Накануне в Ижевске произошла одна из крупнейших террористических атак на школу в истории современной России. В результате нападения вооруженного мужчины погибли 17 человек, включая детей. Подобные происшествия закономерно вызывают общественные волнения, родители возмущены отсутствием профессиональной охраны в учебных заведениях, а чиновники резко оживляются и начинают фонтанировать инициативами по спасению ситуации. Корреспондент ИА AmurMedia поговорил с представителями сферы образования и общественниками, чтобы выяснить, готовы ли школы Хабаровска к таким вызовам, и какие аспекты их безопасности стоит доработать.
Вчера, 26 сентября вооруженный 34-летний мужчина проник в здание школы и во время занятий открыл стрельбу в одном из классов. Жертвами жестокого нападения стали 17 человек, из которых 11 — дети, еще 20 получили ранения. По количеству жертв стрельба в Ижевске стала одной из самых крупных трагедий в школах за последние два десятилетия. Конечно, сейчас трудно судить, что именно стало ее причиной, особенно учитывая, что террорист мертв. Но очевидно, что этому предшествовала огромная цепочка факторов, берущая начало от личных психологических проблем и включающая в себя как уязвимости оружейного законодательства, так и школьной охраны. И если первые два вопроса комплексные и дискуссионные, то последний, кажется, априори должен быть давно решен на федеральном уровне.
Так, многие родители возмущены низким уровнем охраны учебных заведений и совершенно обоснованно требуют ее усиления. По мнению заместителя председателя Общественной Палаты города Хабаровска, общественного деятеля, сопредседателя совета отцов Хабаровска Андрея Никонова, отсутствие квалифицированной охраны в учебных заведениях является тем самым слабым звеном, которое приводит к столь пугающему количеству жертв. И пока у посторонних людей будет возможность беспрепятственно проникать в школы, число трагедий будет множиться. В этой связи Андрей Всеволодович предлагает привлечь силовиков к охране образовательных учреждений.
— После нескольких случаев стрельбы в школах, спустя годы мы, к сожалению, не сделали никаких выводов. Почему во многих наших школах, детсадах и вузах о сих пор не стоят современные системы слежения? До каких пор вместо охраны будут сидеть бабушки? Это системная проблема. У нас в стране столько органов безопасности… Пусть привлекут к охране школ Росгвардию, полицию, да тех же казаков. Один этот фактор уже будет действовать психологически и отпугивать всяких моральных уродов, — считает сопредседатель совета отцов.
Параллельно Андрей Никонов предлагает обеспечить внешнюю охрану зданий путем установки заборов, чтобы ни у кого помимо персонала и учеников не было возможности ступить на территорию заведения. Также он считает необходимым установку передовых систем видеонаблюдения, способных идентифицировать лица посетителей.
В масштабах государства обеспечение всех этих мер безопасности стоит не так дорого. Не думаю, что на детях стоит экономить. Для чего же мы еще платим налоги…
Между тем начальник управления образования администрации Хабаровска Татьяна Матвеенкова отмечает, что на деле процесс обеспечения школ лицензированной охраной оказывается не настолько простым и действительно требует больших средств, которых у муниципалитетов зачастую не хватает.
— Ресурсов на постановку на охранные посты сотрудников правопорядка нет. Постановление правительства РФ №1006 гласит, что охрана в школах должна быть лицензированная, поэтому нам нужно 800 млн рублей в год, чтобы эту охрану содержать. Сейчас в Хабаровске она есть только в 16 школах и двух детсадах, потому что по ним есть соответствующее решение суда. Но мы постепенно решаем этот вопрос, например, уже ввели новый раздел в муниципальную программу, которая расписывает по годам мероприятия по приведению наших учебных заведений в соответствие с постановлением. Там же мы заложили средства на лицензионную охрану, — прокомментировала начальник управления образования.
При этом Татьяна Матвеенкова предложила самим родителям проявить больше понимания и снисхождения к просьбе не заходить в учебные заведения без веской на то причины. И дело не в том, что один из них может оказаться преступником. Тут уже вступает человеческий фактор, охранник в час-пик может не их отличить или банально не заметить.
Как утверждают очевидцы, на одежде ижевского стрелка была заметна нацистская символика, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предположил, что преступник мог принадлежать к неофашистской организации.
Учитывая, что в России сейчас ведется усиленная борьба с этим явлением, случай в Ижевске может стать прецедентом к еще большей популяризации патриотического воспитания подрастающего поколения. Так, по мнению директора патриотического центра “Взлет” Олега Безгодова, в целях дальнейшего предотвращения подобных инцидентов и возрождения фашизма как такового на государственном уровне должна быть принят закон о патриотическом воспитании.
— Насколько я знаю, этот закон уже несколько лет лежит на каких-то доработках. Есть, конечно, местные акты, программы, но федеральный закон нужен обязательно, потому что это по сути идеологические рельсы, по которым должна ехать вся страна, — уверен директор патриотического центра “Взлет”.