Вопрос о строительстве атомной электростанции на территории Хабаровского края обсуждается уже не первый год. Возможное появление такого энергетического гиганта вызывает вполне объяснимую настороженность жителей. Людей волнует все — от сроков реализации и мощности будущей станции до экологических аспектов и гарантий безопасности. ИА AmurMedia направило официальный запрос в Госкорпорацию "Росатом", чтобы разобраться, как сегодня устроена система безопасности атомной отрасли и чему ее научили крупнейшие катастрофы прошлого. На вопросы редакции ответила заместитель директора департамента коммуникаций — начальник отдела информации "Росатома" Татьяна Корнышева.
Когда и какой будет АЭС Хабаровского края
Как на днях заявил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, в регионе есть 128 инвестиционных проектов, их общая потребность в мощностях — более 3 800 МВт. Часть покроют действующие объекты энергетики, "но совершенно точно понадобится ещё". А по прогнозам экспертов, к 2030 году потребление электричества в целом по ДФО вырастет на 30%.
— Сейчас уже есть решения на федеральном уровне о строительстве новых объектов генерации примерно на 1 ГВт. Но понадобится втрое больше. Чтобы решить проблему с учётом наших расчётов, дальневосточный полпред Юрий Трутнев поручил Минэнерго России в кратчайшие сроки подготовить предложения по строительству дополнительных объектов генерации на Дальнем Востоке, — сообщил Дмитрий Демешин.
По словам представителя "Росатома", в обозримом будущем действительно планируется проект АЭС в Хабаровском крае. Он предусмотрен Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2024 года.
— На территории Хабаровского края предусмотрено сооружение Хабаровской АЭС в составе двух энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-С/600, установленной мощностью по 600 МВт каждый. Рассматривается возможность ускорения ввода энергоблоков в эксплуатацию и переноса сроков на более ближний период. Есть заинтересованность построить их как можно быстрее, в связи с пристальным вниманием к этому вопросу первого лица государства, — отметила Татьяна Корнышева.

Тематическое фото. Фото: Госкорпорация «Росатом»
Кроме того, специалисты не исключают увеличение мощности энергоблоков до 1000 МВт — решение будет зависеть от динамики промышленных и инвестиционных проектов региона и растущей потребности в электроэнергии. Вопрос логистики и поставок топлива, по словам представителя "Росатома", полностью находится в рамках стандартных процедур.
— Логистика обеспечения любой АЭС топливом включает процессы производства, транспортировки и хранения. Эти задачи для новых станций будут решаться так же, как и для всех АЭС „Росатома“. Ядерное топливо производит Топливный дивизион госкорпорации, — уточнила она.
Хабаровский край — регион протяжённый, и вопрос энергетического баланса здесь стоит особенно остро. Местные предприятия, транспортная сеть и населенные пункты нуждаются в стабильном энергоснабжении, особенно в зимний период, когда нагрузка на электросети возрастает. В этом контексте рассматривается возможность частичного снятия энергодефицита за счет использования мощностей Приморской АЭС.
— Системный оператор Единой энергетической системы России, формируя Генсхему, оценивает прогнозы потребления электроэнергии и определяет, где и когда могут возникнуть дефициты, а также за счёт чего их можно закрыть. Поэтому Приморский край был определён как один из приоритетных регионов для размещения новых мощностей, — пояснили в "Росатоме".
Уроки Чернобыля и "постфукусимские" стандарты
Одной из наиболее чувствительных тем по-прежнему остается вопрос безопасности. Местные жители почти всегда относятся настороженно к появлению мирного атома на своей территории. В Хабаровском крае против строительства АЭС особенно активно высказывались представители коренных малочисленных народов. Основные опасения связаны с крупнейшими техногенными катастрофами, оставившими глубокий след в памяти нескольких поколений — аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 году и катастрофой на японской "Фукусиме" в марте 2011 года.
— Главным уроком Чернобыля стало осознание мировым атомным сообществом приоритета безопасности над всеми остальными направлениями деятельности. Понятие "культура безопасности" — фундаментальный принцип для каждого работника атомной отрасли: от руководителя до любого из сотрудников, — рассказала Татьяна Корнышева.
С момента чернобыльской аварии российская атомная отрасль прошла серьезное обновление — и технически, и организационно, и в плане той самой культуры безопасности. Более 90% оборудования реакторов модернизировано, установлены современные системы защиты и диагностики, сводящие к минимуму риск ошибок человека. Для обучения персонала используются полномасштабные тренажеры энергоблоков, где отрабатываются любые сценарии, вплоть до самых сложных аварийных ситуаций.

Тематическое фото. Фото: Госкорпорация «Росатом»
Сегодня система контроля на российских АЭС функционирует практически в автоматическом режиме. Радиационный фон отслеживается непрерывно, замкнутые вентиляционные контуры предотвращают даже минимальные выбросы в окружающую среду.
— Самыми совершенными в мире сегодня считаются российские проекты реакторов ВВЭР-1200 и ВВЭР-ТОИ. По первому уже построены четыре энергоблока: два — на Нововоронежской, два — на Ленинградской АЭС-2. Их главное преимущество — сочетание активных и пассивных систем безопасности, делающих станции максимально устойчивыми к любым внешним и внутренним воздействиям,— добавила она.
В числе инновационных решений — устройство локализации расплава активной зоны, или так называемая "ловушка расплава", предназначенная для мгновенной изоляции расплава реактора в случае аварии. А система пассивного отвода тепла (СПОТ) позволяет отводить тепло от активной зоны даже при полном отсутствии электропитания. Такого уровня защиты нет ни на одной другой станции в мире.
Из аварии на японской АЭС "Фукусима" в 2011 году российская атомная отрасль также извлекла свои уроки. На всех станциях были усилены меры по обеспечению бесперебойного электропитания: объекты оснастили передвижными дизель-генераторами, насосами, мотопомпами и другим оборудованием, способным поддерживать работу реакторов даже при потере внешнего питания. Эти "постфукусимские" требования стали обязательной частью проектов всех новых АЭС.
Экология безопасности
— Мы используем самые разные каналы коммуникаций — от официальных сайтов и социальных сетей до прямых встреч, выставок и общественных обсуждений. Важное направление — работа со школьниками и студентами, образовательные программы и экскурсии на действующие АЭС, — рассказала представитель "Росатома".

Тематическое фото. Фото: Госкорпорация «Росатом»
Кроме того, активно функционируют Общественные советы Росатома и Информационные центры атомной отрасли, которые проводят просветительские мероприятия, форумы, виртуальные туры и общественные обсуждения.
На данный момент проект АЭС находится в стадии проработки. Тем не менее у жителей региона сохраняются закономерные опасения. Дальний Восток славится своим природным наследием — заповедниками, нерестовыми реками и богатой экосистемой амурской тайги, поэтому любое вмешательство в природу должно быть предельно взвешенным. Однако, по словам Татьяны Корнышевой, площадки под размещение атомных станций на Дальнем Востоке проходят скрупулезные исследования — изучаются сейсмические условия, обеспеченность водными ресурсами и множество других факторов.
— На текущем этапе ограничений не выявлено — проекты технически реализуемы. В настоящее время вопрос по поиску оптимальной площадки для размещения Хабаровской АЭС находится на стадии проработки вариантов. Для подтверждения соответствия выбранных площадок федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии ещё будут проведены инженерные изыскания, — резюмировала Татьяна Корнышева.

