Разведчик из гвардейской мотострелковой бригады с позывным "Коба" (позывной вымышленный — прим.ред), выполняющий задачи в составе группировки войск "Восток", рассказал корреспонденту "СН" (12+) о новой тактике, об опасностях, таящихся в небе, и о том, каких усилий стоит неделями удерживать улицы населённика под постоянным огнём.
Коба подписал контракт с Министерством обороны в 2023 году, вступив в ряды морской пехоты. Три месяца интенсивной подготовки ему показались вечностью, но он понял её необходимость.
— В подготовке каждого разведчика до автоматизма оттачиваются движения, ориентиры на картах вбиваются в память до мельчайших деталей. Я, как и все, грыз гранит науки, изучая всё до последней запятой в методичках, — начинает рассказывать Коба.
За время службы он заработал репутацию надёжного и хладнокровного бойца.
— В условиях современных боевых действий постоянно совершенствовал свои навыки, изучая современные тактику и технику ведения боя. Противник ведь тоже развивается и придумывает новые ходы и виды вооружений, — отмечает разведчик.
В рядах морских пехотинцев он принял участие в более чем 20 штурмовых операциях, чаще всего в составе диверсионно-разведывательных групп для выполнения особо важных задач.
— После каждого задания я анализировал свои действия, выявлял ошибки и делал выводы на будущее. Во многом выручали советы более опытных разведчиков, — признаётся Коба.
Через два года морпех перевёлся в мотострелковую бригаду, где служили его товарищи, знакомые ещё с гражданки.
— Разведка, по моему мнению, держится на людях, понимающих друг друга с полуслова. В таком случае совершается меньше ошибок, быстрее принимаются решения. Так безопаснее для дела, — говорит Коба.
Главное изменение, которое отмечает боец, это смена в последнее время приоритетов при ведении боевых действий. Атака как таковая отходит на второй план. Гораздо важнее подготовка, наблюдение за противником. Кроме того, постоянный контроль с воздуха оказывает большое давление на психику. На одного солдата — десятки беспилотников, способных корректировать огонь артиллерии и сбрасывать мины.
— В таком режиме любая бронетехника становится заметной и приоритетной целью. Поэтому многие предпочитают пеший подход на 25–30 километров до линии соприкосновения. Молодым я постоянно говорю, чтобы в голове держали формулу: шаг — взгляд в небо — шаг. Иначе сегодня двигаться нельзя. Но не стоит акцентировать своё внимание только на дронах — на земле тоже хватает опасностей, — объясняет разведчик.
В ходе разговора Коба вспомнил один эпизод, произошедший во время освобождения Урожайного. Его подразделению было поручено зачистить ключевую улицу посёлка и удержать её до прибытия основных сил.
— Впереди шла группа, мы за ней, — говорит он. — Наша артиллерия работала с хирургической точностью, пресекая любые попытки ротации сил противника. Мы наблюдали, как солдаты ВСУ в панике бегут, пытаясь укрыться.
После взятия главной улицы задача усложнилась: необходимо было закрепиться и удержать позиции до прибытия российских подразделений. Противник предпринял серию контратак.
Коба со своими товарищами организовывал засады и выставлял секреты. В этих ночных схватках важны были мгновенная реакция и умение ориентироваться в темноте.
— Мы подготовили подобие снайперских позиций, — рассказывает о деталях операции Коба. — Там сидели пара человек, которые через приборы ночного видения контролировали наиболее опасные участки. Конечно, противник не заставил себя долго ждать и, так совпало, пошёл именно в мою смену. Я же подпустил их чуть поближе и открыл огонь!
Коба скромно умалчивает о своих подвигах, считая, что он просто выполнял долг. Но позже рассказал, что за весь период СВО был удостоен ордена Святого Георгия и награждён медалями "За отвагу" и "За храбрость" II степени.
После Урожайного были и другие сражения, но память о тех днях, о товарищах, разделивших с ним тяготы, навеки в его сердце. Он глубоко убеждён, что лишь сплотившись, плечом к плечу, можно преодолеть любые испытания и добиться долгожданной победы.
— Главное — не терять бдительности ни на секунду. Одно мгновение расслабленности, потеря концентрации — и всё, можешь уже никогда не вернуться домой, — добавляет Коба.
О будущем он говорит с улыбкой. Боец планирует после СВО открыть ферму. Реализация этой мечты потребует немалых усилий и знаний.
Материал подготовлен газетой "Суворовский натиск" (12+)
АВТОР ТЕКСТА:Никита ХАРАХОРИН