сильнее не становится.