Среди мужчин, отправляющихся на СВО, люди самых разных судеб. Дорога у каждого бойца штурмового подразделения из мотострелкового соединения с Сахалина группировки войск "Восток" была своей, неповторимой, но в какой-то момент времени все они сошлись в окопах и блиндажах на специальной военной операции. Стрелок с позывным "Пустыня" (позывной вымышленный) впервые не только на СВО, но и вообще на военной службе.
Ему, далёкому от боевой среды человеку, с адаптацией помогают однополчане. Первые знания о жизни за "лентой" он получил прямо на позициях, общаясь с входящими в состав его штурмовой группы бойцами:
— Служба здесь у меня началась с приятной психологической атмосферы в блиндаже, в котором я поселился. Ребята объяснили главное: как и что здесь происходит, буквально — как жить, за что я им благодарен.
Занятия на полигоне в тыловом районе ДНР начались сразу по прибытии за ленту. "Пустыне", до момента поступления на службу сугубо гражданскому человеку, они давались нелегко.
— Было тяжело, это факт, — признаётся "Пустыня". — Первые тренировки с нами проводили в облегчённом режиме, без эрдэшек (рюкзаков. — Авт.). Бегали, стреляли. Бороться с ошибками помогали инструкторы и сослуживцы, которые, что называется, "на опыте". Они всегда подсказывают, всегда рядом.
После занятий однополчане "Пустыни", уже принимавшие участие в штурмовых действиях, делятся в блиндаже опытом и дополняют этим полигонную программу подготовки. Все их советы точно помогут в будущем.
— Например, рассказали о стадном чувстве. Когда страшно, люди неосознанно стараются сбиться в кучу, собраться толпой. А тут ни в коем случае этого делать нельзя! Изначально надо ходить малыми группами, а если прилёт — разбегаться друг от друга, чтобы уцелевший потом мог помочь раненому. Это когда говоришь, уже кажется прописной истиной, а до того — неочевидно было. Это вообще был один из первых советов. Много рассказывали о "птичках", что слушать небо надо, и как действовать, когда услышишь. У нас в беседах за ужином после занятий это основная тема.
Важным для себя "Пустыня" считает и совет командира одной из штурмовых групп, касающийся поведения во время атаки дрона:
— Он объяснил, что, когда дрон на тебя летит, надо не от него бежать во время пикирования, а навстречу. Потому что на завершающей фазе атаки оператор уже не сможет на тебя повернуть аппарат и при взрыве большая часть осколков пойдёт по ходу движения беспилотника. И уж точно нельзя, как на некоторых видео, стоять неподвижно и ждать, что БПЛА вдруг перестанет тебя видеть и куда-то улетит. Когда мне бывалые такое рассказывают, я понимаю, что этот совет дороже золота, потому что он точно может спасти жизнь.
Характерная черта людей, живших до службы малоподвижной гражданской жизнью, пренебрежение своей физической формой. "Пустыня" не исключение, кабинетная работа на протяжении многих лет позволила расслабиться, и возвращение былой силы происходит непросто.
— Тут многие с гражданки и у всех одна беда. Привыкли жить спокойно, размеренно. Я много лет сидел в кресле, ездил на машине или меня возили. Футбол разве что раз в неделю, но не более того, — описывает "Пустыня" свою физическую форму. — А накинув на себя всю экипировку весом от двадцати до пятидесяти килограммов, очень тяжело передвигаться. Но я уже здесь неделю занимаюсь, и с каждым днём нагрузки мне даются всё легче.
С подразделениями занимаются инструкторы с боевым опытом. "Пустыня" подчёркивает, что с первого занятия становится понятно: эти парни не теоретики кабинетные, щеголяющие умными фразами из книг, а военные, понюхавшие пороху, выполнявшие штурмовые боевые задачи.
— Наши инструкторы прошли серьёзную школу. Отвечают на все вопросы, потому что они сами всё это прошли и знают, что заботит штурмовика. Поэтому вся программа подготовки нам преподаётся более чем доходчиво.
Высокая квалификация инструкторов гарантирует качественное освоение обучающимися материала по всем видам подготовки. Помогает в обучении и любознательность, считает "Пустыня". На занятия он ходит с желанием и каждый новый элемент отрабатывает усердно, понимая, что в боевой обстановке понадобится всё и мелочей в этом деле нет. Наибольший интерес у воина вызывают тренировки штурма опорного пункта.
Большая загруженность "Пустыни" занятиями и процесс привыкания к окопной действительности не мешают ему думать о высоком. В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне "Пустыня", как и его братья по оружию, желает всей стране самого главного:
— В первую очередь пожелаю нам всей новой победы. Мы к этому идём, стремимся, добиваемся. Хочу поздравить всех участников Великой Отечественной войны, всех, кого она затронула, а это каждая семья в России. Ну и желаю своей семье и семьям других воинов, чтобы всё было хорошо и все дождались возвращения дедов, отцов и сыновей. Такой праздник нужно отмечать вместе.
Самое яркое впечатление за время службы у "Пустыни" тоже связано с семьёй, которая приняла его решение отправиться на специальную военную операцию и поддерживает даже на расстоянии. По его словам, сын повзрослел всего за несколько дней:
— Сыну четырнадцать, дочке девять лет. Она ещё понимает, наверное, не всё, а вот сын осознаёт всю серьёзность происходящего. Буквально за одну неделю сын стал взрослым. Начал сам готовить, помогать матери, появилась недетская ответственность. Раньше игрушки и развлечения всякие его в основном занимали, а тут перестал даже подолгу за компом сидеть. Живо интересуется, что у меня тут творится, и занялся, наконец, учёбой. Надеюсь, что вернусь, и мы снова все будем вместе.
Материал подготовлен газетой "Суворовский натиск" (12+).
АВТОР ТЕКСТА: Александр ИВЕЛЬСКИЙ