Средний тариф на поездку в такси вырос на 13,8 процента с начала 2024 года, следует из данных Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. У перевозчиков своя арифметика: в Общественном совете по развитию такси сообщили о среднем росте на 30 процентов во всех регионах страны. При этом эксперты не видят предпосылок для стабилизации тарифов в 2025 году. ИА AmurMedia со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+) передаёт подробности.
Официальный рост — 13-25 процентов
К октябрю с начала 2024 года средний тариф на перевозку пассажиров легковым такси в России прибавил 13,8 процента. Лидерами роста индекса стоимости являются Москва — 25,2 процента, Московская область — 18,6 процента, где перевозчики наиболее зависимы от иностранных моделей автомобилей, роста затрат на аренду автомобилей и заработную плату, поддерживаемую дефицитом водителей. Об этом в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации сообщили со ссылкой на данные Росстата в ответ на запрос "Парламентской газеты".
Из-за оттока водителей и ломающихся китайских авто цены могут снова подпрыгнуть уже до конца года
Средние цены на новые отечественные автомобили, являющиеся основой регионального парка, с начала года выросли на 13,1 процента, на услуги техобслуживания — на 11,14 процента, отметили в организации. "Проблема непрекращающегося роста стоимости новых автомобилей усугубляется ростом ставки лизинга, которая либо закладывается в тариф, либо вовсе препятствует замене автомобиля после выработки ресурса", — говорится в ответе на запрос.
Среднемесячная зарплата в сфере таксомоторных перевозок, по данным Росстата, выросла за год на 11,5 процента.
Версия перевозчиков: + 30 процентов
Официальные запросы относительно стоимости поездок на такси редакция направила в транспортные ведомства Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. В комитете по транспорту Северной столицы сообщили, что "не имеют полномочий по сбору и ведению запрашиваемых статистических данных в отношении легкового такси". В московском Дептрансе уточнили, что тарифы действующим законодательством не регулируются: агрегаторы и перевозчики устанавливают стоимость самостоятельно, исходя из спроса, предложения, погодных условий, числа активных водителей на линии и других факторов.
"Мы видим, что рост среднего чека на таксомоторные перевозки имеет сезонный характер, — уточнили в департаменте транспорта Москвы. — В периоды, когда спрос на такси высок, а свободных машин на линии мало, начинает действовать повышающий коэффициент. Это временная и вынужденная мера, чтобы привлечь на линию больше водителей и таким образом нормализовать цены".
В Общественном совете по развитию такси, который объединяет перевозчиков из более чем 70 субъектов РФ, привели свои данные. "В целом по году видим, что стоимость поездок выросла в среднем на 30 процентов. Это касается всех регионов России", — сообщили "Парламентской газете".
Что будет дальше
В настоящее время нет предпосылок для стабилизации тарифов, рассказала председатель Совета по такси Ирина Зарипова: "Согласно имеющимся прогнозам, в 2025 году ожидается продолжение роста стоимости автомобилей и запасных частей. Высокая ключевая ставка уже привела к увеличению затрат на лизинг и кредитование".
Власти регионов запрещают иностранцам возить пассажиров, дефицит кадров в отрасли растет
Перевозчики не получали сигналов о планируемых мерах господдержки отрасли, добавила Ирина Зарипова, зато известно об ужесточении требований к ним. Например, в Госдуму внесли законопроект об обязательном оборудовании автомобилей такси видеорегистраторами, что повлияет на экономику отрасли. Экспертный прогноз на 2025 год: рост тарифов не ниже реальной инфляции.
В госведомствах, куда "Парламентская газета" направляла запросы, от прогнозов отказались. Агрегаторы, через которые проходит большинство заказов, пока также не раскрыли свою статистику.
Порог вхождения
На рост стоимости поездок обратили внимание в Госдуме, отметив, что он вызван объективными факторами. Один только бензин прибавил в цене с начала года около 10 процентов, сказал нашему изданию первый зампред думского Комитета по транспорту Павел Федяев. Он также согласился с тем, что отрасли, особенно в крупных городах, не хватает автомобилей экономкласса, но этот вопрос будет решен с помощью отечественных производителей, уверен парламентарий. Указал Федяев и на рекордно низкую безработицу в стране: "В этих условиях идет конкуренция за кадры, часть тех, кто мог бы перевозить пассажиров, ушли в смежные сферы, например в курьерскую доставку".
Получать заказы от агрегаторов могут только легальные перевозчики — с 1 сентября 2023 года по новому закону о такси в каждом регионе действуют реестры машин, перевозчиков и служб заказа. Порог вхождения на рынок относительно не высокий: водительский стаж от трех лет, отсутствие судимости по тяжким статьям и долгов по штрафам. Получить разрешение можно через портал госуслуг, это бесплатно.
На конец ноября 2024 года в реестре легковых такси содержалось 670,5 тысячи записей, то есть на такое количество автомобилей перевозчики имеют право получить разрешения. Оценочно число действующих разрешений может достигать 380 тысяч единиц, отметили в Аналитическом центре при Правительстве.
Львиная доля легальных такси приходится на Москву, где работают больше 300 тысяч водителей. По данным Дептранса столицы, ежедневно они перевозят больше 1,7 миллиона пассажиров.