Обвиняемые по статье злоупотребление должностными полномочиями Виктор Чудов, Михаил и Юрий Хризманы, Владимир Ашихмин дают на суде в Хабаровском крае развернутые и подробные показания. О ходе процесса и линии защиты корр. ИА AmurMedia в интервью рассказали адвокат Юрия Хризмана Игорь Анисимов и защитник Владимира Ашихмина Михаил Слепцов.
Четыре фигуранта дела – Юрий и Михаил Хризманы, Виктор Чудов и Владимир Ашихмин. Почему создается впечатление, что всех четверых обвиняют в хищении денег космодрома?
Анисимов: Да, в некоторых СМИ, действительно, до сих пор эксплуатируется эта тема о хищении денег на строительство космодрома "Восточный". Мы хотим донести то, что Виктор Чудов никакого отношения к строительству космодрома не имеет, поскольку тот момент который ему инкриминируется — 2008-2009 годы, "Восточный" еще не начинался строиться и, соответственно, бюджетных денег не выделялось. В то же время, не очень понятно в чем он обвиняется. Он действовал, как предприниматель, поставлял определенный вид товара Дальспецстрою, это было выгодно обеим сторонам. Следствие в определенный период посчитало, что они делали это незаконно, причем на том основании, что покупали стройматериалы по цене, которая не соответствует цене завода-изготовителя. Надо было, мол, покупать по цене завода-изготовителя, но это не всегда выгодно, потому что когда собственных средств нет, изыскиваешь, как можно другим путем, пусть и дороже, но лишь бы стройка не остановилась. А с заводом как? Не заплатишь стопроцентную предоплату, прекращает отгрузку цемента. А что такое для Дальспецстроя прекратить отгрузку цемента? Заморозить стройки, лишить рабочих зарплаты, получить штрафные санкции от заказчиков. Дальспецстрою было выгодно заключать договора с поставщиками по той простой причине, что они давали отсрочку платежа. Есть еще момент.
Игорь Анисимов. Фото: корр. ИА AmurMedia
По мнению следствия, в момент инкриминируемых деяний, когда товар покупался по завышенным ценам, Дальспецстрою был причинен ущерб. Однако, есть другие данные, что в эти годы на предприятии наблюдается устойчивая прибыль.
Слепцов: Помимо компании Чудова, где он был учредителем, на таких же условиях огромный ассортимент товаров поставляли в Дальспецстрой еще 150 поставщиков.
Обвинение в хищении средств Роскосмоса в сумме 5 млрд рублей обвинение не предъявляет остальным фигурантам дела?
Анисимов: Если население ждет, что кто-то вот-вот получит срок за хищение 5 млрд, эти люди разочаруются. Изначально возбудили уголовное дело в отношении должностных лиц Дальспецстроя в хищении средств, но в августе прошлого года дело было прекращено по реабилитирующим основаниям. Тогда следствие пошло по другому пути: вменили злоупотребление должностными полномочиями. Теперь следствие пытается доказать, что деньги были потрачены не по назначению: не на строительство космодрома, а на погашение кредита. На момент поступления денег от Роскосмоса, у Дальспецстроя были собственные средства и до сих пор, не буду утверждать, предполагаю, что следствие не до конца разобралось, какие деньги шли на погашение кредита.
Слепцов: Дело сложное. Масса документации.
Наша задача помочь суду разобраться в нюансах предпринимательской деятельности, в документах с помощью и подзащитных. А Ашихмин и Хризман высококлассные специалисты, которые могут аргументировано разъяснить, почему они поступали так а не иначе, что законно, что в заключениях эксперта-экономиста справедливо, а что нет.
Слепцов: Хризман и Ашихмин говорят очень простую вещь и просят их послушать. Даже если считать, что деньгами Роскосмоса мы закрыли кредит в банке, то для чего? Фигуранты дела говорят, что мы закрываем кредит в банке для того, чтобы в этом же банке получить кредит на более выгодных условиях на процент меньше. Эти деньги все равно идут на расчетный счет Дальспецстроя. Мы надеемся, суд даст верную оценку всем обстоятельствам.
