Органы МСУ в Российской Федерации надо разгрузить, освободив от несвойственных им полномочий, а также решить вопрос с финансированием тех полномочий, которые они могли бы взять на себя, но не берут из-за дефицита средств. Для этого надо определиться с границами компетенций муниципалитетов, и как можно быстрее, так как без этого они не могут нормально развиваться, сообщил председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко на выездном совещании комитета в Хабаровске, передает ИА AmurMedia.
— Сегодняшний круглый стол, наше совещание комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления посвящено вопросу определения компетенции муниципальных органов власти и снятия с них непрофильных и нетипичных полномочий, которыми, к сожалению, они "обросли" за последние годы. Эта дополнительная нагрузка, к тому же, не всегда сопровождалась достаточным финансовым и материальным ресурсом. Как следствие, возникал дефицит средств, невозможно было реагировать на какие-то приоритетные вещи, — сообщил Алексей Диденко и добавил: — Сегодня муниципальных бюджетов хватает только на то, чтобы поддерживать текущую деятельность, а вопрос о развитии территории, к сожалению, не стоит.
К нетипичным и непрофильным полномочиям, которые вышестоящие уровни власти часто и охотно передают муниципальным образованиям, как правило, относятся вопросы безопасности. К примеру, вопросы ГО и ЧС, профилактики экстремизма и терроризма, деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, мобилизационной подготовки.
— Сегодня можно констатировать, что 173 федеральных закона устанавливают 1577 полномочий за пределами ФЗ-131 об общих принципах организации МСУ. С этим нужно что-то делать, в первую очередь оценить стоимость этих полномочий и обеспечить соответствие расходов доходам муниципалитетов, — отметил Алексей Диденко. — Ситуацию можно исправить, если пересмотреть некоторые подходы в налоговом и бюджетном законодательстве, дав возможность муниципальным образованиям формировать дополнительную доходную базу, на которую административно могут влиять главы муниципальных образований, представительные органы власти.
В частности предлагается администрировать налоги за счет в том числе перераспределения налога на прибыль организаций. Или за счет зачисления транспортного налога с физических лиц в местные бюджеты. При этом бюджет субъекта не сильно пострадает, поскольку получает транспортный налог с юрлиц.
По словам Алексея Диденко, возглавляемый им комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления уже провел инвентаризацию законодательства и принял решение осенью вынести вопрос оптимизации компетенций МСУ на обсуждение.
— Живой интерес проявили и регионы, и экспертное сообщество. Мы им даем большой срок, чтобы они свои предложения довнесли, дослали, и уже осенью эти рекомендации примем и разошлем в федеральные органы власти: Минфин, Минэконом и Минюст, — сказал он.
Действительно, подтвердил спикер Закдумы Сергей Луговской, вопросы разграничения компетенций между уровнями власти всегда вызывают наиболее жгучие споры.
— Есть районы, где эти полномочия исполняются достойно, если можно так сказать, а есть районы, где всегда возникают проблемы в осуществлении этих полномочий, — отметил Сергей Луговской. — Я скажу, что это в большей степени зависит от людей, тех людей, которые возглавляют районы, поселения. Не буду их называть, но на самом деле есть большая разница. Поэтому мы эти вопросы рассматриваем очень тщательно, стараемся опереться на мнение большинства, потому что невозможно сегодня в разных по территории и другим критериям районах определить четкую систему. И в последнее время мы приняли закон, который тоже очень обсуждался, но два из 12 переданных сельским поселениям полномочий мы вернули на уровень районов, потому что им проще их было выполнять. Это вывоз ТКО и часть полномочий по обеспечению жильем. Считаем, что это так, хотя не все довольны, и кто-то, может, считает, что полномочия избыточны.
Спикер Закдумы не скрыл, насколько важен для муниципалитетов вопрос финансовый и какие риски возникают, если оставить проблему без решения.
— Мы на всех площадках говорим о том, что финансовое обеспечение полномочий должно быть решено, иначе мы рискуем потерять доверие наших граждан к органам МСУ, — подчеркнул Сергей Луговской.