Президент ОФСОО "Российская Национальная Федерация Карате Киокушинкай" Александр Ипатов дал эксклюзивное интервью ИА AmurMedia. Об экзаменах и становлении киокушина в России
— Какова цель Вашего визита в Хабаровск и как оцениваете профессиональный уровень хабаровских каратистов?
— Со второго вопроса начнем. Хабаровск — это один из тех центров Советского Союза, где и откуда пошло развитие профессионального киокушинкай карате. Второй центр был на Урале. Хабаровск так и остался одним из лидеров. Очень много людей здесь выросло — мастеров, чемпионов, руководителей федераций. Такие известные лидеры как Евгений Николаевич Исаков, Валерий Викторович Пукас, Шабанов Юрий Владимирович, Мохирев Всеволод Эдуардович. Но, я уверен, еще подрастут люди. Будут чемпионы России, чемпионы Европы, призеры мира. Это славная спортивная история. Что касается моего приезда сюда, я являюсь старшим преподавателем Хабаровской духовной семинарии. И приехал сюда на зачеты, лекции и экзамены. Экзамены у семинаристов по новому проекту с Русской православной церковью: формирование первых священников, которые будут иметь дополнительные навыки в виде наставничества по боевому искусству каратэ киокушинкай.
— Все сдали этот экзамен?
— Сдали все, кто-то на более высокий пояс, кто-то на меньший, но все прошли. Я понимаю, в каких условиях находятся семинаристы и как им тяжело трудиться. У них очень плотный график учебы. И несмотря на это, они тренируются. Я думаю, что мы получим очень интересный опыт. Не только мы как руководители спортивной организации, а прежде всего опыт для Русской православной церкви. Эти люди, став потом священниками, могут работать на приходах с нашим народом. В сущности, это воспитание, дополнительное влияние на молодежь.
Александр Ипатов. Фото: ИА AmurMedia
— Наверняка вам задавали вопрос, как в боях встречается с одной стороны обычный парень, а с другой — священник. Как происходит спарринг?
— В спарринге мы нагрузку повышаем постепенно, не допуская высокого травматизма. По сути, мы учим священников, да в принципе всех понимать, что такое боль. А когда ты знаешь, что это такое, значит, ты будешь очень осторожно относиться к тем людям, которым ты можешь причинить боль. Во-вторых, там не все священники — семинаристы пока. В-третьих, будем считать, что это учителя. Человек формирует свою личность, надо рассматривать боевые искусства не только как спорт. Вообще, там спорта процентов 5, остальное — это воспитательная тема. Кого мы воспитываем? Человека, который может преодолевать трудности. Неважно какие, в жизни бывает множество всяких нестабильных ситуаций. Как выжить? Как пройти все, как при этом в нестабильной ситуации достигать результатов и побеждать самого себя, прежде всего? Учеба помогает сформировать личность в гражданском обществе.
— Родоначальником киокушина был мастер Ояма. Удалось ли вам быть его учеником?
— Нет, но я с ним встречался. За год до его смерти я с ним встречался в Европе, в Польше. Тогда мы впервые стали чемпионами Европы. Для нас это был, наверное, первый высокий результат в абсолютной весовой категории. Юрий Кочкин занял первое место, и вот тогда Ояма руку мне пожал и сказал: через 20 лет из России будет чемпион мира в абсолютной весовой категории. Я руку пожал ему и думаю: где мы там, и где наше чемпионство… А мы в то время в начале второго из трех дней абсолютного чемпионата мира практически все вылетали. Не понимали правил, не знали, как готовиться, проигрывали, реально проигрывали. Не знали толком судейства никакого. Соответственно, подготовка была неправильная. И тогда, когда он сказал "20 лет", думаю: что-то вообще фантастическое. Прошло 17 лет, и чемпион у нас появился. И слова его оказались пророческими.
— Сегодня непростое время. На страну наложены санкции и страна— родоначальница киокушино и каратэ вообще в целом — Япония — оказалась на стороне недружественных нам стран. Как сегодня строятся международные отношения с коллегами по спорту?
