Районные вести: наши ёлки, в Вяземском метают ножи, а в Нижнетамбовском катаются с горок
18:00
Более 500 проектов ТОС реализуют в Хабаровском крае
17:30
"Воздушная" скорая помощь Хабаровского края в новогодние праздники спасла 19 человек
17:00
Образцовый ансамбль Хабаровского края завоевал Гран-При на фестивале в Китае
16:30
Закрылось "Открытие": ВТБ перевёл все его офисы под свой бренд
16:05
Стоимость проезда в автобусе по маршруту № 107у увеличат в Хабаровске
16:00
Жители Хабаровского края приняли активное участие в Декаде спорта и здоровья
15:30
Войска ВВО получили свыше тысячи новых образцов вооружения и военной техники в 2024 году
15:02
Тигры утащили 11 собак за новогодние праздники в Хабаровском крае
14:57
В Хабаровском крае запускают программу "Герои Vостока"
14:27
Уголовное дело о незаконном хранении боеприпасов возбудили в Хабаровском крае
14:10
Новое оборудование для массовых мероприятий получил Хабаровский край
14:00
Вирусолог рассказал, чем опасен китайский метапневмовирус
13:30
Последствия снежного циклона в Хабаровском крае ликвидированы
13:00
Архиерейская ёлка для юных горожан состоялась в Хабаровске
12:30

От выборов в Ванинском районе до новой роли ДФО. Индуктивный прогноз политолога

Григорий Говорухин в прямом эфире ИА AmurMedia побеседовал с руководителем агентства
29 июня 2022, 14:07 Политика
Григорий Говорухин ИА AmurMedia
Григорий Говорухин
Фото: ИА AmurMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

"Справедливая Россия" в Хабаровском крае остро нуждается в истории успеха. Исход грядущих выборов в Ванинском районе будет продиктован не политическими, а скорее экономическими причинами. Экс-мэр Хабаровска Александр Соколов неспроста появился в медиапространстве спустя четыре года затишья. А от действий Михаила Дегтярева напрямую зависит роль Хабаровска в условиях поворота страны на Восток. Такими мыслями поделился политолог, доктор социологических наук Григорий Говорухин в интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Щвецову. 

— Как сегодня можно охарактеризовать все происходящее на политической арене Хабаровского края? 

— С моей точки зрения, идет общепозиционная работа внутри политических партий. Во многом это, конечно, связано с уходом со сцены неожиданно яркого игрока в виде ЛДПР, активно заявивший о себе несколько лет назад. Само собой, поле в какой-то степени стало свободным, и вне всякого сомнения оно должно быть кем-то занято. Активизировались еще с предыдущих выборов коммунисты, попытались отыграть некоторые позиции. Напомню, что расклад политических сил на выборах был таковым, что всегда, на протяжении уже более 20 лет, партия власти была первой. А вот уже ЛДПР и коммунисты между собой делили второе-третье место. В силу определенных обстоятельств, думаю, все о них помнят, ЛДПР перестала играть активную роль в политическом пространстве Хабаровского края, во многом это внутрипартийные процессы, и коммунисты, естественно, начинают отыгрывать свои позиции. Пытаются во всяком случае. По итогам предыдущих выборов нельзя сказать, что это делалось активно, но заявка была. 

Сегодня мы видим, что внутри лагеря "Справедливой России" происходят внутренние революционные потрясения. Они мне кажутся тревожными для самой партии, потому что очевиден разлад между центром и региональным отделением, и этот разлад не может говорить о сплоченности. С другой стороны, это показывает и некоторую активность самого регионального отделения. Хотя на сегодняшний день "Справедливая Россия" достаточно агрессивно и активно заявляет о себе на грядущих выборах, не стоит забывать и про новую силу, которая ворвалась в Государственную думу на выборах прошлых, — Новые люди. Чего ожидать от них, пока сказать очень сложно, потому что создается ощущение, что они возникли на фоне условного "вакуума" власти, возникшего на фоне очевидной усталости от старых политических партий. Они тоже будут играть определенную роль.

— А куда и почему уходит ЛДПР? 

— ЛДПР не уходит с федеральной политической арены, но есть определенные вопросы. Уже неоднократно говорили, что ЛДПР, как КПРФ и СР — это вождистские партии, партии, созданные одним человеком, сформированные в рамках идеологии, предлагаемой этим человеком. И если насчет КПРФ с этим можно было бы поспорить, в том плане, что КПРФ — партия со старыми идеологическими программами, которые транслируются поколениями, есть нюансы, позволяющие говорить о наличии "пятых колонн". Кстати, отсюда и постоянные скандалы внутри КПРФ — есть течения, крылья и скрытые внутренние процессы. 

