Анатолий Павлович Яскевич — профессор Высшей школы промышленной инженерии ТОГУ, чей профессиональный путь насчитывает более 76 лет. Инженер-механик по образованию, он посвятил 26 лет преподавательской деятельности, передавая студентам не только знания, но и бесценный опыт, накопленный за годы работы в литейном цехе на заводе "Дальдизель" в Хабаровске. В интервью Анатолий Павлович рассказал корреспонденту ИА AmurMedia о своём подходе к обучению, делится мыслями о современных студентах и объясняет, почему для него важно видеть, как выпускники находят своё место в жизни.
— Что стало поворотным моментом, когда вы поняли, что хотите делиться своими знаниями и опытом с другими?
— Всё началось с моего увлечения художественным литьём. Я работал на заводе, где это было моим хобби. Однажды в музее артиллерии Санкт-Петербурга мне предложили воссоздать скульптуру Лансере. Справившись с этой задачей, я получил приглашение на выставку, где меня заметили представители ТОГУ. Они предложили мне преподавать новую дисциплину — технологию художественного литья. С 1999 года я совмещал работу на заводе с преподаванием, а в 2007 году полностью перешёл на педагогическую деятельность.
— Как вы находите баланс между теоретическими знаниями и практическим опытом, чтобы обучение было максимально эффективным?
— Мой подход основан на сочетании теории и практики. Я всегда стараюсь объяснять студентам, как теоретические принципы работают в реальных условиях. Например, когда рассказываю о технологии литья, привожу примеры из своего опыта на заводе. Это помогает студентам не только понять материал, но и увидеть его применение в жизни.

Анатолий Яскевич. Фото: ИА AmurMedia
— Ваш огромный опыт работы в цеху помогает в обучении студентов? Часто ли вы делитесь с ними историями из своей практики?
Безусловно, помогает. Когда я объясняю студентам технологические процессы, всегда привожу примеры из своей практики. На парах я рассказываю, как внедрял те или иные методы на заводе. Это делает материал более наглядным и понятным. Ведь литейное производство — это сложная область, где важны не только знания, но и тонкости, которые можно постичь только через опыт.
— Как бы вы описали свои взаимоотношения со студентами?
— У меня прекрасные отношения со студентами. Я стараюсь быть для них не только преподавателем, но и наставником. Мой стиль общения — это открытость и взаимное уважение. Я всегда готов объяснить материал ещё раз, если что-то непонятно, и поддержать студентов, если они сталкиваются с трудностями. Главное — это диалог: я их понимаю, а они понимают меня.
— Как изменились студенты за время вашей преподавательской деятельности?
— Молодёжь, конечно, изменилась. Раньше студенты больше общались друг с другом, а сейчас они часто погружены в свои телефоны. Это, на мой взгляд, минус: живое общение заменяется виртуальным. Однако в плане учёбы студенты остались такими же. Моя программа проста и понятна, и они успешно её осваивают. Единственное, что изменилось, — это их цели. Раньше после института стремились создать семью, а сейчас многие хотят "пожить для себя". Это, конечно, их выбор, но мне кажется, что ценности немного сместились.

Анатолий Яскевич. Фото: ИА AmurMedia
— Как вы адаптировались к современным технологиям в преподавании?
— Технологии развиваются постепенно, и я стараюсь идти в ногу со временем. Раньше я писал методички и лабораторные работы от руки, а сейчас приходится переводить всё в электронный формат. Признаюсь, с компьютером мне помогает дочь.. Но я считаю, что главное — это не форма, а содержание. Даже если лекции будут в электронном виде, суть останется прежней: передача знаний и опыта.
— Какие качества студентов, по вашему мнению, остались неизменными?
— Неизменным осталось их стремление к знаниям, хотя и в меньшей степени, чем раньше. Современные студенты более уверены в себе, но иногда им не хватает глубины понимания. Например, на экзамене они могут быстро ответить на вопрос, но при детальном разборе оказывается, что знаний недостаточно. Однако я стараюсь подготовить их так, чтобы они не боялись защищать свои работы. Учу их быть смелыми и уверенными, ведь это важно не только в учёбе, но и в жизни.
— Что вы считаете самым важным в своей преподавательской деятельности?
— Самое важное для меня — это видеть, как студенты растут и развиваются. Когда они успешно защищают дипломы, я понимаю, что моя работа была не напрасной. Я стараюсь передать им не только знания, но и любовь к своему делу. Ведь литейное производство — это не просто профессия, это искусство, которое требует терпения, мастерства и вдохновения.
— Поддерживаете ли вы связь с вашими выпускниками после их окончания университета?
— Безусловно, поддерживаю. Для меня это возможность увидеть, как мои ученики реализуют себя в профессии. Например, одна из моих студенток, которая проходила практику на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, сейчас успешно работает там. Её пригласили сразу после защиты диплома, и это, конечно, приятно — видеть, что наши знания и навыки востребованы.

Анатолий Яскевич. Фото: ИА AmurMedia
— А ещё у меня есть выпускник, который после армии начал работать в скульптурной мастерской. Я помог ему организовать литейное производство, и сейчас он успешно занимается художественным литьём. Он участвовал в создании памятника учителям и врачам в Хабаровске. Я часто привожу туда студентов, чтобы показать им, как теория превращается в практику.
— Остаётесь ли вы на связи с выпускниками, которые решили свернуть с профессионального пути и выбрать совершенно другой путь?
— Да, конечно. Для меня важно, чтобы они не просто получили диплом, но и нашли своё призвание. Например, один из моих выпускников сейчас работает в ГАИ, другой — в военной сфере, а кто-то даже занимается ловлей браконьеров на Амуре. Каждый из них нашёл своё место, и я горжусь тем, что смог дать им знания, которые помогли в жизни.