Вечная проблема — власть и народ, кто здесь должен делать первый шаг и поднимать вопросы? Своим мнением на этот счет поделился Борис Гладких, депутат VIII созыва Государственной думы по избирательному округу № 69 в Хабаровском крае. Тысячи обращений от жителей региона он получает каждый год. И тут тоже все незыблемо — здравоохранение, дороги, ЖКХ…О том, что волнует людей больше всего, о помощи бойцам СВО и об изменении политического окраса в регионе, — Борис Гладких рассказал в интервью корр. AmurMedia.
— Борис Михайлович, вы входите в состав рабочей группы экспертного совета по развитию жилищно-коммунального хозяйства. Какая работа вами была проведена в этом направлении за последние годы?
— Есть крупные вопросы, которые затрагивают все территории Российской Федерации в отношении потребителей и ресурсоснабжающих организаций. Например, одно время пытались принудительно внедрить во всех регионах социальную норму на электроэнергию. Мне удалось купировать это явление, потом добились того, чтобы полномочия ушли на уровень субъектов, и принятие решения оставалось только за высшими должностными лицами в регионах. Если бы этот вопрос был реализован, у нас многие потребители столкнулись бы с дополнительным ростом платы за электроэнергию.
Одно дело, когда каждый год меняются тарифы, другое дело, когда вас начинают нормировать по уровню потребления. Эта история, в том виде, в котором была представлена, неправильная.
Также в нашей стране активно пытались внедрить нормативное отопление в зависимости от этажности и года постройки здания, здесь я тоже добился того, чтобы этот процесс был остановлен. Это не федеральный закон, а нормативный акт правительства, и, опять же, это история про возможность дополнительно получить средства с потребителя.
Мы смогли реализовать вопрос обязательной установки приборов учета электрической энергии за счет ее поставщика. Это тоже повсеместная задача.
— Как обстоит дело с газификацией?
— В 2017-м году я был инициатором, чтобы комитет Госдумы по энергетике приехал в Хабаровский край. Мы проработали вопрос по социальной газификации (догазификации) — то, что сейчас реализовывается в стране уже при поддержке президента с 2021 года, и первые идеи по "догазу" были рождены Хабаровске на нашей площадке. Нам потребовалось 3 года, чтобы это прозвучало на уровне главы государства.
Борис Гладких на встречах с избирателями. Фото: Личный архив Б. М. Гладких
Безусловно, тогда мы заложили ряд серьезных вопросов о развитии энергетики на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае в частности. Недавно, в апреле, комитет Госдумы по энергетике вновь приезжал в регион. Так, у Хабаровского края есть потенциал по росту электрической генерации, тепловой энергии, по росту потребления газа и наличия этого газа. Мы планируем, что в 2029-м году на территории Хабаровского края будет в 2,5 раза больше газа, чем сейчас.
Планируется строительство нескольких компрессорных станций, уже начато строительство газопровода, который соединит газопровод "Сахалин — Хабаровск — Владивосток" и "Силу Сибири". Мы ожидаем, что впоследствии тот газ, который будет на территории края, окажется дешевле.
— Если говорить о вопросах, которые не касаются энергетического блока. По каким направлениям сейчас работаете с жителями? Давайте определим топ вопросов, которые волнуют население.
— В основном это вопросы здравоохранения, лекарственное обеспечение, помощь в получении того или иного вида медицинской помощи. Ряд обращений касается работы медперсонала. Также образование — что касается состояния объектов образования и наличия педагогов. Сегодня у нас на территории края наблюдается дефицит, как и в других регионах РФ, в сфере образования и здравоохранения. Это сказывается в том числе и на качестве, и на состоянии работников отрасли. Следующий по важности блок вопросов для населения — это по-прежнему ЖКХ.
— Мы уже коснулись этой темы. В сфере ЖКХ остается актуальным вопрос ТКО. В свое время заход на территорию Хабаровского края регионального оператора по вывозу мусора, если и не был скандальным, то бурным на обсуждения точно. Тема немного утихла, но жалобы на вывоз отходов продолжаются по сей день.
— Мне пришлось активно включаться здесь на разных этапах, чтобы противодействовать созданию в крае регионального оператора, которые хотели прийти и в 2018-м, в 19-м, в 20-м, в 21-м году. Тут кого только не было. В том числе, среди тех, кто сюда активно рвался, уже есть банкроты — причем и владельцы, и организации. Представьте, если бы мы тогда этот вот вопрос спустили бы на тормозах. Нужно было иметь в этом смысле определенную настойчивость и политическую волю, чтобы вмешиваться. Например, на отдельных территориях региона пришлось влиять на ситуацию и доказывать, что край не готов внедрять это в мае 22-го года, пришлось отложить на два месяца.
Сейчас случилось то, что случилось, — регоператор есть. Но мы подошли хотя бы к исполнению законодательства, мы вообще его не исполняли. Было очень много проблемных вопросов, некоторые мы отработали. Однако есть, над чем работать и сейчас, потребитель хочет видеть качество. Да, санкции, СВО, инфляция — не без этого, но ответственность с них никто не снимает. И я говорю прямо, вопросы к регоператору есть. Он оказывает услугу за определенную сумму, которую защитил в качестве тарифа, будьте добры, отчитайтесь — куда вы эти средства направляете. Здесь ведь еще и бюджетные деньги.
Мы за этой историей внимательно наблюдаем и знаем, как в случае чего по закону можем расстаться с этой структурой. Желающих прийти работать много.
— Раз говорим про мусор. Тема экологии в нашем крае не менее острая.
— Абсолютно точно. Экология — еще один серьезный блок вопросов, с которыми я работаю. Множество небезразличных граждан сегодня обращают внимание на незаконные рубки, загрязнение водных объектов, атмосферы, все это прорабатываем. Один из недавних примеров — в поселке Дурмин района имени Лазо — "золотушники" как захотели, так и начали работать. Пришлось 11 раз их приводить к инструменту проверок. Впоследствии заставили ремонтировать школу, компенсировать ущерб, в дальнейшем уже из-за санкций они не смогли продолжить работу. Еще одна компания, которая занималась заготовкой леса, была привлечена к ответственности. Компания крупная, но здесь никаких скидок. Они пришли туда, где снимать техникой древесину нельзя, пересыпАли русло рек, и за все это их наказали. Они думали, что им все можно? Нет. И дальше будем беспристрастно смотреть на эти вопросы. Работайте в соответствии с законом, не нарушайте, не пакостите, и тогда не будет никаких обид. Зачастую еще не могут понять, что сейчас совершенно другой мир. Ты не спрячешься — телефоны, интернет, люди все видят, и если они не хотят, они никогда не будут мириться с этим.
— Несколько слов о дольщиках. Вы также работали с этой темой, как обстоит дело в регионе на данный момент?
— Удалось создать на федеральном уровне рабочие группы по защите прав дольщиков, я лично вносил предложения, которые были реализованы в дальнейшем в качестве отдельных положений федерального законодательства, нормативных правовых актов. Так, в праве появилось понятие "обманутый дольщик". В тесном контакте с краем нам удалось вывести на завершающий этап ряд объектов, в том числе, бывшие объекты "Дальспецстроя". Где-то пришлось обращаться в следственные органы, чтобы привлекли к ответственности застройщиков. Но есть объекты очень сложные, их ввод в эксплуатацию пока не представляется возможным. Тем не менее, по крайней мере, бОльшую часть вопросов мы решили, я думаю, что в отношении оставшихся "обманутых дольщиков" какие-то возможности в соответствии с законом мы реализуем.
— Учитывая размах больных тем и нашей территории, должно быть, обращений к вам поступают тысячи.
— В год через приемную порядка 12 тысяч обращений. БОльшую часть из них я вижу и читаю. Что-то отрабатываем в ручном режиме, где-то применяем рычаги, связанные с проведением проверок. У меня давно выбрана форма взаимодействия: приезжаю в район и с утра до позднего вечера — по трудовым коллективам. Там многие вопросы поднимаются, обсуждаются и впоследствии решаются. Так должен работать каждый депутат на своем уровне — и муниципальный, и региональный, не нужно бояться идти. Необходимо владеть информацией, видеть, что было раньше, и напоминать, что было сделано. Если, допустим, взять Ванинский район — проблема угольной пыли — там было очень много жалоб по этому поводу, а сейчас? Или когда шум подняли в Заветах Ильича в Советско-Гаванском районе по поводу строительства терминала, мы решили этот вопрос. Люди переживали, а инвестор убрал свалку, снес объект, отсыпал дорогу, отремонтировал школу, а ничего не построил, еще и заплатил ущерб. Половина времени у меня уходит в течение года на работу в регионе, на избирательном округе. Другая половина — прямые обязанности в Москве.
