Поэтапное выхаживание младенцев, открытая реанимация, телемедицина, фетальная хирургия — названия современных медицинских технологий — непривычные для уха простого человека, но вполне обыденные для сотрудников Хабаровского перинатального центра. О том, как научные открытия и достижения помогают исполнить заветную мечту о материнстве, а порой и спасают сразу две жизни, в интервью корр. ИА AmurMedia рассказал главный врач Хабаровского перинатального центра Юрий Бердаков.
— Юрий Николаевич, не будет новостью, если скажем, что наш перинатальный центр — особая гордость системы здравоохранения Хабаровского края. И, конечно же, в нем должны быть сосредоточены самые передовые технологии, которые имеются. Какие технологии внедрены и уже успешно работают?
— Я полагаю, что концентрация наиболее сложных случаев беременности и родов – это главное назначение нашего перинатального центра, впрочем, как и всех перинатальных центров в России. И, конечно, поэтому, как вы правильно заметили, здесь должны быть сосредоточены самые передовые и самые высокотехнологичные виды медицинской помощи по этому профилю.
— Можно ли это сосредоточение сложных случаев течения беременности назвать современной тенденцией в акушерстве?
— Судите сами. Еще 10 лет назад женщины с тяжелой патологией сердечно-сосудистой системы или дыхательной, или какой-либо еще, очень сложно вынашивали беременность. Даже были запреты на вынашивание беременности! А сегодня женщины с подобной патологией приходят к нам в перинатальный центр и вполне могут реализовать свое естественное желание иметь ребенка. И это именно потому, что в перинатальном центре есть все условия для этого, как диагностические, так лечебные. И, конечно, очень важно, чтобы ребенок родился здоровым.
— Если ребеночек родился всё же раньше времени, или с какой-то патологией, то система выхаживания, которая работает в перинатальном центре, позволит ему окрепнуть. Расскажите, пожалуйста, о ней коротко.
— Сразу хочу уточнить, что ребенок с патологией рождается не "вдруг". Если будущая мама готовилась к беременности, вовремя встала на учет и систематически наблюдалась у врача акушера-гинеколога, то мы знаем, чего ожидать. Поэтому, пользуясь случаем, я призываю всех женщин, планирующих беременность, своевременно обращаться к врачам. А о системе выхаживания коротко рассказать, наверное, не получится, потому что всё происходит поэтапно. Во-первых, есть отделение для новорожденных детей, или, как мы его называем, "первый этап выхаживания". Там находятся детки в возрасте от момента рождения и максимум до 6-7 дней. В случае, если у ребенка выявлена патология, при которой ему требуется дальнейшее наблюдение, он переводится на второй этап выхаживания. В этом отделении дети находятся столько, сколько потребуется, то есть до тех пор, когда ребенок сможет обходиться уже без помощи врача и быть дома вместе с семьей.
Отделение реанимации для новорожденных Хабаровского перинатального центра. Фото: Из архива Перинатального центра Хабаровского края
— Но ведь бывают очень тяжелые случаи…
— Да, к сожалению, бывают. Не все дети могут самостоятельно дышать, например. Или не могут обходиться без поддержания некоторых жизненно важных функций. Для них в перинатальном центре есть отделение реанимации для новорожденных. Наши детские реаниматологи – уникальные специалисты, они имеют сертификаты и по анестезиологии и реаниматологии, по неонатологии и по скорой медицинской помощи. Кроме того, у нас внедрены технологии "открытой реанимации", когда родители имеют возможность навещать малыша, ухаживать за ним, общаться, а это очень важно для сохранения взаимосвязи матери и ребенка. Ребенок, конечно, чувствует присутствие мамы, ее запах, ее энергетику, и это очень помогает ему выздоравливать. В случаях, когда выявлена хирургическая патология и требуется оперативное вмешательство, у нас есть отделение хирургии новорожденных детей. Это единственное отделение во всем Дальневосточном федеральном округе, которое оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь новорожденным детям с врожденной и приобретенной хирургической патологией. Кстати, в этом отделении применяются миниинвазивные эндоскопические вмешательства.
— После того, как ребенок прошел эти этапы лечения, за состоянием его здоровья и дальше наблюдают в перинатальном центре?
— Да, конечно. Как правило, дети поступают под наблюдение в амбулаторное отделение, где получают консультации наших узких специалистов, осуществляется мониторинг здоровья, лечение и реабилитация детей, родившихся в Перинатальном центре. Сегодня у нас в центре внедрена уникальная технология динамического наблюдения за детьми с патологией, сформировавшейся в перинатальном периоде, с применением специализированных видов медицинской помощи и разработкой индивидуальных программ медицинского сопровождения. Это, так называемый, катамнез.