То ЛДПР в этом плане была партией исключительно вождистской, она подчинена некой общей диктатуре, идеологии одного лидера. Насколько нынешний лидер Слуцкий сможет заменить Жириновского, насколько он будет соответствовать ожиданиям людей, которые на протяжении 30 лет голосовали за ЛДПР, — это первый вопрос. Второй — это та ситуация, которая возникла в постфургальскую эпоху в Хабаровском крае. Поэтому партия пока не уходит в небытие, но уходит с первых строчек ТОП-чарта. 

Безусловно, есть определенный потенциал. Не стоит забывать, что и губернатор края не выходит из партии. Как бы номинально он ее представляет, хотя у него сейчас очень сложная задача — объединить в своей политике и принадлежность к партии, и принадлежность к исполнительной власти. Но все же думаю, у него сейчас развязаны руки. Если раньше на него давил Владимир Вольфович, то сейчас на него давить никто не будет, он стал достаточно влиятельной фигурой в общероссийском звене партии. Однако вероятно, что он будет в некотором смысле уходить от своей "партийности". Отсюда и произрастает моя идея о том, что ЛДПР в некоторой степени снижает активность, и, самое главное, к ним пропадает интерес со стороны избирателей. 

— В "Справедливую Россию" зашло остаточное количество бывших членов ЛДПР, многие из них — сторонники экс-губернатора Фургала. Как это может отразиться на результатах выборов в этом году? 

— Прогнозы — вообще вещь достаточно капризная, тем более, что до выборов еще почти три месяца. 

— Тогда у какой из партий более сильные стартовые позиции? 

— Думаю, стартовые позиции будут выше у "Единой России", но это в первую очередь связано с международной программой и поддержкой президента. Кто бы что ни говорил в кулуарах, основная масса людей поддерживает главу государства в его начинаниях, а, следовательно, и партию власти.

По "Справедливой России", посудите сами — есть некая программа партии, есть некая установка со стороны секретариата партии, в том числе и господина Миронова, есть общая идеологическая повестка партии и тут вдруг, на тебе, какой-то регион, где-то далеко-далеко заявляет о своем несогласии с тем чтобы поставить председателем ту фигуру, которая предлагалась изначально. Само собой, рассчитывать при таком раскладе на поддержку федерального звена партии было бы достаточно странно. Тем не менее люди пошли на это, в мае утверждается кандидатура, причем кандидатура перешедшая в СР из ЛДПР, которая при этом становится еще и доверенным лицом Прилепина. А Прилепин для определенной возрастной группы человек достаточно известный, медийный. Само собой, у него достаточно большие очки. И в чем "соль" ситуации — есть определенный конфликт, но его удалось определенным образом "микшировать", загладить, узаконив региональные решения, что свидетельствует о том, что были найдены компромиссы. Скорее всего ЦК попытался поддержать региональные органы СР именно потому, что те предложили что-то вменяемое. А что это может быть, если не какая-то программа действий? Само собой, это свидетельствует о том, что они рассчитывают на какую-то победу, иначе вся эта история с избранием нового председателя будет непонятна не только самим избирателям, потому что все уже давно привыкли, что Справедливая Россия в Хабаровском крае где-то там далеко в хвосте, но и непонятна прежде всего вождям партии и естественно люди идут ва-банк, для того, чтобы драться и побеждать.

Я бы в этом смысле разделил электоральную активность людей, которые готовы голосовать за них, и некую потенцию, то есть желание тех людей, которые идут во власть. То есть желание этих людей более активно, чем желание тех, кто был бы готов за ними идти. Это означает, что им нужно сейчас максимально закрепить за собой право считаться обновленной партией в регионе. Если им это удастся за два года, то я бы, честно говоря, на них поставил. 

— Насколько мне известно, в Ванинском районе была попытка изменить Устав и отменить прямые выборы, но она не удалась. Теперь, насколько мне известно, своего кандидата на эту кампанию готовит и обновленная "Справедливая Россия". Насколько в этих условиях меняются шансы партий? Что будет зависеть от результатов этих выборов? 

— С моей точки зрения, сейчас местные политические вопросы уходят на второй план, в связи с международной программой. Поэтому говорить о политических изменениях не стоит, по крайней мере в 2022 году. Сейчас речь идет о голосовании за хозяйственника. В Хабаровском крае, слава Богу об этом и губернатор стал говорить, очевиден развал на местах. Поэтому люди будут голосовать за крепкого хозяйственника, им вообще не нужна политическая игра. 

