Сейчас у коммунистов Хабаровского края может быть только одна выборная стратегия — побеждать, считает главный герой интервью. Каковы их реальные шансы на победу на выборах в сентябре 2019 года, почему "в партии раскола нет", кто приедет поддержать кандидатов от КПРФ — в интервью члена президиума, зампреда ЦК КПРФ, депутата Госдумы Юрия Афонина.
— Юрий Вячеславович, какова цель вашего приезда в Хабаровский край? Вы вообще часто бываете на Дальнем Востоке?
— Я на Дальнем Востоке в первый раз. Поэтому впечатления яркие, конечно. Что обратило внимание, так это то, что у вас в Хабаровске солнца много. И люди тоже добрые, жизнерадостные, улыбающиеся.
— А однопартийцы как, не разочаровали?
— Да нет, конечно! Я как увидел лица Перевезенцева и Кукушкина, которые оптимистично, уверенно смотрят в будущее, то понял, что всё будет хорошо и победа будет за нами.
Сейчас наша важнейшая задача — проведение отчетно-выборной конференции. У нас пока только в двух регионах они не состоялись: в Калининградской области и Хабаровском крае. 23 марта она пройдет в Калининграде, и на конец апреля-начало мая мы планируем провести ее здесь.
Президиум ЦК партии поставил задачу укрепления регионального отделения. Сентябрьские выборы в Хабаровском крае показали, что у нас есть серьезный задел на будущее, но, с другой стороны, те результаты, на которые мы надеялись, достигнуты не были. Поэтому необходимо укреплять работу, наращивать численность организации, добиваться большего представительства в органах муниципальной власти. Несмотря на поддержку населения в крае муниципальных депутатов от КПРФ не так много, так как предыдущее руководство отделения партии не уделяло должного внимания муниципальным выборам. А они для нас являются ключевыми. Это фундамент системы депутатского корпуса, работы коммунистов на местах. Это и реальная возможность отстаивать интересы и права граждан этих муниципалитетов. Но у нас есть ряд недоработок, которые надо устранить, поэтом моя задача — выслушать мнение коммунистов.
— Вы довольны тем, как сейчас работают в руководстве отделения? И что думаете по поводу раскола в партии?
— В целом я удовлетворен тем, как решаются сейчас проблемы. С одной стороны, много опытных людей, которые могут подсказать что-то, с другой— плеяда молодых коммунистов, которые не так давно влились в ряды партии, но очень заинтересованы в работе. Мы удовлетворены той работой, которую проводят наши товарищи Петр Перевезенцев и Максим Кукушкин. Они фактически сейчас руководят региональным отделением, но им необходимо, конечно, получить поддержку отчетно-выборной конференции. Мы их будем поддерживать, я имею в виду не только мнение лидера партии Геннадия Андреевича Зюганова, но и рядовых коммунистов Хабаровского края, с которыми я за два дня пребывания успел пообщаться. И они понимают, это все уже понимают, что придется меняться.
Что касается, как вы говорите, раскола, то раскола нет — есть непонимание. Во время встреч ряд товарищей высказали претензии в адрес Центрального комитета партии, в адрес нынешнего руководства рабочей группы по подготовке конференции. Я постарался объяснить нашу позицию, и после нашего прямого разговора люди признавали, что были неправы и готовы поддержать линию ЦК. Наша задача — не разъединить, а соединить. Поэтому если кто-то и будет выступать против той позиции, с которой мы вышли от имени президиума, то с каждым днем таких людей будет все меньше и меньше. Думаю, к отчетной конференции две трети коммунистов поддержат наше решение. Поэтому раскола никакого нет, нашим товарищам просто нужно время на переосмысление и консолидацию. У нас ведь общая цель — сделать позиции КПРФ в Хабаровском крае ведущими.
— Что значит ведущими?
— Чтобы на выборах мы составили реальную конкуренцию партии власти. Недопустимо третье место, как это было на выборах губернатора Хабаровского края в сентябре 2018 года. Поэтому через отчетно-выборную кампанию мы намерены перейти к избирательной кампании. Сейчас мы ведем подбор кандидатов по одномандатным избирательным округам. Понятно, что власть, видя резкое падение рейтингов, идет на разные ухищрения.
— Какие ухищрения вы имеете в виду?
— У нас в четырех регионах страны уменьшилось количество депутатов, которые избирались по партийным спискам. Это Республика Алтай, Республика Марий (Эл), Тульская область и, к сожалению, Хабаровский край. Причем при той системе, которую приняла ваша Закдума, состоящая в основном из единороссов, когда даже не формируется головная часть списка, это просто насмешка над избирательной системой. Но мы все равно будем бороться.