— В составе вашего округа — 10 муниципальных районов края. Общение на местах — конечно, хорошо, а если возьмем тот же Николаевск-на-Амуре: местные жители охотно устроят экскурсию по трассе из Хабаровска, но этим путем чиновники вряд ли ездят, предпочитая ему авиатранспорт.
— По дорожному хозяйству у меня очень большой объем работы — и в сторону Николаевска в том числе. Понятно, что надо делать везде. Работать приходится в сложных условиях, с постоянным дефицитом средств. Напомню, у нас объем транспортного налога в крае не перекрывает, даже если мы 100 процентов будем собирать, даже если 120 будем собирать, с учетом долгов прошлых лет, все равно не закроем ту потребность, которая есть по дорогам сегодня! Большая протяженность в регионе.
Борис Гладких на встречах с избирателями. Фото: Личный архив Б. М. Гладких
Дорога до Николаевска-на-Амуре мне хорошо знакома. Ежегодно по данному направлению проезжаю в населенные пункты районов края. Были примеры, когда из-за состояния дороги на своем автомобиле попадал в сложные ситуации, помогал и пострадавшим на дороге. В каждом населенном пункте, на встречах с жителями и членами трудовых коллективов, отчитываюсь о работе по обращениям и жалобам на состояние дороги. Многие жители знают мой мобильный номер, поэтому имею возможность часть обращений оперативно запускать в работу. Ряд вопросов удается решать совместно с исполнительной властью края, иногда к участию привлекаются контрольные и надзорные органы. Дорога в грунтовом исполнении, поэтому вопросы всегда были и будут. К сожалению, из-за бездарного управления в регионе с 2019 по 2020 годы, состояние дороги было сильно подорвано. Но в последние годы, совместно с Правительством края, удалось наметить перспективные планы по ремонту отдельных участков. Есть первые результаты по ремонту участка от Селихино. Отдельное внимание к мостовым переходам, есть примеры отремонтированных объектов. Наша общая задача привести дорогу в нормативное состояние для данного класса дорог и постоянно поддерживать такое состояние.
Здесь мы выстроили хороший диалог с краевым минтрансом еще под руководством предыдущего руководителя Горбачевой Ирины Анатольевны.
Например, развязка на пересечении БАМовской трассы с краевой дорогой в районе им. Лазо была ничья. Там ямы были по колено. Я стал прорабатывать вопрос, в итоге мы договорились с министерством транспорта — и объект взял на себя район, затем тот перешел краю. В прошлом году после ремонта развязка была введена в эксплуатацию в обновленном состоянии. Надеюсь, продолжим совместную работу в таком же ключе.
— Мимо политического вопроса пройти тоже не могу, учитывая внезапные перемены в регионе, хотя, судя по обсуждаемому в кулуарах, не такие уже и внезапные. Предстоящей осенью в Хабаровском крае пройдет масштабная избирательная кампания — жители региона будут выбирать не только депутатов городской думы, краевого парламента, но и главу региона.
— Мы с большим интересом и одобрением встретили назначение исполняющего обязанности губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина. Человек с государственной позицией, с большим багажом знаний и опытом работы именно на территории ДФО, в Хабаровском крае. Уверен, нас ждет очередной виток развития, направленный на укрепление позиций Хабаровского края, его экономики с тем, чтобы повысить эффективность работы правительства. Я думаю, что и дела будут с перспективными, длительными горизонтами.
Сейчас на этом этапе развития края может быть заложен потенциал, который будет реализовываться в последующие несколько лет. На этом этапе, конечно же, последуют определенные договоренности с федерацией, с чем край пойдет в будущее с новым руководителем.
Будет обновление депутатского корпуса в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Законодательной думе Хабаровского края. Мы ожидаем изменение политического окраса, при всей критике и каких-то настроениях мы все-таки смогли доказать жителям края, что партия "Единая Россия" работает. Это та политическая сила, которая берет на себя ответственность за решения, которые претворяет в жизнь, и мы идем к людям при любой ситуации. Низкий рейтинг партии или растет ее рейтинг — мы не успокаиваемся. И надеемся, что сейчас как раз удастся сформировать в целом взвешенную боеспособную команду в регионе и депутатском корпусе в двух в крупных городах.
Сейчас задача — чтобы от этих инструментов в виде собраний депутатов жители края почувствовали бОльшую эффективность. На сегодняшний день потенциал думы существенно сократился и недореализован. Его надо раскрывать в предстоящий год и вовлекать в этот потенциал общественные силы, экспертное сообщество. А также работать более эффективно с исполнительными органами власти, с муниципалитетами, где-то должны быть конструктивные предложения и критика, но надо это делать конструктивно, без надрыва и какого-либо дешевого популизма.
— То есть можно сказать, что ЕР в Хабаровском крае провела своего рода "работу над ошибками" — после того, как на последние несколько лет лишилась власти на различных уровнях в регионе?
— У нас состоялась чистка рядов. Партия сегодня ассоциируется в регионе и с общественными делами, мы уже не только политический инструмент, а центр работы волонтеров, экспертов, мы поддерживаем людей в трудных ситуациях.
В ковид помогали жителям старше 65-ти лет. Неработающим одиноким пенсионерам доставляли продуктовые наборы, лекарственные препараты, отдавали свой транспорт для врачей — и служебный, и личный, закупали маски, спирт, СИЗы. На базе партии был сформирован такой штаб, и сейчас многие коллеги, которые тогда работали в этом направлении, продолжают заниматься благотворительностью, в том числе трудятся волонтерами, почувствовав в пандемию нужность своего участия. Мы помогаем в том числе бесплатной юридической помощью,
Стараемся найти новые формы привлечения внимания к Хабаровскому краю в том числе на федеральном уровне. И то, что мы сегодня широко начали охватывать вопросы по территориям — это задел на перспективу для работы наших депутатов, которые придут. Мы с каждого можем спросить, у нас в этом смысле есть внутренняя работа. Мы также будем спрашивать с тех, кто придет на смену действующих депутатов. Выводы были сделаны, и я думаю, что многим на сегодняшний день понятно, что те, кто работает сегодня с "Единой Россией", это люди, как правило, с опытом, определенными знаниями в той или иной сфере, это представители всех отраслей. И это не избранные, как казалось когда-то, здесь учителя, врачи, работники отдельных предприятий. Это не обязательно чиновники, которых, кстати, немного. В рядах партии работают люди и на добровольной основе. Несмотря на трудности, мы продолжили идти дальше, где мы недоработали — будем дорабатывать. К нам отношение в регионе поменялось в лучшую сторону.
— Говоря о решении социально значимых вопросов, нельзя не затронуть тему СВО. К тому же, вы периодически ездили в зону боевых действий, помогали и продолжаете помогать нашим бойцам, к слову, вы даже находитесь под персональными международными санкциями.
— Через благотворительный фонд "Народная дружина", попечителем которого я являюсь, удалось на достаточно большую сумму — более 150-ти миллионов рублей — передать материально-технические средства и оборудование нашим бойцам, но если сюда еще прибавить партийный ресурс, который тоже отдельно направлен на данную поддержку, то это более 240 миллионов рублей. Это и автомобили, и объекты благоустройства в отдельных гарнизонах, спецоборудование, средства связи, генераторы, обогреватели, медикаменты. Когда была возможность все это везти на территорию, мы доставляли, и я лично доставлял. Но с осени прошлого года выезд на территорию зоны СВО для депутатов Госдумы затруднен по той причине, что нас могут использовать как мишень, а погибнут мирные граждане. Хотя, как только будет снят вопрос, не задумываясь, я поеду на эти территории снова.
Мне удалось там поработать перед референдумом, курировать одну из территорий, очень сложная, истерзанная боевыми действиями, буквально на линии боевого соприкосновения находившаяся на тот момент, это город Первомайск. В таких условиях приходилось работать с населением, с нашими военнослужащими, я был свидетелем освобождения населенных пунктов, которые входили в это муниципальное образование. Гуманитарными грузами мы поддерживали население, и после референдума тоже продолжили общаться и контактировать, оказывая всевозможную посильную помощь и поддержку.