Секретарь избирательной комиссии Хабаровского края Оярс Машков рассказал об особенностях законодательства, ставших причиной скандала при регистрации кандидата в депутаты Законодательной думы Хабаровского края по 3-му одномандатному округу Егора Калинина. В беседе с корр. ИА AmurMedia он пояснил, чем в данном случае справка отличается от заключения и почему даже после официальной регистрации кандидата история с проверкой подписей не окончилась.
Напомним, кандидат-самовыдвиженец Егор Калинин собрал подписи избирателей и предоставил их избиркому. Однако на стадии проверки документов, выяснились некоторые нюансы, потребовавшие проведения почерковедческой экспертизы, итогом которой стала справка о том, что часть подписей подделана. Несмотря на это, действующий депутат Закдумы зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты на предстоящих выборах.
По словам секретаря крайизбиркома, изначально девять записей в подписных листах содержали несовпадения с реальными данными о месте жительства, паспортными данными и другой информацией о избирателях. Стоит отметить, что такое число недействительных записей не критично, а является даже малым для более чем тысячи записей.
— Избирательная комиссия исключила из рассмотрения девять подписей, в связи с несовпадением данных об избирателях с данными, содержащимися в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (ГАС). Нужно понимать, что в случае, когда данные о избирателе в подписном листе не совпадают с данными реестра ГАС "Выборы", то такая запись не исключается. Наличие таких подписей становится основанием для того, чтобы обратиться в официальный орган УМВД, который даст информацию о том, какая ошибка содержится в данных. Только на основании заключения УМВД комиссия может считать подпись недействительной, — пояснил Оярс Машков.
Однако, после обнаружения всего девяти "ошибок", один из членов окружной комиссии с правом совещательного голоса выдвинул предложение по дополнительной проверке "автографов". При этом, как пояснил Оярс Машков, низкий процент недействительных подписей сам по себе не является чем-то экстраординарным, потому что это говорит лишь о качественной работе сборщиков.
Но в любом случае, обращение есть, и избирком просто не может на него не отреагировать. Поэтому комиссия инициировала проведение почерковедческой экспертизы.
— Закон разрешает комиссии привлекать экспертов из органов внутренних дел для проведения почерковедческой экспертизы. Это не прихоть комиссии, а именно норма, которая указана в законе в качестве возможной. Как правило, эксперты не привлекаются. Но если возникает вопрос у членов рабочей группы по проверке и необходимости привлечь экспертов, то оснований для отказа закон не содержит. У одного из членов окружной комиссии с совещательным голосом возник такой вопрос. Комиссия не могла поступить по-другому, кроме как удовлетворить его просьбу. В дальнейшем закон с нашей стороны не определяет, какими компетенциями должен обладать этот эксперт, какие документы он должен представить в качестве подтверждения своей квалификации. Поэтому мы попросили уполномоченный орган провести анализ документов, — объяснил секретарь крайизбиркома.
По итогам проверки, специалист УМВД представил крайизбиркому ее результаты в виде справки. В ней содержались выводы о том, что 129 подписей в поддержку кандидата могут быть признаны недействительными, или проще говоря, подписи "нарисованы" за избирателей.
В данном случае, специалисты выявили подделку 11% подписей. Однако комиссия не приняла во внимание заключение сотрудников органов внутренних дел, сославшись на несовпадение в названии документов. Именно на этом этапе и возникла предпосылка для разразившегося скандала. Так, по словам Машкова, законодательство здесь четко не оговаривает вид документа, а потому остается простор для трактовки.
— Да, это действительно стало проблемой, в том смысле, что рабочая группа не проигнорировала вывод специалиста, а комиссия, которая приняла решение о регистрации кандидата, проигнорировала выводы этой справки. И в основу вот этого игнорирования было положено то, что справка – это не заключение. Но если буквально следовать закону, то там написано чуть-чуть больше. А именно, что заключение эксперта предоставляется в ведомостях проверки или ином документе... Чем справка не иной документ? Чтобы вы правильно понимали мой комментарий, я не защищаю ни одну из сторон, и даже сейчас не берусь рассуждать на тему правильности заключения комиссии. Фраза, которая содержится в законе, комиссией была расценена таким образом, однако однозадачные выводы по этому поводу сейчас сделать невозможно, — уточнил секретарь избирательной комиссии края.
Статья 49 20-ФЗ: Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
— Насколько я информирован, окружная комиссия уже получила копию иска, в отношении Егора Калинина и его регистрации. Дело будет слушаться в краевом суде, и, наверное, краевой суд даст однозначное понимание этой ситуации, является ли справка равносильной, равнозначной заключению и наоборот, — заключил Оярс Машков.