В Ванино очень много игроков, в том числе представляющих интересы профессиональных групп. Мало того, крупные предприятия исподволь все равно оказывают влияние на сами выборы. Поэтому вот такие броуновские выборные движения там есть, но речь идет не о политической, а скорее экономической повестке самого региона. Естественно, губернатору придется договариваться с любыми людьми. Он, кстати говоря, достаточно активен и договороспособен. Поэтому каких-то изменений в связи с выборами в Ванинском районе я не вижу. 

Что касается мнения коллег-экспертов о том, что выборы в Ванинском районе — это репетиция, скажу, что любые выборы — это репетиция, пробы сил. Собственно говоря, одним из аргументов против непрямых выборов как раз и было то, что они выпадают из общего электорального процесса. 

— Если, предположим, на выборах в Ванинском районе победит кандидат-справоросс, это как-то может повлиять на грядущие выборы мэра Хабаровска в 2023 году?

— Что касается тех людей, которые сейчас возглавили СРЗП, то изначально они прошли от ЛДПР по непонятным для них самих причинам, как мне представляется. Шли за экс-губернатором, поэтому своих сил на выборах они вообще не знают. Я бы вопрос о том, что они метнулись в "Справедливую Россию" и перетащили за собой электорат, оставил за скобками. Это, прямо скажем, редуцировать нужно очень серьезно. 

Если говорить о потенциальной победе в Ванинском районе, то, конечно, это будет для самой "Справедливой России — За Правду" означать одно: у них появляется шанс верить в себя. Это очень важно, потому что в Хабаровском крае пока это партия аутсайдеров, партия, которая сейчас нуждается в истории успеха. Если она случится, они поверят в себя. Но на сегодняшний день я и про команду СРЗП ничего сказать не могу — ни хорошего, ни плохого. Я и команды то не вижу. Если выборы пройдут для них успешно, это будет означать, что команда собрана, что общеидеологическая программа едина, они не будут болтаться, что у них наладилась связь со своим федеральным центром, и в конечном итоге, что к ним пойдут деньги. Это очень важный фактор на выборах, тем более выборах мэра краевого центра. 

— А если говорить о выборах мэра в 2023 году, как вы считаете, кампания уже началась? 

— Думаю, что пока нет. Подготовка какая-то идет и если мы окажемся в 2023 году, то сможем определённые действия в настоящем связать с подготовкой к выборам. Но никогда подготовка не начинается за полтора года. Слишком много неизвестных факторов, вкладывать деньги в раскручивание пока нельзя. Надо признать, что у нынешнего мэра Хабаровска есть шансы проиграть эти выборы.

— Но эксперты говорят и об обратном, что шансы есть и хорошие...

— Политический истеблишмент готов с ним побороться. Но это сегодня, а что будет завтра, я сказать не готов. Понятно, что у него есть свой избиратель, так вот ванинские выборы никак не перетащат хабаровского избирателя в копилку той или иной партии. Однако эта кампания может дать историю успеха партии, причем не только "Справедливой Росси", но и вполне вероятно "Единой России". 

— Совсем недавно в публичном пространстве спустя четыре года затишья появился экс-мер Александр Соколов. Это что-то означает для политической повестки Хабаровского края? 

— Если рассуждать на уровне фантазии... Почему бы ему сейчас не интегрироваться в политическую систему? Не думаю, что он всерьез рассчитывает на то, чтобы занять кресло мэра или, как вариант, сенатора. Но почему бы просто не поучаствовать в политическом процессе? Человек он активный, амбициозный и может попытаться повлиять на эти процессы. Более того, у него большая узнаваемость. Но вот что будет дальше? 

— Пусть вы и сказали, что не любите делать прогнозы, я все-таки свой вопрос задам. Что нас ждет, учитывая влияние внешней и федеральной политики? 

— Хабаровский край и Дальний Восток — восточные ворота России. Вспомните, как раньше строился Калининград, Крым, какими были вложения, ведь тогда нужно было Западу показать товар лицом. Когда завершится спецоперация, появится потребность вложений здесь, на Дальнем Востоке в укрепление восточного фасада нашей родины. Тогда есть вероятность, что начнется приток денег, а самое главное — приток людей. 

— Может ли Хабаровск стать центральной опорой этого фасада? 

— Думаю, сейчас будет идти речь о дефрагментации. Короче говоря, каждый город будет играть собственную роль. Нет, Хабаровск совершенно точно не станет столицей, как собственно и Владивосток. Но он может стать центром определенных процессов. Уже много говорят об отказе от системы, когда все идет через Москву. Нет смысла в одном регионе создавать единый экономический, политический кластер. Поэтому будет происходить разветвление. А у Хабаровска есть все шансы, тем более если достаточно активную и правильную позицию будет занимать губернатор. 

218166
77
29