Некоторые мастера в сфере красоты просят клиентов внести предоплату, чтобы в случае отмены записи их время было оплачено. Но насколько это законно и возможно ли вернуть деньги, если запись была отменена — рассказала корреспонденту ИА AmurMedia юрист Надежда Ханина.
В качестве примера возьмем запись на наращивание ресниц. Когда вы собираетесь сделать процедуру у мастера, вы заключаете договор на оказание услуг. Мастер по ресницам обязуется предоставить вам услугу, а вы — оплатить ее.
Хотя письменный договор в таких случаях встречается редко, фактически между вами все равно возникают договорные отношения. Вы и мастер совершаете взаимные действия, из которых возникают взаимные права и обязанности.
Например, вы отправляете мастеру сообщение и просите записать вас на определенный день. Мастер подтверждает запись ответным сообщением. Эти действия свидетельствуют о том, что вы "заказали" услугу, а мастер обязался ее предоставить. То есть, договорные отношения между вами существуют, даже если вы не подписали бумажный договор.
Тематическое фото. freepik.com (18+)
Чтобы подтвердить ваше желание воспользоваться услугой и то, что вы точно придете, мастер может попросить у вас предоплату. Решать, соглашаться на это или нет, — ваше право. В законе нет минимального или максимального размера предоплаты.
В дальнейшем по закону вы можете отказаться от исполнения договора на оказание услуг, если оплатите мастеру фактические расходы, которые он понес. Например, вы планировали сделать наращивание с определенным эффектом и попросили мастера купить необходимые ресницы. Или собирались сделать укладку, для которой мастер приобрел специальное средство для фиксации волос, средство для окраски или заколки определенной формы. Такие расходы, сделанные специально для вашего запроса, придется компенсировать (п.1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей").
По закону мастер должен вернуть остальные деньги. В противном случае сумма, которую вы перечислили в счет предоплаты, будет считаться его неосновательным обогащением (п.3 ст. 1103 ГК РФ).
Тематическое фото. freepik.com (18+)
Бывает так, что мастера отказываются возвращать предоплату. Они аргументируют это тем, что могли бы принять другого клиента в это время, поэтому оставляют предоплату себе в качестве компенсации.
— Довод о том, что на это место может или мог прийти другой клиент, а вы его заняли и не пришли, — это убытки, которые мастер, вероятнее всего, понес, — рассказала юрист.
Упущенная выгода — это деньги, которые мастер мог бы получить, если бы вы пришли, но не получил. А по закону мастер имеет право только на возмещение расходов. Упущенная выгода — это предпринимательские риски мастера. Оплачивать их вы не обязаны.
— Если конфликт невозможно уладить, то есть мастер настаивает на том, что он вам не отдает денежное средство — бронь или предоплату, которую вы внесли — вы уже обращаетесь в суд. Первостепенно, что вы доказываете, — это отношения гражданские, которые между вами возникли. Это ваши сообщения, которые вы должны беречь. И, соответственно, доказываем перевод денежных средств. Как правило, это те реквизиты, которые были указаны первостепенно при соответствующей записи, — объяснила Надежда.
Нельзя брать с клиента деньги, если он отказывается от услуги. Плату можно брать только в том случае, если мастер выполнил работу и клиент ее принял (ст. 39.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п.26 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации")