Ярмарку-выставку "Наш выбор 27", которая проходила в начале лета в Хабаровске, признали одной из лучших в стране и самой масштабной на Дальнем Востоке. Министр торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Николай Крецу поделился с корр. ИА AmurMedia итогами мероприятия и рассказал о планах на будущее.
— Николай Степанович, расскажите, пожалуйста, об итогах выставки-ярмарки "Наш выбор 27". Удалось ли повторить прошлогодний успех?
— Выставка-ярмарка "Наш выбор 27" в этом году проходила второй раз. Нам не только удалось повторить прошлогодний успех, но и намного превзойти его. Во-первых, в этом году наша ярмарка стала международной и получила статус деловой площадки. Во-вторых, в 2,5 раза увеличилось количество ее участников — 94 производителя Хабаровского края, 25 ресторанов и 6 производителей из других регионов России, которые реализовали продукции на 22 млн рублей. Еще одно отличие: если в прошлом году нам приходилось буквально уговаривать бизнесменов принять участие в ярмарке – многие подали заявки чуть ли не в последний день – то в этом году все было совсем иначе. Мы решили активнее приглашать участников из других регионов, тем самым поддерживать здоровую конкуренцию, и в этом году к нам приехали предприниматели из Еврейской автономной области, Ростовской, Сахалинской и Челябинской областей, Алтайского края. Конечно, местные производители в приоритете, но они сами увидели, что для привлечения покупателя нужно быть активнее.
— Сколько человек посетили ярмарку в этом году?
— 10 и 11 июня ярмарку посетило около 200 тысяч человек, жители и гости краевой столицы, а также иностранные граждане: туркомпании Хабаровска на выставку-ярмарку организовали специальные туры.
— Как встретили посетители ярмарки "Амурскую уху"?
— "Амурская уха", безусловно, стала традицией ярмарки. В ее приготовлении, как и в прошлом году, принял участие губернатор края Вячеслав Шпорт и 15 лучших шеф-поваров края. Рыбу для ухи – касатку, сазана, карася, верхогляда, щуку – предоставил Троицкий рыбоперерабатывающий комплекс. Мы побили собственный рекорд, который, кстати, попал в Книгу рекордов России. В прошлом году мы раздали 15 тысяч порций ухи, в этом – больше 16 тысяч. Подобного по масштабности мероприятия на Дальнем Востоке не проводится.
— Николай Степанович, насколько высоким был интерес зарубежных компаний к продукции наших производителей?
— В этом году мы впервые на выставке-ярмарке установили "Дом переговоров". В рамках деловой площадки подписано 14 договоров и соглашений, среди которых международный инвестиционный контракт между BM Group и компанией "Сунь Лин" (КНР). К 2023 году в Солнечном районе планируется построить центр глубокой переработки древесины.
В рамках деловой площадки заключен экспортный контракт между компанией "Золотой юг" и китайской "Эитун" на поставку соков в КНР. Кроме того, краевым сельскохозяйственным фондом, Дальневосточным НИИ сельского хозяйства и хабаровским филиалом компании "Балтика" подписано трехстороннее соглашение о планах по выращиванию в крае ячменя для нужд пивоварения. Сейчас этот злак завозят в Хабаровск из других регионов страны. Также на выставке-ярмарке 7 местных производителей молочных продуктов, колбасных изделий, соков и кваса подписали соглашения с крупнейшей торговой сетью Дальнего Востока.
— Впереди не менее масштабное событие – фестиваль мороженого. Как пришла идея организовать этот праздник?
Действительно, мы решили не делать большой перерыв между мероприятиями и через два месяца на набережной проведем Фестиваль мороженого. Его цель схожа с идеей ярмарки "Наш выбор 27" – поддержка местных производителей. Мы провели анализ и выяснили, что среднестатистический житель Хабаровска съедает 3,3 кг мороженого в год, при этом только 48% от этого количества – местное мороженое. У нас в Хабаровском крае мороженое производят четыре предприятия, 93% рынка занимает комсомольская компания "Дакгомз", мощности которой загружены на 60% — есть возможности для роста. Мы хотим сделать так, чтобы жители края узнали наших мороженщиков, полюбили их и в большей степени покупали наше мороженое. Это оборот для предприятия, новые рабочие места, налоги в краевой и местный бюджеты.
— Все помнят историю, когда президент России Владимир Путин подарил председателю Китая Си Цзиньпину коробку мороженого. Как выяснилось, наше мороженое любит не только семья руководителя КНР, но и миллионы жителей Поднебесной. После изменения курса рубля цены на российское лакомство стали особенно привлекательными. Как у производителей Хабаровского края обстоит дело с экспортом продукции?
— Задумывая фестиваль мороженого, мы также ставили перед собой цель вывести краевые предприятия на зарубежные рынки, в первую очередь в Китай. Емкость рынка мороженого у наших соседей составляет 12,5 миллиарда долларов, это колоссальная цифра, и если удастся занять хотя бы малую часть – считайте, мы на правильном пути. Движение в этом направлении есть, 2 мая в Китай была продана первая партия мороженого от завода "Дакгомз" — 3,5 тонны. Еще 1,5 тонны отгрузил за рубеж ИП Амирханов. Теперь мы знаем и понимаем, куда выходить, как оформлять документы. Дальше – больше. Наведены мосты с Российским экспортным центром, который находится в Москве и имеет серьезные финансовые инструменты для вывода отечественных компаний на зарубежные рынки. Возможностей довольно много, начиная от оплаты транспортировки к месту продажи товара, заканчивая рекламой и продвижением российских товаров за границей. Конечно, мы не упустили шанс и при поддержке министерства "Дакгомз" прошел первый этап и получил статус "российский экспортер". После того, как будет отгружена очередная партия мороженого, комсомольская компания сможет пользоваться финансовыми инструментами, о которых я сказал выше.
Конечно, 5 тонн — небольшой объем экспорта. Но мы видим в рынке Китая большие перспективы. Дело в том, что в КНР активно растет потребление молочных продуктов. И это уже государственная политика, правительство Китая приучает население к молоку и молочным продуктам. Об их пользе говорят в прессе, ежегодно объемы продаж растут на 20%, поэтому у наших производителей в Поднебесной хорошие перспективы.
— На фестивале мороженого планируется установить еще один рекорд России. В какой области на этот раз?
— Да, мы планируем установить рекорд России в номинации "самое массовое угощение морсом". Гостям ярмарки раздадут 10 тысяч порций дальневосточного напитка "Кусун" (в переводе с нанайского – сила, энергия), который готовится из дикоросов. Уже подана заявка в Роспатент на регистрацию напитка "Кусун" в качестве товарного знака. Еще одна хорошая новость – министерству удалось найти крупное предприятие, которое наладит массовое производство напитка. Завод "Тайга" готов это сделать, сейчас специалисты предприятия вместе с автором напитка Егором Сиротиным проводят необходимые предварительные мероприятия для адаптации напитка к промышленному производству.
Если говорить об установке рекорда России – специально для этого изготовлена огромная емкость объемом 12 тонн. Напиток будет приготовлен на территории завода "Тайга", затем его доставят на набережную. Приглашаем всех попробовать "Кусун" и советуем не ограничиваться одной порцией.
— Сколько гостей ожидаете на фестивале и чем будете удивлять?
— Мы решили, что главными гостями фестиваля станут дети, в том числе ребята из детских домов, школ-интернатов, дети с ограниченными возможностями здоровья. На набережной мы точно создадим для них настоящий праздник – без подарков никто не уйдет. В городе "Мороженск" их ждут тематические районы – для художников, район сказок, район храбрецов (с батутами и полосой препятствий), театральный район (сценки показывают детские творческие коллективы), район пенной речки (пена выдувается гигантской пушкой). В городе есть мэр и вице-мэр , а также валюта – ледышки. На них можно приобрести сладости, поучаствовать в различных мастер-классах. Во второй день фестиваля центральным событием станет появление на набережной настоящего вертолета. В нем прилетит волшебник, который раздаст эскимо и сфотографируется с детьми на память.