Памятную стелу ко Дню защитника Отечества установили в музее Амурского моста в Хабаровске. Монумент украшен медным двуглавым орлом и посвящен воинам-первостроителям Транссибирской магистрали, сообщили ИА AmurMedia в пресс-службе ДВЖД, филиала ОАО РЖД.
Открытый монумент в память об участии войск Приамурского военного округа в постройке Уссурийской железной дороги (Транссиб) является уменьшенной (масштаб 0,75) точной копией памятной стелы, расположенной на перроне вокзала Хабаровск-1.
Медный двуглавый орел появился в музее Амурского моста в Хабаровске к 23 февраля, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба ДВЖД
- Железнодорожники бережно относятся к своей истории, стараясь сохранить память о трудовых подвигах наших предков, - подчеркнул в ходе митинга заместитель главного инженера Дальневосточной железной дороги Игорь Лупежов. – Этот обелиск является данью уважения первостроителям Транссиба, чье дело с успехом продолжает нынешнее поколение, развивая железнодорожный транспорт на Дальнем Востоке.
Право открыть исторический монумент было предоставлено начальнику СМП-178 Николаю Роташнюку, под руководством которого осуществлялось возведение стелы.
В ходе торжественных мероприятий хабаровский скульптор, член союза художников России Максим Ананенко передал в музей Амурского моста рабочий макет двуглавого орла, на основе которого была отлита медная птица.
Максим Ананенко передал в музей Амурского моста рабочий макет двуглавого орла, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба ДВЖД
Первый монумент в память участия нижних чинов и офицеров Приамурского военного округа в строительстве первой в крае железной дороги от Владивостока до Хабаровска (1897 г. –Уссурийская, с 1936 г. - Дальневосточная) был открыт 29 мая (по старому стилю) 1900 года в Хабаровске на привокзальной площади, в "круглом саду". Открытию памятника предшествовало ходатайство на имя императора Николая II генерал-губернатора и командующего войсками Приамурского военного округа генерал-лейтенанта Н.И. Гродекова, на котором была начертана царская резолюция "Вполне согласен". Обелиск подвергся значительным разрушениям в гражданскую войну - 4 апреля 1920 года во время артиллерийского обстрела японцами привокзальной площади верхняя часть памятника была разрушена. В 1928 году памятник был снесен.
В 2005-2006 годах на перроне железнодорожного вокзала Хабаровск-1 был воздвигнут монумент – копия обелиска 1900 года. На нем была воспроизведена старая надпись. Изготовил двуглавого орла по немногим старым фотографиям, которые бережно хранятся в музее истории ДВЖД, хабаровский скульптор, член союза художников России Максим Ананенко.
Право открыть монумент было предоставлено начальнику СМП-178 Николаю Роташнюку, Фото с места события из других источников. Автор фото: Пресс-служба ДВЖД
Дальневосточные железнодорожники решили, что подобный монумент должен стать экспонатом и памятным местом в музее Амурского моста. Макет памятника военным строителям железной дороги 1900 года, который отныне стал экспонатом музея Амурского моста, изготовлен в 2/3 натуральной величины. Он построен специалистами СМП-178. Двуглавый орел выполнен также по проекту скульптора Максима Ананенко, мастера-исполнители - член Союза художников Роман Босов и Виталий Калинин.
В торжественном мероприятии приняли участие руководители Дальневосточной магистрали, представители городских и железнодорожных ветеранских организаций, военнослужащие железнодорожных войск.