— А акушерство и гинекология? Вам ведь приходится работать с беременными, имеющими самую тяжелую патологию?
— Замечу, не только с беременными. Например, из всех медучреждений края только в нашем перинатальном центре есть семь коек в детской гинекологии. И около 250 девочек и девушек-подростков в год проходят лечение в нашем гинекологическом отделении. Почти 90% операций проводится эндоскопическим способом. В том числе, гистрорезектоскопия, которая позволяет сохранить матку при сомакозных и гистомокозных узлах и полипах. Что же касается патологии беременных, практически все тяжелые экстрогенитальные заболевания у беременных – несостоятельные рубцы на матке, сахарный диабет, и много других нозологий — разрешаются только здесь, в перинатальном центре. У нас проходит около трех тысяч родов в год. А в этом году мы ожидаем увеличение количества пациенток приблизительно на тысячу, потому что открылось акушерское обсервационное отделение. Заметьте, в крае в среднем происходит 16 тысяч родов, из которых четыре тысячи – в перинатальном центре, то есть практически 25%. Кстати, перинатальный центр располагает единственным в регионе отделением анестезиологии и реанимации для женщин, куда доставляются наиболее тяжелые пациентки из любого района Хабаровского края. Также акушерско-гинекологическая служба представлена амбулаторными подразделениями, которые включают женскую консультацию с дневным стационаром, отделение вспомогательных репродуктивных технологий и медико-генетическую консультацию.
Отделение реанимации для новорожденных Хабаровского перинатального центра. Фото: Из архива Перинатального центра Хабаровского края
— Медико-генетическая консультация перинатального центра — единственная в крае, в других медицинских госучреждениях специалистов-генетиков просто нет. Какую помощь можно получить в этой консультации?
— В первую очередь, это определенные виды лабораторных генетических исследований. Надо учесть, что это штучная специализация, специалистов готовят только на центральных базах РФ и их, действительно, очень мало. Соответственно, они выполняют уникальные технологии. Например, неонатальный скрининг, когда берется кровь новорожденного ребенка на 3-7 сутки жизни и определяется 5 наследственных заболеваний. При этом, наш перинатальный центр выполняет эти функции не только в Хабаровском крае, но и в Магаданской области, и в Еврейской автономной области. Второе — это биохимический скрининг женщинам, которые встали на учет до 14 недель беременности. Это порядка 13 тысяч исследований в год. А на основании результатов биохимического скрининга уже перинатальный консилиум определяет тактику ведения беременности у женщин с врожденной патологией плода. Он существует в крае с 2003 года на базе перинатального центра.
— Юрий Николаевич, с учетом особой специфики перинатального центра приходится говорить о том, что, несмотря на все усилия специалистов и их высокий уровень профессионализма, исход беременности всё же не всегда бывает благополучным… Как в перинатальном центре помогают женщинам, семьям, которые потеряли ребенка?
— Все пациенты, которые испытывают синдром утраты или потери ребенка, должны быть обеспечены психологической помощью. Это установка государства. Но, к сожалению, не во всех стационарах этот вид помощи, развит. Уточню, что в перинатальном центре такую помощь получают и женщины, которые родили относительно нормального ребенка, но почему-то испытывают определенный душевный дискомфорт. Это не секрет, и об этом надо говорить — около 90% всех родивших женщин впадают в послеродовую депрессию, от легкой до более заметной. Это особый трагизм. Поэтому, в перинатальном центре работает отдел медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам. Там решаются многие вопросы, вплоть до обучения женщин со сложной судьбой, попавших в трудную жизненную ситуацию.
— Перинатальный центр оснащен по последнему слову науки и техники, в нем работают высококлассные специалисты. Но в каких-то особых случаях с федеральными структурами сотрудничаете?
— Патологии бывают очень и очень разными, а наша задача – выхаживание ребенка. Поэтому у перинатального центра очень тесные связи с федеральными учреждениями, причем не только с теми, которые расположены в Хабаровске, как, например, федеральный сердечно-сосудистый центр, филиал федеральной клиники ЛОР патологий на базе 1-й больницы. У нас есть курирующее учреждение – Национальный медицинский исследовательский центр акушерства и гинекологии им. В.И. Кулакова в Москве. И мы осуществляем с ними телемедицинские консультации по всем проблемам. Кстати, перинатальный центр получил два передвижных телемедицинских комплекса, которые вообще могут передвигаться куда угодно — хоть в палаты, хоть в операционную, транслировать и принимать изображение. Сейчас комплекс подъезжает к пациенту, и мы можем консультировать и принимать решения прямо у постели больного. Насколько нам известно, такие телемедицинские установки появились в перинатальном центре у первых из медучреждений края.
В Хабаровском перинатальном центре работают две выездные акушерско-неонатологические бригады. Фото: Из архива Перинатального центра Хабаровского края
— А перинатальный центр, точнее, его специалисты, оказывают консультативную помощь коллегам из районов края?
— Безусловно.Как вы сами понимаете, из-за нашей большой территории не всегда есть возможность быстро доехать до отдаленного поселка и экстренно осуществить помощь. Но все же в составе нашего дистанционно-консультационного центра работают две выездные акушерско-неонатологические бригады, которые при взаимодействии с центром медицины катастроф осуществляют выезды и вылеты за тяжелобольными женщинами в районы края. Но при этом есть организационный стандарт, в соответствии с которым необходимо перед вылетом за любым пациентом провести сначала видеоконференцию, чтобы определить показания, конкретизировать необходимые моменты подготовки пациента к транспортировке, а потом вылетать. Что же касается консультаций, то я считаю, это самая большая помощь, которую мы осуществляем нашим территориям, нашим коллегам.
— Говоря о выездных бригадах, Вы упомянули о дистанционно-консультативном центре. Еще какие функции он выполняет?
— Дистанционно-консультативный центр отслеживает состояние всех женщин во время беременности, в родах и после родов, которые относятся к группе риска по материнской и перинатальной смертности, состояние новорожденных детей на территории края. Там работают специалисты, которые принимают круглосуточно вызовы и обращения в медучреждения края.
— Время, отведенное для интервью, к сожалению, подходит к концу, но хочется еще спросить о таких технологиях, как партнерские роды и совместное пребывание. Они практикуются в перинатальном центре?
— Практикуются, и довольно успешно. Но надо понимать, что партнерские роды – это не просто присутствие будущего отца на родах. Это и подготовка родственников, мужа к участию в родах, чтобы они стали действительно активными участниками, помощниками. Партнерские роды довольно новое направление, но это реалии сегодняшнего дня.
Также успешно работает технология совместного пребывания. Вот вы говорите "современные технологии"… А самая лучшая современная технология — это когда ребенок на груди у матери и на грудном вскармливании, уход осуществляет мама и папа принимает участие. Все должно быть приближено к тому нормальному, и мы стараемся приблизить к тому, как это должно быть, и в условиях стационара организовать приближенное к дому, к родителям, к семье. Это и есть самые современные технологии. Я уже упоминал выше, что в перинатальном центре та самая открытая реанимация, которую родители посещают не по часам, а приходят и могут находиться столько, сколько позволяет состояние ребенка. Приходят, купают, переодевают, держат на руках… Ведь ребенку, который родился с экстремально низкой массой, только по стандарту положено находиться в стационаре до 65 дней, а иногда они находятся и гораздо больше. Так что участие родителей сегодня — это одна из неотъемлемой части в лечении пациента, выхаживания ребенка.
— Юрий Николаевич, а после того, как дети уходят отсюда, подрастают, крепнут, Вам удается с ними увидеться?
— Когда-то и сотрудников перинатального центра, и родителей, и журналистов удивляло название этого дня – "Праздник недоношенного ребенка". Но мы его отмечаем уже пять лет. Родители знают дату, приводят своих крошек, мы смотрим на них, вспоминая лежащего на ладошке 700-граммового… И когда они у нас танцуют, топают ножкой — нет большей награды для докторов, чем видеть благодарные глаза родителей и человечка, который вырос из такого маленького, улыбается, ходит и говорит.
— Скажете несколько слов о перспективах и планах перинатального центра?
— Планов много, планы большие и разной перспективы – и дальней, и близкой. Мы, конечно, хотим расширять наши вспомогательные репродуктивные технологии и внедрить, хотя это и не в ближайшее время, предимплантационную диагностику. Также обязательно будем усиливать наше воздействие на районы края, в том отношении, чтобы беременные женщины приезжали к нам на роды заблаговременно, а не приходилось вывозить их и детей в экстренном порядке. Ряд методик в реанимации новорожденных требует развития, необходимо добиться новых успехов при аспирационном синдроме, хотя, конечно, лучше, чтобы его вообще не было. Есть задумки, пока это тоже не сегодняшняя реализация, по фетальной хирургии, когда ряд манипуляций на плаценте будет проводиться во время беременности внутриутробно. Это то немногое, что относится к перинатальным технологиям и символизирует непрерывную цепочку от подготовки к беременности до родоразрешения и выхаживания новорожденных, маловесных и не совсем здоровых. На текущий момент существует технологическая цепь, которая позволяет оказать на любом этапе помощь, идеологическую и практическую, как маме в период подготовки к беременности, во время беременности, в родах, после родов, так и новорожденным. Для того, чтобы все были живы и счастливы.