Молодой хабаровчанин заключил договор накопительного страхования, но через три месяца потерял работу и не смог выплачивать ежемесячный взнос. Обратившись в страховую компанию, он получил ответ: если не продолжит платить , то деньги свои потеряет. Другие варианты, которые он предлагал, страховая компания отвергла, ссылаясь на договор, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Ситуация, в которую попал молодой житель Хабаровска Дмитрий, банальна и целиком соответствует времени: найти хорошую работу сложно, расстаться с деньгами проще простого.
Встретившись с агентом страховой компании Росгосстрах, Дмитрий внял его советам и согласился застраховаться – уж больно речь продавца была красивой и убедительной. Аргументы в пользу того, чтобы связать себя финансовыми узами со страховой компанией, были весьма привлекательны: итоговую сумму можно в любой момент действия договора пересчитать как в меньшую сторону, так и в большую; ежемесячный взнос также можно уменьшить или увеличить; проценты начисляются на сумму уплаченных взносов; а если вдруг случится заболеть, то лечение можно будет покрыть за счет страховой компании. Иными словами, тот же банковский вклад, только с приятными бонусом – страховкой от болезни. И Дмитрий, никогда ранее не страховавшийся, согласился. Представитель компании выдал ему увесистый пакет с бумагами. Дмитрий его посмотрел, но, не обладая юридической грамотностью и опытом пользования страховыми продуктами, ничего в нем угрожающего для себя не нашел – разве что с десяток непонятных слов. Договор подписал и начал платить по 5000 рублей в месяц.
Но через три месяца предприятие, на котором он работал, неожиданно закрылось, и молодой человек остался без средств к существованию. Естественно платить ежемесячно взносы он не мог. Понимая, что на поиск нового места работы уйдет время, он обратился в компанию с просьбой пересчитать страховую сумму с уменьшением ежемесячного взноса или заморозить страховку, но агент отказал, сказав, что перерасчет возможен только по истечение то ли полугода, то ли года. Также агент сказал, что в случае расторжения договора молодому человеку ничего не вернут. На все вопросы и аргументы о том, что это не справедливо и не логично — Росгосстрах не понес никаких расходов кроме агентского вознаграждения своему сотруднику и 20 листов бумаги, но пользовалась и продолжает пользоваться его 15 тысячами, при том, что он не воспользовался ни единым рублем из предполагаемой страховки, ответ был один: деньги вам не вернут, пересчитывать тоже не будут.
Условия заморозки Дмитрия тоже не устроили: возобновляя договор, он должен был единоразово выплатить всю сумму просрочки, то есть через 4 месяца он должен был выплатить 20 тысяч за истекший период и 5000 за текущий, что соответствовало размеру его новой зарплаты! Очевидно, что остаться на месяц без копейки денег молодой человек не мог, да и уже, неоднократно пообщавшись с несколькими разными агентами этой компании, не хотел больше ничего платить, поскольку не понравился ему ни тон агентов, некоторые из них уже не были такими любезными, как при подписании договора, ни условия. Дальнейшие шаги, понял он, нужно делать только через юриста, который "переведет" ему все пункты злосчастного договора и покажет, где в нем еще "зарыта собака".
Увеличивать сумму потерянных денег он больше не решился и позвонил в редакцию, чтобы рассказать другим о своем печальном опыте и предостеречь от необдуманных шагов при заключении каких-либо договоров пусть даже и с известными на всю страну компаниями.
Увы, в своих опасениях, что расходы могут увеличиться с нулевым результатом, Дмитрий оказался прав. Юристы, имевшие практику в вопросах защиты прав потребителей, не могут дать гарантии, что, даже обратившись в суд, молодой человек вернет свои деньги.
— Верховный суд РФ определяет в настоящее время договор всеобъемлющим документом, — говорит председатель совета Всероссийской общественной организации "Фонд защиты потребителей "Россия" по г. Хабаровск Сергей Белов. — Подписал — не ребёнок — смотри внимательно, что подписываешь!
По словам юриста и общественника Сергея Белова, в практике хабаровских судов первой и второй инстанции технологии возврата денег по таким случаям нет. Каким бы нелогичным и несправедливым ни был договор, его содержание определяет исход спора.
— Самое простое правило, — уверен Сергей Белов, — внимательно читать договор, и, если что-то не устраивает, добиваться, чтобы эти пункты убрали до подписания.
Практически вторит Сергею Белову и управляющий юридическим кабинетом Артур Синихин:
— В спорных случаях следует руководствоваться условиями конкретного договора страхования, а также стандартными правилами страхования соответствующего вида, действующими у данного страховщика. При этом, в законодательстве отсутствует нормативное определение понятия "правила страхования". Закон не регулирует статус правил страхования, не определяет их примерное содержание, структуру или иные важные особенности.
По словам Артура Синихина, когда страхователь потерял работу и не в силах производить согласованные выплаты, он имеет право обратиться с заявлением к страховщику с требованием изменения договора в части страховой премии (суммы). В случае же отказа Страховщика от изменения договора, страхователь имеет право обратиться в суд с соответствующим требованием.
Надеяться на то, что справедливость восторжествует, не стоит.
— Одним из основных принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, — говорит генеральный директор юридической компании "Эриз" Мария Коваленко. — Он находит своё отражение в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ (часть первая), а также в статье 421 Гражданского кодекса РФ (часть первая). Наиболее детально принцип свободы договора раскрывается в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах". Согласно пункту 1, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Мария Коваленко уверена, что при заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.
Что касается возврата денег пострадавшим хабаровчанином, то позиция Марии Коваленко в этом вопросе не столь категоричная: "Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, поскольку необходимо ознакомиться с заключенным договором и его условиями".
Один из моментов, на который стоит обратить внимание, по словам Марии Коваленко: если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный в договоре добровольного страхования, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования, то уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме.
— Таким образом, на сегодняшний день потребитель имеет возможность вернуть страховую премию в полном объеме, — считает Мария Коваленок, — однако, расторжение договора добровольного страхования должно быть произведено в указанные в нём сроки.
Помимо этого, генеральный директор юридической компании "Эриз" обращает внимание и на пункт 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", в котором сказано, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Подытоживая, хочется привести старую как мир народную мудрость: не зная броду, не суйся в воду. Иными словами, незнание и в этом случае не освобождает от ответственности. Только в случае Дмитрия, ответственность наступает не юридическая, и не перед законом и государством, а перед самим собой в виде потери личных средств, которые сегодня добыть совсем непросто.
Кризис, похоже, стирает границы морали и нравственности, чести и достоинства, доброго имени и прочих нематериальных составляющих бытия. Деньги, добытые компанией, не пахнут, а способы их получения никого не волнуют, равно как и количество, по сути, обманутых доверчивых клиентов. По словам Дмитрия, положи он свои 15000 рублей в банк, сегодня бы остался при них. Ан, нет, он доверил их компании, которая увеличила свой капитал на его 15000, а он остался ни с чем.
Картина Дня. Хабаровск. Все, что происходит в нашем городе
Канал AmurMedia в Telegram. Быстрые, свежие и разные новости
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Настойчивые агенты обманом заманивают жителей Хабаровска в негосударственные фонды
Помогите дочке: Мошенники выбирают новых жертв в Хабаровском крае
Доверчивая старушка в Хабаровске отдала мошеннику 150 тысяч рублей за спасение сына