До начала

Общество. 06 февраля, 09:05
Медицинское оборудование. Фото: Антон Балашов

Телемедицина в Хабаровском крае спасла жизнь ребенка

С помощью данной технологии жизнь новорожденного малыша удалось сохранять несколько дней до прилета борта санавиации

6 февраля, AmurMedia. Новорожденного малыша в Солнечном районе Хабаровского края удалось спасти благодаря средствам телемедицины. Борт санавиации в течение нескольких дней не мог вылететь из краевой столицы за находящимся в тяжелом состоянии малышом, а специалисты Перинатального центра в это время в режиме онлайн консультировали заботившихся о ребенке врачей районной больницы, сообщает ИА AmurMedia.

Спасти новорожденного малыша, в казалось бы, безнадежной ситуации, удалось совместными усилиями докторов Солнечной районной больницы, Перинатального центра Хабаровского края и Центра медицины катастроф. Из-за открывшегося отслоения плаценты у матери ребенок родился раньше срока, со спектром сопутствующих этому проблем, а его состояние медики оценивали в 1 балл по шкале Апгара. При этом экстренно доставить малыша в Хабаровск не было возможности из-за разыгравшейся непогоды, препятствующей вылету борта санавиации. Пурга длилась несколько дней и все это время за состоянием новорожденного следили врачи районной больницы, постоянно поддерживающие связь со специалистами Перинатального центра посредством телемедицины.

Редакции ИА AmurMedia удалось связаться с той самой пациенткой Марией, чей малыш был доставлен в Перинатальный центр из Солнечной районной больницы. Она рассказала, как проходило спасение ребенка и какую роль в этом сыграла телемедицина:

— 28 ноября обнаружилось, что необходимо проводить кесарево сечение. Ребенка тогда сразу перевели в реанимацию, но отправить его в Перинатальный центр было невозможно из-за погоды. Рейс из Хабаровска прибыл к нам только 30 ноября. Я же смогла приехать только позже, так как еще самой нужно было оправиться от операции — ему же в этот период пролечили двустороннюю пневмонию легких и отек головного мозга. Пока я лежала с малышом в Перинатальном центре, к нам доставили еще двух детишек из Солнечного района...

Я невероятно благодарна всем медикам – врачам, принимавшим роды в Солнечном районе, тем специалистам, что провели телеконсультацию, а позже заботились о ребенке в Перинатальном центре и, конечно же, представителям Центра медицины катастроф, доставившим его в Хабаровск. Ведь малыш по шкале Апгар родился всего на 1 балл и его спасли, хотя заранее предупреждали, что шансы невелики... Спасли меня с внутренним кровотечением, и сейчас, два месяца спустя, у нас все хорошо. Спасибо вам, дорогие врачи!

По словам главного врача КГБУЗ "Солнечная районная больница" Ивана Кожушкова, едва ли не решающую роль в спасении жизни малыша сыграла возможность в режиме онлайн консультироваться со специалистами Перинатального центра посредством технологии телемедицины:

— Вдумайтесь: в нашей больнице проходит 137 родов в год, а неонатолог один. Условно, пусть 90% родов проходит нормально, но это сложный процесс и могут произойти самые различные осложнения. Так и получилось в конце ноября — декабре, тогда у нас наблюдались две беременные женщины. У одной во время родов произошло отслоение плаценты, ее срочно взяли на операцию ввиду открывшегося кровотечения и вероятной смерти ребенка. Ребенка спасли, но он родился с оценкой в 1 балл по шкале Апгар, с редким сердцебиением. А в это время как раз непогода, буран на улице, а значит, и невозможность экстренно доставить малыша в Хабаровск. С помощью телемедицины мы связались с Перинатальным центром, специалисты которого полностью расписали нам лечение. В видеоселекторе приняли участие сотрудники Перинатального центра, неонатолог-реаниматолог из Комсомольска-на-Амуре, специалисты Центра медицины катастроф. В результате был определен полный план мероприятий на время непогоды, а неонатолог из Комсомольска направлен к нам просто потому, что у него больше опыта в данном вопросе, — ведь одно дело сталкиваться с патологией родов несколько раз в год, как наш специалист, или ежедневно, как он. На третий день погода наладилась, из Хабаровска прилетел борт и забрал малыша в Перинатальный центр. Результат великолепный. Помогло, конечно, и то, что нас хорошо обеспечили оборудованием, к примеру, есть аппарат искусственного дыхания для новорожденных и многое другое, благодаря чему при должной консультативной видеоконференции продержаться мы можем. Вообще, формат замечательный, и стараемся его использовать при первой необходимости. Могу сказать, что только за январь этого года у нас уже было проведено шесть видеоконференций, после которых двое больных направлены санавиацией в Хабаровск, один в Комсомольск-на-Амуре и трое остались у нас.