Михаил Слепцов. Фото: корр. ИА AmurMedia
Анисимов: Когда деньги Роскосмоса начали перечислять на строительство космодрома, Дальспецстрой уже работал по этому объекту. Есть реестр выполненных работ и в нем указано, что в 2011-2013 годах работы выполнялись и на большую сумму, чем выделял Роскосмос. Закупались вагончики, строительная техника , создавалась инфраструктура на собственные деньги предприятия.
Слепцов: Хочу сказать про Владимира Ашихмина. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями. Обычно, по такой статье обвиняют не главных бухгалтеров, а руководителей или их замов. Но бухгалтера в этом случае обвинили, потому что у него было право второй подписи. Следствие считает, что он причастен к незаконному погашению кредитов. Основная задача разобраться в документации, есть ли там такие документы, которые наповал уличают того же главного бухгалтера в том, что он не имел право, а тем не менее это сделал. Мы бы поняли, если бы были запреты, некие флажки, за которые нельзя заходить, какой-то инструкции, в которой бы говорилось, что эти деньги не перечисляй, эти не трать, но ничего этого не было.
Основная задача сейчас разобраться, есть ли необходимость в повторной экономической, бухгалтерской экспертизе, нам кажется, что такая потребность есть. Экспертизу проводили в Саратове. Тоже возникает вопрос, почему там? В Москве не нашлось грамотных экономистов? Не исключено, что мы будем ставить вопрос о проведении повторной, комплексной судебно-бухгалтерской экспертизы для того, чтобы ответить на многие неудобные для обвинения вопросы, которые мы сейчас намерены поставить.
Есть ли необходимость сейчас содержать Чудова и Хризмана-младшего в СИЗО?
Анисимов: Есть положение закона, люди, которые привлекаются по статьям, связанным с предпринимательской деятельностью, не могут содержаться под стражей. Я никого не защищаю, но необходимости содержать Чудова и Хризмана-младшего в СИЗО нет. Основной аргумент следствия – возможность оказания давления подсудимых на свидетелей. Свидетели все опрошены, причем все они находятся в разных городах. Моему подзащитному, который под домашним арестом, разрешается 30-минутная прогулка во дворе. Как он может повлиять на свидетелей? А Виктор Чудов под стражей, мне трудно даже предположить, что если его отпустят под домашний арест, он начнет осуществлять какую-то преступную деятельность. Да и потом все это затрудняет возможность защищаться. Душные камеры, а подзащитным необходимо изучить массу документов, что-то вспомнить, в таких условиях весьма нелегко.
Слепцов: Статья — злоупотребление должностными полномочиями должна всегда предполагать какую-то выгоду для того кто совершает преступление. Следствие стало искать эту заинтересованность. Ничего не нашли. И предъявляют фигурантам дела то, что они сделали это из карьеристких соображений. Этакие карьеристы, которым почти по 60 лет.
Анисимов. Хризман руководил предприятием 15 лет ему трижды предлагали должность в Спецстрое, он отказывался, потому что здесь предполагалось серьезное строительство, и нужен был сведущий человек, а авторитет как строителя у Хризмана был высокий.
Слепцов. Мы не можем называть какие-то вещи, тем более дело носит гриф секретности, рассматривается военным судом. Но хотели донести точку зрения, что не совсем объективно освещается это дело в СМИ.
Обвиняемые не признают вину?
Анисимов: Вину они не признают, но активно защищаются, дают развернутые, подробные показания.
Все подсудимые пытаются аргументировано объяснить каждый предъявленный им факт, они готовы прокомментировать любой документ, который содержится в деле.
Процесс будет долгим?
Слепцов: Дело большое ( 232 тома документации до обвинительного заключения) и сложное. Обвинение поддерживается на уровне представителей Генеральной прокуратуры РФ. Объем предстоящего исследования просто огромен, я думаю, процесс закончится не раньше ноября, а может быть продлится и дольше, если понадобятся дополнительные экспертизы. Мы пока в самом начале пути, еще не давали показания свидетели, потерпевшие.