— Да, политическая Японии ведет себя, мягко говоря, странно. И разные международные организации, которые находятся в Японии, по разным видам тоже ведут себя неспортивно в части проведения разных мероприятий: не пускают людей русских и русские команды, либо какие-то дискриминационные моменты мы наблюдаем. Но наша международная организация IKO, где руководитель Шокей Мацуи оказался мудрым человеком, понимает, что спорт и политика — все-таки не одно и то же. Высочайше давление оказывалось на него на протяжении предыдущего года, перед чемпионатом мира. От него требовали снять российскую команду с соревнований. Но он все-таки сохранил российскую команду. Мало того, уравнял всем шансы. То есть мы были под своими названиями, все страны были в одинаковых условиях, и Россия тоже. Судейство я бы не сказал, что предвзятое было к России. Были моменты, но обусловленные человеческим фактором. Это же люди судят, была статистическая погрешность при судействе. Говорить о том, что кто-то кого-то как-то настраивал против нас, конечно нет, всё прошло хорошо. Я считаю, что международная организация, которая находится в Токио, штаб-квартира, отнеслась к российским гостям, к российской команде совершенно лояльно и достойно.
— То есть, в спортивной среде другая совсем атмосфера.
— Канчо Мацуи говорит о том, что наша международная организация не участвует в политике. Мы не будем примешивать политику в наши спортивные состязания. Мне кажется, это мудро.
О спорте, который стал политикой
— А в целом сегодня для наших спортсменов, не только по каратэ, закрылись различные международные соревнования. Какие сегодня для спортсменов киокушина самые престижные соревнования? И когда они планируются?
— Начнем сверху. Чемпионат мира, абсолютная весовая категория — один раз в четыре года. 200 участников, 60-70 стран, чемпион один, призовых мест восемь. В 2023 году у нас был абсолютный чемпионат мира, следующий будет в 2027 году. Из 8 призёров: первое место россиянин, второе — японец, третье — россиянин, четвертое — француз, пятое, шестое, седьмое, восьмое — россияне. Говорит о многом. Чуть пониже статус — весовой чемпионат мира, тоже один раз в четыре года. Третий уровень по статусу мероприятий это — Чемпионат Азии, чемпионат Европы. Они дваодинаковых. Теперь мы на чемпионат Европы невыездные из-за саботажа и скандала в Европе, а на чемпионат Азии едем, боремся.
— Для российских каратистов, то есть, закрылся фактически только чемпионат Европы?
— Да, Чемпионат Японии для нас открыт. Мы выступаем. И занимаем места и рейтинг этого турнира международный, очень высокий. Есть международный турнир Russian Open Cup (Открытый кубок России) проходит в феврале в Москве каждый год. Две с половиной, три тысячи участников, порядка 20-25 стран даже сейчас участвуют. Международный турнир Belarus Open Cup — 1000-1200 участников. Тоже стран 10, наверное, есть.
— В этом году в Париже пройдет Олимпиада. Как вы считаете, нужно ли ехать российским спортсменам под нейтральным флагом для участия в этом соревновании?
— Такая избитая тема, кто только не высказывался по этому поводу. Да, я 45 лет в теме спорта без перерывов. Понимаю, насколько сложно подобрать спортсмена, вырастить, подготовить. Понимаю, как решения принимаются. Здесь есть политическая составляющая, есть спортивная, вот их смешивать никак нежелательно. Каждая имеет свои плюсы и минусы. Надо нам каждый раз взвешивать, смотреть какая польза в моменте для страны лучше.
Но, выезжая на турниры, где собираются те люди, которые презирают, пытаются унизить нашу страну, мы своим представительством поднимаем статус этого турнира.
Александр Ипатов. Фото: ИА AmurMedia
Не выезжая, ограничивая себя в выезде, мы теряем квалификацию. Бойцы, спортсмены, у них цикличность подготовки 4 года. Если они не выступают, у них начинается апатия, проблемы психоэмоциональные. Кто-то сходит, новые должны зайти. Но без плана подготовки с привязкой к Олимпийским играм, это сложно. Это для работы сборных команд большой ущерб.
И вот здесь сравниваем, смотрим, что лучше, чем мы пожертвуем. Без жертв не получится. Чем пожертвуем в данный момент? Есть еще паралимпийская сборная. Это люди, которые с ограниченными возможностями, которым в десять раз тяжелее подготовиться, чем обычному спортсмену. Им как быть? С ними как? На мой взгляд, вывозить команду я не стал бы. А вот паралимпийскую сборную повез.
— Недавно киокушинкай вошел в качестве спортивной дисциплины в общеобразовательную программу и будет преподаваться детям в школах. Почему все-таки киокушинкай, а не другие какие-то единоборства взяли в школьную программу? И каковы преимущества все-таки каратэ?
— Прежде всего, многие люди путают, что такое каратэ, что такое каратэ киокушинкай. Если говорить о виде карате киокушинкай, то это, прежде всего, единоборство, которое воспитывает человека. Нам важно, чтобы мы могли воспитать патриота — сильного, крепкого, готового к серьезным испытаниям в жизни. Вот кого мы воспитываем из спортсменов. Спортсмен повыступал какое-то время и закончил. Человек нам нужен, который завтра будет строить наше государство, поднимать наш народ. Мне кажется, вот это в киокушинкай карате развито лучше всего.
— Думаете, что киокушинкай — больше философия?
— Очень много философии. Очень много дисциплины, очень много этикета. Когда по специализации ты можешь научиться бить, бросать и какие-то еще вещи делать, не обращая внимания на этикет, времени меньше тратится только на специализацию. А тут у нас, первое время в особенности, уходит очень много на обучение дисциплине, этикету. В других видах за полгода можно научить очень многому, а у нас 6 месяцев только начальный этап. Мы к результатам, которые в других видах, где толькоспециализация, подходим где-то года через полтора. Зато у нас и развита воспитательная часть очень хорошо, и она помогает человеку становиться сильным, организованным, с умением работать в команде, мужественным и успешным в жизни.
— А в части здоровья?
— Безусловно. Это база, имея которую, ты можешь потом развиться и в боксе, и в борьбе, где угодно. У нас, кстати, профильные виды: мы и борьбой занимаемся, и боксом.
О боевых товарищах
— С начала специальной военной операции многие представители киокушинкай приняли решение участвовать в качестве добровольцев в специальной военной операции. Как вы относитесь к такому решению товарищей по спорту?
— Мы всю жизнь готовим людей Родину защищать, и когда возникает ситуация, что Родине нужны воины, мы понимаем, что наше время пришло. Мы не просто поддерживаем, а отправляем, готовим бойцов, получаем благодарности от командования. Ни одного случая, когда кто-то бы струсил, либо предал, мы не видели. Да, есть, к сожалению, потери и раненые, но мы понимаем, что люди сознательно идут Родину защищать и готовы заплатить самую высокую цену, которая есть — отдать
жизнь за свой народ.
Борьба наших учеников, наших воинов — это просто лакмусовая бумага в части понимания, правильно ли мы работали все эти годы. Мы лучше понимаем, какие еще направления надо развивать. Например, я считаю, что пора ввести тактическую медицину для всех занимающихся в разных объёмах. Эту идею мы будем осуществлять
— Что чувствуете, когда теряете товарищей по спорту, особенно тех людей, которых знали?
— Когда такое происходит, такое ощущение, что не только человека потерял, но часть себя. Это же наши братья. В каждого мы вкладывали, каждый был нам братом и остается. Уход каждого это большой удар для нас. Мы понимаем, с одной стороны, что его время, возможно, пришло, но мы не готовы. Никогда никто к смерти не готов, особенно близких. Сплачиваем ряды, идем дальше, готовимся, не забываем своих братьев и понимаем, что так надо. Если Родина зовет, значит, надо помогать.
— В Хабаровске открылся учебно-тренировочный центр имени Сергея Увицкого. Его открыла группа товарищей по спорту во главе с Всеволодом Мохиревым. Как вы считаете, нужно ли увековечивать память о погибших товарищах по спорту?
— Однозначно хорошая инициатива, ее нужно обязательно внедрять. А на каких примерах учиться? Вот они — живые люди, которые пошли, жертвовали собой. Они все герои, они победили свои слабости. Мы этому их учили. Мы учили их побеждать себя, свои страхи и жертвовать собой ради своих близких, своего народа, своей Родины. Они это сделали. О них надо рассказывать, имена их должны быть увековечены, о них должен знать народ.
— То есть, то, что делают Всеволод Мохирев с товарищами по спорту — это правильно?
— Совершенно правильно.
— Как бы вы вообще его бы охарактеризовали?
— Всеволода Эдуардовича знаю лет 30, а это время, хочу сказать, что человек воспитан в нашей системе с малолетства. Человек, который прошел все этапы становления от младшего ученика до серьезного сэнсея и мастера. Человек, который воспитал множество людей. Я думаю, что не одна тысяча человек уже через него прошла.Человек, который, когда время пришло, не стал сидеть, а сердце позвало его, поехал в СВО вместе как раз с Сергеем Увицким. И не прятался где-то в тылу, а на линии боевого соприкосновения воевал, Родину защищал, собой рисковал. Герой реальный.
О новом врио губернатора Хабаровского края
— Вы знакомы с нашим временно исполняющим обязанности губернатора Хабаровского края Дмитрием Демешиным. Что это за человек?
— А вы хотите это услышать?
— Не только я. Наши читатели и жители Хабаровского края. Взгляд со стороны.
— Дмитрий Демешин — очень интересная личность. Познакомился с ним в 2017-м году, случайно просто оказался в их компании — большие чины с Генеральной прокуратуры. Мне интересно было, я слушал, смотрел, как люди общаются, как разговаривают, как мыслят. Потом мы общались эпизодично. Хочу сказать, что Дмитрий Демешин как собеседник очень интересный, начитанный, нестандартно мыслящий. Душа компании, но никогда в быту не обсуждает рабочие моменты. На работе, знаю, что ему давали очень сложные задачи разные, и он никогда не давал осечку. Человек, который ни разу не ошибся, всегда доводил дела до конца. Профессионал высочайшего уровня, разбирается в деталях, лично контролирует все сам. Спортсмен. Очень волевой человек, занимается одним из видов единоборств, причем, учитывая его загруженность, он находит время и системно тренируется. Профессиональный человек на высоком уровне и всегда в спортивной форме. Хабаровчанам повезло, что наш президент его сюда направил. Думаю, что для коррупционеров, мошенников, приспособленцев в Хабаровском крае плохие дни наступили.
Александр Ипатов. Фото: ИА AmurMedia
О перекраивании спортивной карты мира
— Если вернуться к спорту, какие сегодня основные проблемы в спорте в России, и как изменится спорт после всех вот этих санкций. Что-то вообще поменялось?
— Мы не ощущаем. Весь объем, весь график проведения мероприятий выполняли, даже добавили. У нас даже всероссийские онлайн-соревнования проходят по ката, и семинары— тренировки тоже есть в онлайн-формате. График участия в европейских мероприятиях все-таки у нас упал и нам нужно искать новые пути. Мир не ограничен англо-саксонским сообществом. Есть гораздо больше стран, которые лояльны к нам, которые хотят развиваться. Надо с ними строитьпараллельные структуры, помогать им вставать на ноги и проводить мероприятия. Никаких проблем в этом не вижу. Надо просто работать, осуществлять задуманное и все будет хорошо. Десять лет — и мы уйдем еще и дальше. Но только отношения будут другие между странами — хорошие, правильные, добрые.
— Что можете сказать подрастающему поколению в завершении нашего разговора? Какие слова, может быть, напутственные или еще что-то?
— Да любить Родину надо. Будем любить Родину — будем развиваться, поднимать, сохранять, беречь свой народ, свою страну. А если не будем любить, а будем ориентироваться на другие ценности — вот тогда конец нам.