Как объяснил Иван Кожушков, телемедицина за последние годы стала серьезным подспорьем для районных врачей, ведь у них появилась возможность своевременно обращаться за консультацией к любым профильным специалистам краевого центра:

— По большому счету, телемедицина начала у нас активно применяться два года назад. До этого все консультации со специалистами из краевых учреждений проходили исключительно по телефону. Я, как главный врач районной больницы, могу отметить, что телемедицина – это масштабный прорыв, который идет во благо как врача, так и пациента. И благодарить за столь активное внедрение этого формата стоит наш краевой Минздрав. Нужно понимать, что это не просто консультация — мы заранее готовим ее по конкретному больному, с определенным диагнозом, и потому для участия в видеоконференцсвязи нам в краевом центре подбирают профильных специалистов. Параллельно привлекается Центр медицины катастроф, который держит всю ситуацию на полном контроле, пока не будет подведен результат по конкретному больному: необходима ли ему транспортировка, можно ли его оставить на лечение на месте и что для этого нужно. Причем, если больной остается на месте, то и на следующий день собирается конференция, и так вплоть до достижения положительной динамики. Нам это как "манна небесная": да, в районах врачи-универсалы, к нам идут пациенты с разными патологиями и мы готовы к любой из них, но краевые учреждения занимаются узкопрофильными больными и могут оказать помощь даже при самых сложных случаях.

Напомним, ранее ИА AmurMedia уже сообщало, что в этом году 76 медицинских учреждений края подключат к высокоскоростному интернету. Совместно с министерством здравоохранения края сформирован план для подключения к сети 112 учреждений. 36 из них были подключены в прошлом году. Таким образом, у врачей появилась возможность проведения онлайн-консультаций с пациентами и онлайн-конференций с коллегами с помощью услуги "Web-конференция". "В условиях роста потребности жителей края, особенно его удаленных районов, в высококвалифицированной помощи, а также при принятии оперативных решений в экстремальных ситуациях, повышение доступности медицинской помощи и ее качества достигается благодаря реализации проекта Телекоммуникаций на территории региона. В 2017 году телемедицинскую консультацию получил 1031 человек", — сообщили в КГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения края. В центре также отметили, что ни один борт санитарной авиации КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" не поднимается в небо без предварительной телеконсультации, где подробно разбирается каждый случай. В связке с санитарной авиацией данный проект является мощным инструментом в руках медиков, помогает выиграть жизненно важное для пациента время, и, кроме этого, сэкономить бюджетные средства.

Система телемедицины в Хабаровском крае начала развиваться всего шесть лет назад. Но за это время она уже не единожды доказала свою эффективность, которая в первую очередь выражается в количестве спасенных человеческих жизней. Как рассказал заместитель директора МИАЦ — руководитель центра медицинской профилактики Артем Москвин, на сегодняшний день она работает в двух основных форматах:

— Телемедицинские технологии в Хабаровском крае используются еще с 2012 года. Тогда по программе модернизации оборудования были закуплено все необходимое для осуществления видеоконференцсвязи и районные больницы получили возможность консультировать пациентов, связываясь со специалистами краевых учреждений. Большинство видеоконсультаций проходили в режиме врач-врач, но с каждым годом все чаще применяется формат, при котором на одной стороне находится врач, а на другой врач и пациент, — объясняет Артем Москвин.

Особенно возросло число телеконсультаций в 2017 году. Это было связано с решением министра здравоохранения Хабаровского края Александра Витько о том, что перед каждым вылетом борта санавиации должна проходить трехсторонняя видеоконференция с участием принимающей, отправляющей и транспортирующей пациента организаций.

— В Хабаровском крае телемедицина представлена двумя вариантами. Первый — непосредственно телемедицинские консультации. Что касается второго варианта, то в прошлом году был внедрен проект "Центральный архив медицинских изображений. Телерадиология" – это снимки с КТ, МРТ, цифрового флюорографа, которые отправляются в специальный архив. Таким образом у районных врачей появляется возможность в кратчайшие сроки получить экспертное заключение по снимку от специалистов федеральных и краевых клиник. Пока в проекте участвуют шесть учреждений – задействованы Амурский район, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, планируется в этом году подключить еще несколько районов, в том числе Лазо. К слову, одним из учреждений, где телеконсультации проводятся постоянно, является Перинатальный центр. У них даже есть мобильное оборудование, позволяющее доставить его к лежачему пациенту и провести консультацию прямо из палаты.

Кроме того, рассказал Артем Москвин и о перспективах развития телемедицины. Так, по его словам, недалек тот день, когда хабаровчане смогут пройти первичную диагностику и получить консультацию врача прямо из дома, используя свой смартфон:

— Перед системой открываются едва ли не безграничные горизонты. Недавно был принят ФЗ №242, подразумевающий, что консультация у врача тоже может проводиться в формате телемедицины. В настоящее время разработчики программного обеспечения создают продукт, который бы соответствовал всем требованиям, установленным Минздравом.

В перспективе вполне возможно будет реализовать формат консультации врач — пациент, когда человек сможет, не приходя в лечебное учреждение, обращаться к медику со своего смартфона. Думаю, что в большей степени это будет связано именно с профилактическими осмотрами, но само лечение пока будет проводиться в стенах медучреждения.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia