Дальневосточный город Хабаровск славится среди жителей метрополитеном. Вот только бывал в нем и пользовался таким способом передвижения не каждый хабаровчанин. Редакция ИА AmurMedia попыталась разобраться, в чем здесь подвох. Хабаровский метрополитен — миф или реальность?
Метрополитен с блестящими составами — старая легенда о том, как и когда планировалось его построить. Предполагалось, что наш город изначально должен был стать первым городом на Дальнем Востоке с "подземкой". Так и вышло. Только отправной точкой в появлении метро стало строительство транспортной магистрали для быстрого обмена ресурсами между заводами.
Информация об этом впервые появилась в тетрадке, найденной при таинственных обстоятельствах в одном из тоннелей под городом. Тоннель этот вел к заброшенному объекту краевой столицы с военным убежищем. В одном из его кабинетов кто-то из хабаровчан, пробравшихся туда, обнаружил еще какую-то пыльную папку с документами — в ней карта Хабаровска и черновики с маршрутами метро, схемы, рисунки и чертежи.
Маршрут, направленный на производственные предприятия, выглядел в тетради так:
База КАФ — завод им. Кирова — 179 военно-ремонтный завод — завод. им Орджоникидзе — завод "Дальдизель" — центр ("ДальЭнергоМаш") — Южный промышленный узел
В итоге промышленное и военное идейное начало плавно переросло в идею сделать метро доступным и для гражданских. Создателям, как уточняется в документах, пришло в головы и название: "Грузо-пассажирское метро Хабаровска". Такая концепция подразумевала запуск пассажирских вагонов, к которым цепляли бы вагоны грузовые.
Строить его начинали с учетом особенностей хабаровской почвы — она не особо прочная, поговаривают даже, что краевая столица стоит на болотах, как Санкт-Петербург.
Флотская (завод им. Кирова) — Победа (пос. Победа) — Трехгорная — Студенческая (ХПИ, нархоз, автодор) — Стрелка (ост. Топографического техникума) — Рабочая (заводы им.Орджоникидзе и ДальДизель) — Портовая (Речной порт) — Спортивная (стадион им. Ленина) — Речная (Речной вокзал — пл. Славы) — Энергетик (завод ДальЭнергоМаш) — Творческая (завод им. Горького) — Легкая (швейная фабрика) — Хабаровск-2 (депо Хабаровск -2) — Заводская (Южного пром.узла) — Теплая (завода Отопительного оборудования) — Южная ( "Второе кольцо") — Судостроитель (Хабаровский судостроительный завод).
А позже все полетело в трубу — власти якобы закрыли проект, а на самом деле повернули его в другое русло. Под Хабаровском начали разрабатывать секретную ветку от "белого дома" до загородного аэродрома "Калинка". Связано это было с постоянно ожидаемыми тогда ударами неведомых противников. Ведь в случае чего, представители власти могли незаметно от народа скрыться из города. Ходят слухи, что к этой ветке есть тайные подходы из подвалов элитных домов военного Хабаровска, но закрытые металлическими дверьми.
Между тем, мечта хабаровчан спуститься в хабаровское метро и прокатиться в вагоне, пахнущем резиной, порождает мифы о существовании и процветании метрополитена в бывшей дальневосточной столице.
И тогда проектирование возобновилось в 1995 году. Но в связи с упадком численности населения в Хабаровске, проектировщики решили начать строительство в 1996 году с пяти станций. Спустя четыре года под городом обустроили тоннели до станций "Уссурийский бульвар" и "Речной порт".
Тогда же построили вестибюли станций "Уссурийский бульвар", "Рынок", "Университетская" и "Речной порт" и взялись за строительство тоннеля до станции "Проспект 60-летия Октября". В августе 2001 закончилось строительство тоннелей и вестибюлей первых 5 станций. В этом же году первую линию нарекли "Центральная", а в марте 2002 года закончилось строительство и второй линии, названной "Транспортной".
Летом этого же года строители приступили к созданию тоннелей линии "Транспортной" от станции "Рынок" и к строительству наземных вестибюлей. В 2003 году завершилась эстетическая отделка "Центральной" линии и стартовали испытания метро. А 1 июля 2003 года в 12:00 "Хабаровский Метрополитен" с одной "Центральной" линией был открыт для пассажиров, первыми из которых стали президент РФ Владимир Путин, губернатор Хабаровского края в 1991-2009 годах Виктор Ишаев и недавний мэр Хабаровска Александр Соколов.
В октябре 2006 года закончилось прокладывание тоннелей, строительство станций и наземных вестибюлей, отделка наземных вестибюлей "Транспортной" линии Хабаровского Метрополитена. Началась отделка станций "Транспортной" линии. И 4 марта 2007 года отделка станций на "Транспортной" линии завершилась. А вот 9 апреля 2007 года "Транспортная" линия была открыта для пассажиров Хабаровского Метрополитена, за исключением станций "Управление РЖД" и "Речной вокзал" — они открылись 3 ноября 2007 года. В этом же году появились первые проекты третьей линии Хабаровского Метрополитена. Однако, они не были одобрены в правительстве Хабаровского края и правительстве РФ.