Выборы сентября 2018 года показали, что в регионах коммунисты в 4 раза увеличили количество депутатов-одномандатников. В той же Ульяновской области, в Хакасии очень мощные фракции, которые влияют на принятие решений. Поэтому задача не сформировать партийные списки, а подобрать сильных грамотных кандидатов по всем одномандатным округам, сформировать команду и с сильной программой идти на выборы. Не только на выборах в Законодательную думу, но и на выборах в гордумы Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска.
— Все хорошо, но времени остается чуть-чуть — менее полугода. Вы успеете за полгода найти столько сильных кандидатов? Вам предстоит борьба, и она будет жесткой, учитывая, что у нас губернатор от ЛДПР, а у партии власти сохранился административный ресурс.
— Надеюсь, в Хабаровском крае не будет доминирования партии власти, и избирательная кампания будет открытой и интересной. В этом случае перспективы у КПРФ будут очень хорошие, потому что реально нас поддерживают очень многие. Да, Сергей Иванович Фургал представляет ЛДПР, но губернатор и идеология ЛДПР — это все-таки разные вещи для избирателя. Понятно также, что немногие поддерживают "Единую Россию", которая пытаясь сохранить большинство в думах, принимает законы, которые позволяют манипулировать общественным сознанием.
Позволю себе в связи с этим небольшое отступление. Я был очень возмущен принятием закона, по которому Закдума Хабаровского края вразрез, как мне представляется, с федеральным законодательством имеет право выражать недоверие членам правительства. По-моему, это совершенно не относится к компетенции Закдумы, это просто попытка вставить палки в колеса. И печально, что наши товарищи в Закдуме поддержали партию власти в этом вопросе. Причем я согласен с ними в том, что дума имеет право согласовывать кандидатуры на ряд должностей в правительстве — так и в Хакасии делают, и проблем никаких нет — но вотум недоверия — это уже совсем другой вопрос.
Возвращаясь к вопросу о кандидатах, могу сказать, что всё будет зависеть от нового руководства, которое будет отбирать и готовить кандидатов, и, конечно, от самих кандидатов.
Посмотрите, как хорошо дебютировал тот же Максим Кукушкин на выборах мэра Хабаровска. Кукушкин не так давно пришел к нам в партию, но активно работал в партии, в том числе как доверенное лицо Грудинина. И выдвинут кандидатом в мэры Хабаровска был всего за несколько месяцев до начала избирательной кампании! Вот пример того, как человек, не имеющий большой известности, за счет активной работы показал очень весомый результат.
Или другой пример — Приморье. В Приморье позиции были утрачены даже еще больше, чем в Хабаровском крае, ЛДПР нас опережала, однако пришел новый секретарь Долгачев, и пожалуйста — мощнейшая фракция в Заксобрании, крупная фракция в гордуме Владивостока, победы в ряде одномандатных округов. Я уверен, так же будет и в Хабаровском крае. За счет уверенности, принципиальности и грамотности нового руководства реготделения мы не только восстановим свои позиции, но выйдем на лидерские.
До 1 апреля 2019 года на президиуме ЦК мы утвердим основные наши предложения на выборах по всем регионам, в том числе и по Хабаровскому краю. Список уже сформирован. Я с оптимизмом смотрю на выборы в Хабаровском крае. Мы поборемся, мы серьезно поборемся здесь.
— Сколько мест хотите взять в Законодательной думе, в гордумах? Четверть, половину, две трети?
— Мы везде ставим одну цель — взять большинство мест. Задача максимум — победить, минимум — получить в Закдуме и гордумах сильную фракцию, которая имела бы влияние на принятие решений. Думаю, что, поскольку в Хабаровском крае фактически есть лишь три политические силы КПРФ, ЕР и ЛДПР, борьба будет яростная, насыщенная и яркая, без доминирования какой-то одной партии. Монополии ЕР в законодательных и представительных органах власти, как это было раньше, больше не будет, а будет три мощных фракции: КПРФ, ЕР и ЛДПР. Поэтому решения будут приниматься консолидированно. И мы готовы обсуждать многие вопросы, в том числе приоритетные для нас социальные, за столом переговоров.
— Политологи и политтехнологи говорят о том, что борьба будет не только острой и жесткой, но еще и финансово затратной. Ваша партия финансово готова?
— Я не думаю, что в нынешней политической ситуации все решают деньги. Достаточно вспомнить опыт избирательной кампании Шпорта, когда денег было вбухано намного больше, чем у его соперника Сергея Фургала. Или избирательную кампанию в Хакасии победившего кандидата от КПРФ Коновалова. Против него выложили полмиллиарда рублей, по нашим данным, но он победил. Почему? Потому что так же, как и за Фургала за него стоял народ.
Конечно, минимальный финансовой ресурс мы привлечем, тем более в Хабаровском крае большие выборы, что требует дополнительной поддержки. Но понятно, что у нас средств намного меньше, чем у "Единой России", и меньше, чем у ЛДПР в последней кампании. Есть много факторов, влияющих на ход голосование. Это в первую очередь личностные качества кандидатов: честность, бескомпромиссность и принципиальность. Мы таких кандидатов и будем выдвигать. Для КПРФ всегда принципиально важным являлось прямое общение с людьми: в живую и через соцсети. А для агитационной кампании, для работы с людьми деньги не нужны.
— Юрий Вячеславович, как вы считаете, каковы шансы на этих выборах у самовыдвиженцев? Многие эксперты говорят о кризисе партийной системы, о росте недоверия ко всем партиям вообще, как не оправдавшим доверие избирателей. Отсюда и популярность самовыдвиженцев. Я сейчас не говорю о самовыдвиженцах, скрывающих свою партийность.
— Не скажу, что партиям перестали доверять, потому что мы на себе как раз чувствуем растущую поддержку, но тенденция такая действительно есть. Люди, которые хорошо знают проблемы своего района, округа, будут пользоваться поддержкой избирателей. Другой вопрос, что нередко партия власти таким образом пытается провести своих кандидатов. Для этого в ряде регионов, как в Хабаровском крае, даже меняется законодательство, чтобы на законных основаниях увеличить число депутатов-одномандатников. Я вообще считаю, что надо внести в Госдуму законопроект, запрещающий члену партии баллотироваться как самовыдвиженцу. Или иди от партии, или не избирайся.
— У нас в крае лжесамовыдвиженцы точно не пройдут — конкуренты не пропустят. Другое дело, что некоторым партиям и в открытую идти будет тяжело. Давайте говорить откровенно. Хотя у коммунистов некогда были сильные позиции в Хабаровском крае, но за последние 10 лет вы их растеряли. ЛДПР на взлете, потому что это партия победившего губернатора. А о коммунистах сейчас в крае многие говорят как о партии пенсионеров. Чем будете привлекать избирателя, какие изюминки заготовили?
— Кампания, конечно, должна быть активной, интересной для всех избирателей независимо от возраста. Контроль и поддержка со стороны ЦК партии нашим товарищам в Хабаровском крае будет особенной, учитывая особенную обстановку и в политическом плане и внутри партийной организации. Ожидайте весомый десант известных в России руководителей, членов нашей фракции в поддержку кандидатов в Хабаровском крае.
— Наверное, Павел Грудинин?
— Павел Николаевич Грудинин будет активно участвовать в избирательной кампании по стране, причем это стало известно еще до передачи ему мандата депутата Госдумы. Конечно, он будет и в Хабаровском крае, и в других регионах Дальнего Востока.
— А кто еще?
— У нас во фракции целая плеяда известных руководителей. К примеру, в области образования это Смолин и Мельников, Владимир Кашин, один из крупнейших аграриев нашей страны. Известны такие талантливые руководители, как Шурчанов, Арефьев, Коломейцев.
— И последний вопрос (на встречу с Юрием Афониным уже пришли члены молодежного актива, и разные недисциплинированные товарищи жестами уже уговаривали закругляться — прим. автора). Юрий Вячеславович, проясните, пожалуйста, такой момент. Когда Фургал пришел к власти, он заявил о намерении создать коалиционное правительство. Коммунисты предлагали своих кандидатов, почему нет их в правительстве?
— Не могу говорить за предыдущее руководство реготделения партии и тем более за Сергея Ивановича Фургала. Но, думаю, это процесс двусторонний. Если нет в правительстве края представителя КПРФ, то это, наверное, вина и наша, и власти. Хочу сказать, что в других регионах у нас успешный опыт работы в составе коалиции есть. Поэтому будем вести дальнейшую работу в этом направлении.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Почему партиям не пришлась по вкусу новая "нарезка" избирательных округов в крае?
У нас каждый человек на вес золота, и вчера мы кусочка золота лишились — КПРФ в Хабаровске
Еще одного высокого партийного босса со дня на день ждут в Хабаровске