Спустя несколько лет, 14 июля 2012, завершилось строительство новых станций Хабаровского Метрополитена. Начались испытания. Станции "Дендрарий", "Парк им. Гагарина", "Павла Морозова" и "Красная Речка" открылись для пассажиров 3 ноября 2012 года, а станция "Судостроительный техникум" — на 5 дней позже. Сейчас разрабатывается проект третьей линии…
В Хабаровске есть метро. Да-да, вы правильно прочитали предложение. Доказательством тому — красочная карта метрополитена, где начертаны имена станций, в которые вложены знакомые названия автобусных остановок, улиц, районов города.
И в этой карте все как полагается — каждая ветка имеет свой идентификатор в виде цвета (тут и розовый, и зеленый, и синий и голубой и т.д.). Всего 16 веток, одна из них кольцевая, и около 150 станций. А еще у хабаровского метрополитена имеется логотип в виде двух пересекающихся линий, образующих заглавную букву "Х", скрывающую в себе букву "М".
"В 2003 году был открыт Хабаровский Метрополитен, как в одном из самых быстроразвивающихся городов России. Это транспортный комплекс, для создания которого были приглашены лучшие архитекторы, скульпторы и дизайнеры со всей России. Метро Хабаровска одно из самых молодых на планете, но по красоте в России уступает лишь Московскому и Петербургскому метрополитенам. По функционалу Хабаровский не уступает ни одному метрополитену России", — описывают хабаровский метрополитен разработчики официального сайта.
Оказывается, метро в бывшей дальневосточной столице очень популярно среди ее жителей, поэтому был создан специальный сайт, где и представлена упомянутая выше карта. Там же пользователи метро оставляли отзывы или комментарии к любой из существующих станций.
Ст. "Речной порт": Стою. Холодно. Рядом тётя в шубе, думаю ей не холодно.
Ст."Индустриальный поселок": Странно — вроде с оранжевой веткой пересекается, а пересадок нет.
Ст. "Технический университет": Даёшь Политен в массы! Остановка должна быть больше.
Ст. "Аэропорт": Пасаны, я прилетел с Маааасквыы. Никак не могу найти вход в метро!
Ст. "Кафедральный собор": Надоело 1-й автобус ждать, поэтому решил на метро добраться.
Согласно опросу, запущенному на этом же сайте, практически 47, 84% хабаровчан постоянно пользуются местным метро, а вот 47,45% не пользуются им вовсе.
Зато в Сети метрополитен обсуждают весьма активно:
"Роналдо": Каждый день на метро езжу-очень удобно.
"Охрано": Иду в гараж, машу спускающимся в метро на судоверфи.
"Бахус": Катался. Нормальная ветка, тока старенькая, сыростью там сильно пахнет и не для всех она.
"Рыжая-бесстыжая": А начали уже абонементы на следующий год продавать?
"Тарталетка": Продаю абонементы на 10 поездок в хабаровском метрополитене.
"Коржик": Чудное метро. Перестал на работу опаздывать. Работаю в центре, из Южного — 5 минут без всяких пробок. На машине теперь только покататься вечером выезжаю. А так везде на метро. Спасибо нашему правительству. Единственная проблема — не так часто ходит, как хотелось бы, если опоздал, то только через 15 минут следующий поезд. Всем рекомендую. Пора больше вагонов цеплять уже, а то тесновато стало последнее время. И кстати, под землей не жарко летом. Сверху жара. А тут в низу прохлада.
"Михаил": Да очень удобно на самом деле, я с утра на работу выхожу и точно рассчитываю время своего пути на метро, единственный минус — это ехать по кольцевой в час пик — народу многовато.
"Человек": Ахахах, я вот всю жизнь в Хабаровске живу, а про метро только сейчас узнал…
"Зима": А вы в курсе, что я на нём один езжу. Уважаемые лучшие архитекторы, скульпторы и дизайнеры со всей России. Вы вывески не повесили. И людям забыли сказать.
Разработчик сайта Андрей Мерзляков уверяет, что программисты работали над созданием данного сайта ради того, чтобы люди порадовались.
Мы это делали просто так. Скорее для того, чтобы просто сделать приятное людям. К слову, посещаемость сайта нас очень удивила — она постоянно растет.
Пока местные энтузиасты продумывают различные истории о подземном метро, среди горожан зарождают еще один миф о создании наземного метро.
Как-то в 2015 году питерский бизнесмен Ринат Бичурин прилетел в Хабаровск с предложением для чиновников реализовать такой проект и провести над улицами города новое метро России.
"Всего в Хабаровске возможно построить за 4 года до 40 километров путей и до 25 станций надземного легкого метро с бесплатным проездом для горожан", — заявлял тогда Бичурин СМИ.
Но этот проект так и не собрал необходимое для воплощения количество голосов. Поэтому дальневосточная столица осталась лишь с подземным метро. Есть только один способ проверить и подтвердить существование хабаровского метрополитена — найти вход.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Городские легенды: Все мифы о жутком месте на окраине Хабаровска
Городские легенды: Затерянная Атлантида или погребенный под Хабаровском город